Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В.А.Жуковского. Урок русской литературы в 9-м классе

- 11:11II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Задачи: познакомить с особенностями и типичными сюжетами баллад, с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана»; показать национальный колорит произведения.

Нина ЖИЛИНСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа»
Пинского района,
Брестская область

 

Цель: формирование у учащихся интереса к лирике и выдающейся личности В.А.Жуковского.

Задачи

Обучающие: 
– познакомить с особенностями и типичными сюжетами баллад, с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана»,
– показать национальный колорит произведения.

Развивающие: 
– умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении;
– способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитывающие: 
– воспитание интереса к творчеству и личности писателя;
– воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Эпиграф к уроку: «Лишь то, что писано с трудом, читать легко» (В.А.Жуковский).

Предварительная работа

1. Учащийся готовит выразительное чтение отрывка.

2. Творческая группа учащихся готовит иллюстрации к тексту и оформляет доску перед уроком.

 

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

1 Опрос по предыдущей теме

– Почему В.А.Жуковского можно назвать выдающейся личностью своего времени? В чем его заслуги?

– Какое влияние Жуковский оказал на царя?

– Как поэт высказывался о деятельности переводчика?

– Какова роль Жуковского в развитии русской литературы и искусства перевода?

– Каковы жанровые особенности элегии?

2 Проверка выполненного задания

Защита кластеров «Романтизм как литературное направление».

 

III Введение в тему. Создание мотивации. Совместное целеполагание

– Мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Жуковского, с одной из его самых известных баллад. Давайте обратимся к эпиграфу. Это слова В.А.Жуковского: «Лишь то, что писано с трудом, читать легко». Как вы понимаете смысл этих слов? Как относился поэт к литературному труду?

– Сегодня мы оценим плоды его творчества и в конце урока сделаем вывод о том, «читать легко» или нет балладу «Светлана».

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе “Светлана” В.А.Жуковского».

– Прежде давайте определим цели урока.

 

IV Изучение нового материала

1 Работа с учебником и в тетрадях

– Сейчас запишем в тетради дату, тему урока и эпиграф к нему.

– Откройте, пожалуйста, страницу 84 учебного пособия, прочитайте статью и ответьте на вопросы, которые записаны на доске.

– Что такое баллада?

– Каковы особенности и типичные сюжеты баллад?

– Какова история создания баллады В.А.Жуковского «Светлана»?

Ответы на вопросы, комментирование и дополнение ответов.

– А теперь давайте рассмотрим и прокомментируем схему 10 на странице 85.

 

Физкультминутка

 

2 Работа с художественным текстом

– Дома вы прочитали балладу В.А.Жуковского «Светлана». На уроке мы будем работать с текстом, определим особенности и национальный колорит романтического произведения.

– А сейчас давайте поясним значение слов, которые для вас могут быть незнакомы, непонятны.

Работа с лексикой

«Крещенский вечерок» – сочельник накануне Крещения; как считалось, это время разгула нечистой силы.

«Песенки подблюдны» (подблюдные песни) – русские обрядовые песни, которые исполнялись во время святочных гаданий и, как верили участники, предвещали будущее.

«Башмачок, сняв с ноги, бросали». Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги. Смотрели, в какую сторону указывает носок башмака – оттуда и приедет жених и в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.

«Снег пололи». Девушки выходили во двор, брали скатерть за края, а старушка всыпала снег. Раскачивая скатерть, говорили: «Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивалась, как лают собаки. Хриплый лай означал суженого старика, звонкий – молодого, густой – вдовца.

«…кормили святым курицу зерном…». Делалось это следующим образом: снимали с насеста кур и приносили в избу, где заранее н столе были приготовлены в трёх местах блюдца с водой, хлебом, кольцами (золотыми, серебряными, медными). Ворожея, указывая на них, объясняла: у той девушки, чья курица будет пить воду, муж будет пьяницей; если курица стает клевать хлеб, то муж будет бедняк; если возьмёт золотое кольцо, то муж будет богат; если серебряное – будет ни беден, ни богат; если же сдвинет медное, то муж будет нищ.

Плат – платок, кусок покрывала или холста.

Налой – то же, что аналой – столик с наклонной верхней плоскостью, использующийся как подставка для книг, икон и т. п. во время богослужения в православном храме.

Индивидуальная работа

Чтение фрагментов текста с комментариями. Прочитать описание гадания девушек («Раз в крещенский вечерок // Девушки гадали…») (заранее подготовленный учащийся).

Коллективная работа

– Хорошо ли знает поэт русские народные обряды и традиции? Как он их описывает?

Работа в группах

– А теперь давайте сформируем группы, далее вы будем работать в группах (группы формируются по принципу соседства: объединяются 2–3 парты). Я раздаю вам задания, а вы выбираете координатора, который распределяет задания и контролирует их выполнение. Напоминаю, в работе должен быть задействован каждый участник группы.

1-я группа

1. Прочитать по ролям разговор Светланы с девушками.
2. Как природа передает состояние Светланы?
3. Является ли Светлана романтической героиней? Почему? На что жалуется девушка, какой она видит свою судьбу?
4. В каких строках видна религиозность Светланы?

2-я группа

1. Какой совет дают девушки Светлане?
2. Послушалась ли Светлана совета подруг? Прочитайте описание этого гадания. Какие чувства испытывает Светлана?
3. Как изображает автор эту сцену?
4. Какие средства художественной выразительности помогают создать атмосферу таинственности, загадочности?

3-я группа

1. Прочитайте описание момента, когда появляется «жених».
2. В чем необычность этого образа и его появления? (С какой речью обратился к девушке «кто-то»?)
3. Как он ее называет?
4. Почему Светлана доверилась этому «кому-то»?
5. Какие чувства возникают у читателя, беспокоимся ли мы за судьбу Светланы?

4-я группа

1. Прочитайте описание скачки на лошадях.
2. Обычно ли выглядят кони?
3. Как меняются пейзажи?
4. Почему делается акцент на описании луны?
5. Что предвещает ворон?
6. Почему «милый друг» уже не говорит «сладкие речи», не скажет «и полслова ей в ответ:
7. Как Жуковский создает ощущение предчувствия чего-то страшного, трагичного?

5-я группа

1. Прочитайте описание состояния девушки, когда пропали сани и жених.
2. Сопереживаем ли мы героине?
3. Как Светлана входит в избушку?
4. Что она видит в избе? Как ведет себя девушка?
5. На чью помощь и защиту рассчитывает Светлана? Кто ее спасает? Как автор подчеркивает религиозность героини?

Предполагаемые ответы (Приложение 1).

 

Коллективная работа

– Каково пробуждение Светланы?

– Был ли страшный сон пророческим?

– Какими красками описано пробуждение Светланы и встреча с «милым другом»?

– Какие пожелания высказывает автор Светлане?

– Как он относится к своей героине?

 

V Обобщение изученного

Решение кроссворда (Приложение 2).

 

VI Подведение итогов

– Мы познакомились с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», увидели национальный колорит произведения, его соприкосновение с фольклором. Почему решение проблемы счастья и судьбы в балладе является романтическим?

– Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады? (Заменил трагедию счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад надеждой на радостную, полную любви жизнь.)

 

VII Рефлексия

– Возникло ли у вас сопереживание главной героине при чтении баллады «Светлана»?

– Мы помним, что произведение написано более двухсот лет назад. Вернемся к эпиграфу: «Лишь то, что писано с трудом, читать легко». Было ли вам «читать легко» балладу «Светлана»?

 

VIII Выставление и комментирование отметок

 

IX Домашнее задание

1. Записать в тетради определение жанра баллады и основные особенности баллады (с. 84);
2. Выполнить задания 4, 5 (по выбору, с. 86).

 

 

Приложение 1

Предполагаемые ответы

1-я группа

1. Прочитать по ролям разговор Светланы с девушками.
2.
Как природа передает состояние Светланы? («Тускло светится луна // В сумраке тумана – // Молчалива и грустна // Милая Светлана».)
3. Является ли Светлана романтической героиней? Почему? На что жалуется девушка, какой она видит свою судьбу? («Милый друг далеко; // Мне судьбина умереть // В грусти одинокой».)
4. В каких строках видна религиозность Светланы? («Я молюсь и слезы лью! // Утоли печаль мою, // Ангел-утешитель».)

2-я группа

1. Какой совет дают девушки Светлане? («Загадай, Светлана; // В чистом зеркала стекле // В полночь, без обмана // Ты узнаешь жребий свой».)
2. Послушалась ли Светлана совета подруг? Прочитайте описание этого гадания. Какие чувства испытывает Светлана? («Робость в ней волнует грудь, // Страшно ей назад взглянуть, // Страх туманит очи…»)
3. Как изображает автор эту сцену?
4. Какие средства художественной выразительности помогают создать атмосферу таинственности, загадочности?

3-я группа

1. Прочитайте описание момента, когда появляется «жених». («За ее плечами // Кто-то, чудилось, блестит // Яркими Глазами…»)
2. В чем необычность этого образа и его появления? (какой речью обратился к девушке «кто-то»?)
3. Как он ее называет? («Моя краса», «радость, свет моих очей».)
4. Почему Светлана доверилась этому «кому-то»?
5. Какие чувства возникают у читателя, беспокоимся ли мы за судьбу Светланы?

4-я группа

1. Прочитайте описание скачки на лошадях.
2. Обычно ли выглядят кони? («…кони с места враз; // Пышут дым ноздрями; // От копыт их поднялась // Вьюга над санями».)
3. Как меняются пейзажи?
4. Почему делается акцент на описании луны?
5. Что предвещает ворон?
6. Почему «милый друг» уже не говорит «сладкие речи», не скажет «и полслова ей в ответ: // Он глядит па лунный свет, // Бледен и унылый»?
7. Как Жуковский создает ощущение предчувствия чего-то страшного, трагичного?

5-я группа

1. Прочитайте описание состояния девушки, когда пропали сани и жених. («Одинокая, впотьмах, // Брошена от друга, // В страшных девица местах; // Вкруг метель и вьюга…»)
2. Сопереживаем ли мы героине?
3. Как Светлана входит в избушку? («Вот перекрестилась; // В дверь с молитвою стучит…»)
4. Что она видит в избе? Как ведет себя девушка? («Пред иконой пала в прах, // Спасу помолилась; // И с крестом своим в руке // Под святыми в уголке // Робко притаилась».)
5. На чью помощь и защиту рассчитывает Светлана? Кто ее спасает? Как автор подчеркивает религиозность героини?

 

Приложение 2

Кроссворд «Русский романтизм»

1. Автор первого официального гимна России «Боже, Царя храни!» (Жуковский)

2. Лирический жанр, стихотворение, основное настроение в котором — настроение печали, задумчивой грусти. (Элегия)

3. Баллада Г.А.Бюргера, после написания которой поэт-романтик становится основоположником этого жанра. («Ленора»)

4. Литературное направление, пришедшее на смену классицизму и сентиментализму. (Романтизм)

5. Последовательность событий, описанных в художественном произведении. (Сюжет)

6. Фамилия женщины, которой посвящена баллада В.А.Жуковского «Светлана». (Протасова)

7. Это лиро-эпический жанр, повествовательная песня с драматическим конфликтом. (Баллада)

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий