Активная оценка как средство повышения успеваемости учащихся. Мастер-класс для учителей-предметников

- 13:26Мастер-класс, Методичка

Мастер-класс был проведен в течение трех дней в дистанционной форме в рамках подготовки к заседанию педагогического совета. Адресован учителям, преподающим не только русский язык и литературу, но и другие учебные предметы.

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Цель: обмен опытом по использованию активной оценки как средства повышения успеваемости учащихся в рамках профессионального взаимодействия, активизация роста творческих возможностей педагогов.

Задачи:

– вспомнить основные элементы активной оценки;
– узнать, какие из этих элементов наиболее эффективны для повышения успеваемости;
– выполнить задания по определению критериев НаШтоБуЗУ и проведению обратной связи.

 

Мастер-класс был проведен в течение трех дней в дистанционной форме в рамках подготовки к заседанию педагогического совета. Адресован учителям, преподающим не только русский язык и литературу, но и другие учебные предметы.

Презентацию предполагается разделить на три части: 1) 1–9; 2) 10–15; 3) 16–32 слайды. Затем ее необходимо сохранить на диске и открыть доступ поэтапно, предложив педагогам выполнить задания, прислать свои варианты ответов и дождаться оценивания. Таким образом, несмотря на дистанционный формат мастер-класса, педагоги станут активными участниками мероприятия.

Текст мастер-класса адаптирован к проведению в формате личной встречи.

 

Ход мастер-класса

I Вступительное слово учителя-мастера

– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю в начале встречи посмотреть видео «Оценки по контрольной». Во время просмотра подумайте, на месте какого из этих учеников вы бы хотели оказаться.

1 Просмотр видео (2 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=Vdsi2UNl2jU

2 Обсуждение просмотренного видео

– Никто не любит наказаний: ни дети, ни взрослые. К сожалению, часто плохая отметка является поводом для порицания. Как же избежать таких отметок? Как повысить успеваемость учащихся? Предлагаю обратиться к известной методике – активной оценке, которая в нашей школе используется многими учителями с 2013 года.

 

II Тема, цель занятия, актуализация знаний по теме мастер-класса

1 Определение темы мастер-класса (Слайд)

– Тема мастер-класса – «Активная оценка как средство повышения успеваемости учащихся».

2 Актуализация знаний участников мастер-класса

– А как повысить успеваемость учащихся, используя активную оценку? (Слайд)

– Как бы вы ответили на этот вопрос? Можете обменяться своим мнением в течение полминуты с коллегой. (Озвучивание ответов).

– В процессе озвучивания ответов на поставленный вопрос используйте цвета светофора-веера: зелёный – согласны, жёлтый – сомневаетесь, красный – не согласны. (Применяется техника неподнимания руки).

– Благодарю. Этот вопрос станет ключевым на нашем мастер-классе. А использование вашего опыта поможет реализовать цель мастер-класса. (Слайд) Она заключается в том, что вы:

– вспомните основные элементы метода активной оценки;

– узнаете, какие из этих элементов наиболее эффективны для повышения успеваемости учащихся по предмету;

– сможете выполнить задания по определению критериев НаШтоБуЗУ и провести обратную связь.

 

3 Основы метода активной оценки

– Напомню, что такое активная оценка. Нет однозначного определения этого метода. Вот некоторые из них. (Слайд)

– Активная оценка – это стратегия, которая помогает учащимся учиться, это уменьшение количества отметок в пользу повышения качества знаний. Чаще всего в школе мы используем отметку суммарную, которая служит только оценкой результата. Активная оценка – оценка процесса. Такая оценка возлагает на учащегося ответственность за собственное обучение и помогает учителю и учащемуся разрабатывать план дальнейших действий. Такая трактовка роли активной оценки указывает на необходимость её использования в образовательном процессе. Неслучайно всё больше учителей за рубежом (в Великобритании, США, Чехии, Польше – с 2002 г.) и в Беларуси (с 2009 г.) используют активную оценку.

 

4 Элементы метода активной оценки

– Невозможно осуществить образовательный процесс, организованный в рамках стратегии активной оценки, без знания ее элементов (Слайд):

– связь с предыдущими знаниями;
– ключевой вопрос;
– определение цели урока и формулирование её на языке учащегося;
– определение критериев оценки (НаШтоБуЗУ);
– учебное сотрудничество;
– обратная связь;
– рефлексия;
– связь с родителями.

– Более подробно сегодня я остановлюсь на таких элементах активной оценки, как определение критериев оценки и обратная связь.

 

4.1. Критерии оценивания («НаШтоБуЗУ»)

– А сейчас предлагаю послушать «Притчу об успехе фермера» (Слайд). https://www.youtube.com/watch?v=CN19ia6A45c&t=109s

Притча об успехе фермера

Репортёр как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздаёт лучшие початки для засева всем своим соседям.
– Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно, наряду с вами, участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?
– Видите ли, – улыбнулся фермер. – Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами – это другой вопрос.

– Похожее происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха. Кто хочет хорошо жить, должен помогать другим жить хорошо. Потому что чем лучше живётся людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все зависимы и связаны в этом мире.

– Нарисуйте, пожалуйста, початок кукурузы таким, каким вы его себе представляете.

– Разрешите посмотреть ваши рисунки и оценить их. (Выставляю разные отметки, не объясняя).

– Что вы чувствуете после моего оценивания? (Вопрос: за что?)

– То же самое чувствуют и наши ученики, когда мы их проверяем и оцениваем, не ознакомив с критериями оценки.

Мои критерии: (Слайд)

1) початок наклонён вправо (2 б.);
2) кукурузные зёрна видны (2 б.);
3) вокруг початка имеются листья (2 б.);
4) все линии чётко прорисованы (2 б.);
5) рисунок выполнен аккуратно (2 б.).

– Я должна была познакомить вас с ними, прежде чем давала задание нарисовать початок кукурузы. В активной оценке эти критерии называют НаШтоБуЗУ (акронимом расшифровывается как «На што буду звяртаць увагу»). Их идея состоит в том, чтобы чётко назвать те элементы, которые покажут и учителю, и учащемуся, в какой мере получилось реализовать цель урока. Открытость учителя способствует возникновению доверия со стороны учащегося, мотивирует его к активной деятельности при подготовке к конкретной работе (Слайд).

Виды НаШтоБуЗУ:

– ко всему уроку;
– к определённому этапу урока;
– к самостоятельной (проверочной, контрольной) работе;
– к домашнему заданию;
– к творческой работе.

– Техническое решение, позволяющее сэкономить время на уроках – раздача учащимся готовых карточек с распечатанным «НаШтоБуЗУ» к уроку, заданию.

– В своей практике при планировании урока я выделяю ключевые задания, разрабатываю механизмы выполнения и оценивания и печатаю рабочие листы каждому учащемуся или высылаю критерии в «Вайбер» или «ВКонтакте» (Примеры НаШтоБуЗУ – Слайды).

Благодаря критериям учащийся чётко представляет, что ему нужно сделать, чтобы получить желаемую отметку. Если после выполнения задания результат невысок, то учащийся получает возможность доработать материал. Однако это касается обучающих или творческих работ. В любом случае тематический контроль покажет, насколько полно усвоена тема.

 

4.1.1 Практическая работа

– Сейчас предлагаю вам познакомиться с заданиями, выбрать то, которое нравится, и самостоятельно разработать критерии к нему (Слайды).

Даны варианты заданий по предметам «Русская литература», «Белорусский язык», «Математика», «История Беларуси», «Физика», «Химия», «Человек и мир».

Пример задания по русской литературе

Создать профиль в Instagram от имени Акакия Акакиевича Башмачкина – героя повести «Шинель» (Литература, 9-й класс; задание для тех, кто зарегистрирован в Instagram).

– Посмотрите два разных профиля, сравните их и напишите не менее пяти критериев оценивания этого задания.

https://instagram.com/a.a_bashmachkin?igshid=YmMyMTA2M2Y=

https://instagram.com/bashm.achkin.a.a?igshid=YmMyMTA2M2Y=

Примерный вариант выполнения:

1) Наличие фотографии профиля и статуса.
2) Указание личных данных (не менее 3-х);
3) Публикация не менее одного видео и 10 фотографий, отражающих основные характеристики, интересы, жизненные этапы, принципы героя;
4) Наличие ГРАМОТНЫХ комментариев с использованием цитат из произведения;
5) Наличие не менее 30 подписчиков.

«НаШтоБуЗУ» является мощным инструментом обратной связи, которая обеспечивает у учащихся высокий уровень мотивации, делает правила игры определёнными, содержание контроля – открытым.

 

4.2 Обратная связь

– Обратная связь – это отзыв, комментарий к работе учащегося (Слайд) Обратная связь состоит из четырех компонентов, расположенных в определённом порядке.

Задание. В течение двух минут в парах определите последовательность составления комментария к работе учащегося, пронумеровав предложенные этапы (Слайд):

– определение того, что учащемуся нужно улучшить, над чем поработать дополнительно [–];
– объяснение, как учащийся может исправить ошибки и недочёты [D];
– выделение положительных элементов работы учащегося [++];
– подсказки – в каком направлении учащийся должен работать дальше [F].

Презентация результатов одним-двумя участниками мастер-класса.

Самопроверка. (Слайд)

Обратная связь
1) Выделение положительных элементов работы [++];
2) Определение того, что нужно улучшить, над чем поработать дополнительно [–];
3) Объяснение, как можно исправить ошибки и недочёты [D];
4) Подсказки, в каком направлении нужно работать дальше [F].

Примечание: обратную связь не стоит сочетать с отметками, потому что рекомендации, содержащиеся в обратной связи, теряют свой вес.

 

– Как в притче о фермере, мы с вами должны поддерживать своих учеников, предлагая им лучшие семена: подчёркивать их достоинства, давать действенные советы, которые реально помогут улучшить их результат. Наши замечания никогда не станут стимулом к учёбе. Поэтому в любой учебной работе необходимо найти и отметить сначала положительные моменты, чтобы ребёнок почувствовал свою значимость, а уже потом указать на недочёты и обязательно предложить пути их исправления.

– Обратная связь может быть получена не только от учителя, но и в ходе само- и взаимооценки в устной и письменной форме. Письменную обратную связь дети могут получить в виде письма, заметки на стикере, вклеенном в тетрадь.

– Предлагаю вернуться к нашим кукурузным початкам. Проведите устную оценку своей работы, используя правила обратной связи (хотя бы первых три) (Слайд)

Обратная связь
Используя НаШтоБуЗУ, произведите обратную связь по оцениванию своего рисунка (початка кукурузы) по трем пунктам:
1) Выделение положительных элементов работы [++];
2) Определение того, что нужно улучшить, над чем поработать дополнительно [];
3) Объяснение, как можно исправить ошибки и недочёты [D].

НаШтоБуЗУ
1) Початок наклонён вправо (2 б.);
2) Кукурузные зёрна видны (2 б.);
3) Вокруг початка имеются листья (2 б.);
4) Все линии чётко прорисованы (2 б.);
5) Рисунок выполнен аккуратно (2 б.).

– Спасибо за работу. Как видите, обратная связь даёт шанс каждому ученику улучшить свой результат, а ещё она является дополнительным средством установления связи с родителями.

 

5 Обобщение

– Итак, на мой взгляд, наиболее действенными элементами активной оценки, которые реально помогают повысить успеваемость учащихся, являются определение критериев НаШтоБуЗУ и осуществление тесно связанной с ними обратной связи.

 

6 Рефлексия

– Вернёмся к ключевому вопросу: как использование активной оценки может повысить успеваемость учащихся? (Слайд)

Техника неподнятой руки.

(Возможные варианты ответа: предлагать учащимся критерии НаШтоБуЗУ; давать обратную связь.)

– Назовите элементы метода активной оценки, наиболее эффективные для повышения успеваемости учащихся по предмету.

– Просигнализируйте о своих впечатлениях одним из цветов «светофора» (это тоже один из возможных приёмов активной оценки на этапе рефлексии):

– зелёный – всё понятно;

– жёлтый – нужно кое-что уточнить;

– красный – необходимо ещё долго изучать данный метод.

– Те, кто поднял зелёный цвет, скажите, что вы взяли полезного на мастер-классе для себя?

– Какие возникли вопросы у тех, кто поднял желтый, красный цвет?

– Уважаемые коллеги, будем помнить, что успеваемость учащегося, особенно по устным предметам, можно повысить, используя такие приёмы активной оценки, как НаШтоБуЗУ и обратная связь (Слайд).

– Пусть ваши ученики будут успешными. От этого станете успешнее и вы. Спасибо за работу.

 

 

Список использованных источников

1 Актыўная ацэнка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://aacenka.by. – Дата доступа : 23.04.2019.
2 Актыўная ацэнка: метадычны дапаможнік/ укл. Н.Ільініч.- Мінск, 2011. – 84 с.
3 Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н.И.Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2012 – 160 с. – (Мастерская учителя).
4 Стэрна, Д. Актыўная ацэнка: новая методыка навучання для якаснага ўзроўню адукацыі // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2012. – № 10. – С. 18–22.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий