География расселения населения. 10-й класс

- 13:03II И III СТУПЕНИ, ГЕОГРАФИЯ, География. Сценарии, Методичка

Разработка включает в себя полный сценарий урока, мультимедийную презентацию, образцы рабочих листов и индивидуальных карточек с заданиями по теме.

Вадим ХРЯПКИН,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 12 г. Орши»,
Витебская область

 

 

Цель: изучить особенности расселения населения, стадии и формы урбанизации.

Задачи

Образовательная: сформировать знания понятий «расселение», «агломерация», «мегалополис», «мегасити»; знания стадий и форм урбанизации.

Развивающая: формировать умение работать с картой, называть и показывать примеры стран с максимальной и минимальной долей городского населения, продолжить развивать навыки работы со статистическими данными, проводить их анализ; продолжить развивать навыки работы в группах.

Воспитательная: формирование представления общей картины современного мира через определение урбанизации и её особенностей.

Оборудование: карта «Плотность населения. Урбанизация», статистические данные, карточки с заданиями, контурные карты, карточки SWOT-анализа, презентация.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I Организационный момент (1 мин)

– Добрый день, я рад приветствовать вас на уроке социально-экономической географии мира. Сегодня мы продолжим изучать географию населения мира. На прошлом занятии мы с вами разбирали особенности размещения населения. Говорили о факторах, которые влияют на размещение населения, понятии плотности населения и полосах концентрации населения в различных регионах мира.

 

II Проверка домашнего задания (5 мин.)

Задания по группам «Эстафета»

1-я группа. «Размещение населения»

1. Что такое «ойкумена»? (Освоенная человечеством часть мира.)

2. Что понимают под размещением населения? (Процесс освоения и заселения населением территории ойкумены и формирования сети поселений на определённый момент времени.)

3. Назовите исторические факторы размещения населения мира и примеры такого расселения. (Роль природной среды (районы возделывания сельскохозяйственных культур), размещение промышленности, рост международной торговли и морских перевозок.)

2-я группа. «Плотность населения»

1. Что такое плотность населения? Какова средняя плотность населения мира? (Соотношение численности населения к площади территории на котором оно проживает – 59 чел./км2.)

2. Укажите на карте страны с самой высокой и самой низкой плотностью населения. (Бахрейн – 1964 чел./км2, Монголия – 1,9 чел./ км2.)

3. Укажите на карте ареалы с самой высокой и самой низкой плотностью населения. (Ареалы высокой плотности: В и ЮВ Азия, Индостан, Европа, СВ США и ЮВ Канады; ареалы низкой плотности: приполярные районы Северной Америки и Евразии, пустыни Северной Африки, Австралии и Центральной Азии, экваториальные леса Амазонии, Аравийский полуостров.)

3-я группа. «Полосы концентрации населения»

1. Распределите регионы по степени заселённости: Азия, Европа (с Россией), Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания, Африка. (Азия, Африка, Европа (с Россией), Южная Америка, Северная Америка, Австралия и Океания.)

2. Каков характер расселения в Европе и в Азии? (В Европе представлено три полосы высокой плотности населения – ЮВ Англии – Бенилюкс – долина реки Рейн – Силезия; долина реки По, побережье Средиземного моря; в Азии – Ю, В и ЮВ материка.)

3. В чём схожесть заселения Американского региона и Африки? (Выраженная внутренняя дифференциация в размещении населения.)

Выставление баллов в табель за устный ответ и работу у доски.

 

III Целемотивационный этап и актуализация знаний (3 мин.)

– Обратите внимание на представленную на слайде карикатуру. Что на ней изображено? Какой исторический процесс она отображает? (Урбанизацию.)

– Что понимают под урбанизацией? (Урбанизация – процесс, включающий в себя рост городов, рост численности населения в городах и распространение городского образа жизни.)

– Каковы отличия между понятиями: мегаполис, метрополис, мегалополис, мегасити?

– С чем связано возникновение такого явления как урбанизация? (Все эти процессы связаны с особенностями расселения населения.)

Формулировка цели урока: изучить особенности расселения населения, стадии и формы урбанизации.

 

IV Изучение нового материала

География расселения мира, факторы и формы расселения (6 мин.)

– Расселение населения – это сложный социально-экономический процесс, поэтому наряду с географией населения он изучается такими науками как демография, социология, этнография и другими. Для географии важно рассматривать расселение во взаимодействии с природной средой и в историческом разрезе.

Задание 1. Запишите в рабочем листе (Приложение 1) определение “Расселение” и дополните схему “Расселения населения”, используя материалы учебного пособия на с. 84–85.

Структурно-логическая схема “Расселения населения”

Расселение – это процесс распределения и перераспределения населения с последующим формированием сети поселений.

– Для расселения мира наиболее важной тенденцией выступает рост городов и городского населения. Это объясняется социально-экономическим преобразованием города и деревни на основе разделения труда, которое приводит к интенсивному развитию индустрии, транспорта, услуг.

 

Урбанизация мира и её география (10 мин.)

– Урбанизация – это объективный исторический процесс роста городского населения, увеличения количества городов и их укрупнения, повышение роли городов в развитии общества.

Анализ рис. 92. Динамика доли городского населения мира, %.

– Каковы основные тенденции в динамике доли городского населения? (Неуклонный рост городского населения с 50-х гг. XX вв.)

– Каковы черты урбанизации в развитых и развивающихся странах? (В развитых странах на современном этапе доля городского населения стабилизируется, в развивающихся – продолжается стремительный рост.)

– Наиболее урбанизированным государством является – Катар (99%), наименее урбанизированным – Бурунди (13%). Процесс урбанизации происходит в несколько стадий, каждая из которых характеризуется отличительными признаками и появлением форм городского расселения.

 

Групповая работа по карточкам

1-я группа. «Начальная (точечная) урбанизация»

1. Что называют городом? Где и когда возникли первые города?

2. Рассчитайте долю городского населения по регионам мира и впишите их в таблицу.

– Определите регионы с наиболее высокой/низкой долей городского населения.

3. Каковы основные характеристики начальной (точечной) урбанизации?

2-я группа. «Классическая урбанизация»

1. Что такое агломерация? Какие выделяют виды агломераций по способу образования?

2. Каковы основные характеристики классической урбанизации?

3. Рассчитайте долю населения стран, проживающих в крупнейших агломерациях мира (рис. 90).

– Нанесите на контурную карту, с. 15, 5 крупнейших агломераций мира.

3-я группа. «Поздняя урбанизация (гиперурбанизация)»

1. Каковы основные характеристики поздней урбанизации?

2. Что такое мегалополисы и как они формируются?

3. Рассчитайте долю населения стран, проживающих в крупнейших мегалополисах. Впишите пропущенные значения.

– Нанесите на контурную карту (с. 15), 6 крупнейших мегалополисов, обозначив их условным знаком.

 

V Этап первичного усвоения знаний (5 мин.)

Задание 2. Заполните таблицу «Стадии процесса урбанизации» (с. 86).

________________ – это объективный исторический процесс роста городского населения, увеличения количества городов и их укрупнения, повышение роли городов в развитии общества.

Стадии процесса урбанизации

Современное развитие процессов урбанизации. Мегасити (1 мин.)

Анализ карты рис. 93. Городское население мира, %.

– В настоящее время городское население увеличивается более интенсивно в развивающихся странах. При ежегодном росте численности горожан на 2,3% в развивающихся странах он составляет 2,5%, в развитых – 0,5%.

– Для современной урбанизации характерен наиболее быстрый рост численности населения крупных городов или мегагородов (мегасити).

Мегасити – сверхкрупные города с численностью населения свыше 10 млн. чел.

 

VI Физкультминутка (3 мин.)

Работа с карточками (Приложение 2)

Карточка 1. 1 – Стамбул, 2 – Рио-де-Жанейро, 3 – Мехико, 4 – Манила, 5 – Мумбаи.

Карточка 2. 1 – Дакка, 2 – Москва, 3 – Каир, 4 – Пекин, 5 – Колката.

Карточка 3. 1 – Сеул, 2 – Лондон, 3 – Нью-Йорк, 4 – Джакарта, 5 – Хошимин.

 

Городские трущобы в современном мире. Ложная урбанизация (3 мин.)

– Быстрые темпы урбанизации в развивающихся странах и низкий уровень социально-экономического развития привели к формированию трущобного городского расселения и распространению такого явления как ложная урбанизация (трущобная урбанизация).

Ложная урбанизация – (англ. «shanty town» – «трущобный город») – разновидность урбанизации, при которой бурный рост численности городского населения не сопровождается соразмерным ростом городских функций, способных обеспечить адекватный уровень включения новых горожан в городскую культурно-экономическую среду.

– На начало XXI века в трущобах проживает 923,9 млн. граждан (32% городского населения).

– Основной ареал – Африка к югу от Сахары (71,9%);

– Страны с ярко выраженным трущобным городским расселением: Бразилия (фавелы), Индия (дхарави), Нигерия (макоко), Кения (кибера).

 

VII Закрепление материала (5 мин.)

Географический диктант «География расселения населения»

1) Процесс распределения и перераспределения населения с последующим формированием сети поселений. (Расселение)

2) Объективный исторический процесс роста городского населения, увеличения количества городов и их укрупнения, повышение роли городов в развитии общества. (Урбанизация)

3) Разновидность урбанизации, при которой бурный рост численности городского населения не сопровождается соразмерным ростом городских функций, способных обеспечить адекватный уровень включения новых горожан в городскую культурно-экономическую среду. (Ложная урбанизация)

4) Процесс, обратный урбанизации: отток населения из городов в сельскую местность. (Рурализация)

5) Процесс развития пригородов больших городов и переселения населения в пригороды. (Субурбанизация)

6Населённый пункт, имеющий большое количество населения, занятого, как правило, не сельским хозяйством. (Город)

7) Сверхкрупные города с численностью населения свыше 10 млн. чел. (Мегасити)

8) Наиболее крупная форма городского расселения, урбанизированная зона, образующаяся, при срастании большого количества соседних агломераций. (Мегалополис)

9) Компактная форма пространственного расположения городских поселений, объединённая многообразными интенсивными связями в сложную систему. (Агломерация)

10) Государства с наибольшей/ наименьшей численность городского населения в мире. (Катар/ Бурунди)

Самопроверка по ключу на слайде.

 

VIII Домашнее задание

§ 13, вопросы 1–4 с. 90; задание 1 рубрики «От теории к практике».

 

IX Рефлексия (3 мин.)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий