Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Первичная диагностика проводится с использованием современных облачных технологий Google-формы. Занятие воспитательной направленности было разработано в рамках мероприятий декады патриотизма «Храним прошлое. Ценим настоящее. Строим будущее».
Елена КИРЕЕВА,
учитель математики
ГУО «Гимназия г.п. Корма»,
Гомельская область
Тема: «Сумма углов треугольника».
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением.
Цель урока:
– вывести и доказать теорему о сумме углов треугольника, формировать умение применять теорему при решении задач;
– способствовать формированию умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать и делать выводы;
– содействовать воспитанию познавательного интереса, патриотичности, расширению кругозора.
Методы работы: проблемный, исследовательский.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: презентация, учебник, мобильное устройство с выходом в интернет, дидактический раздаточный материал.
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап
Учитель приветствует учащихся, предлагает проверить готовность к уроку, используя слово «ТРУД».
Учитель обращает внимание учащихся на изображение на слайде. (Слайд 1)
– Ребята, кто мне подскажет, что изображено на слайде? (Фронтовые письма, треугольники.)
– Почему фронтовые письма складывали треугольником? (Ответы учащихся).
– Вначале красноармейцы клеили сами конверты, а когда бумага стала дефицитом, писали на небольших листочках и складывали их треугольником. Писали, как правило, мельчайшим почерком, используя в буквальном смысле все свободное пространство, чтобы как можно больше информации сообщить о себе близким. Треугольники стали символом надежды и связи тыла и фронта. Они представляли собой прямоугольный лист бумаги, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо.
– Как это изображение можно связать с нашим февральским уроком? (Ответы и учащихся).
– 23 февраля – праздник мужества, силы и оптимизма. В этот день мы чествуем наших военных и вспоминаем ратные подвиги соотечественников. День защитника Отечества – это праздник настоящих мужчин, обладающих мужеством и самоотверженностью, любящих Родину, уважающих ее историю. Не забудьте и вы к 23 февраля подготовить поздравления для своих пап, дедушек и ветеранов.
II Формирование темы и постановка целей урока
– Сегодня мы продолжим изучать треугольники. Тема урока: «Сумма углов треугольника».
– Давайте сформулируем цели урока. (Учащиеся самостоятельно называют цели, используя слова-подсказки на слайде, Слайд 2)
УЗНАТЬ… чему равна сумма углов треугольника
ВЫВЕСТИ…теорему о сумме углов треугольника
ДОКАЗАТЬ…теорему
УЧИТЬСЯ…применять теорему при решении задач
III Актуализация опорных знаний
1 Фронтальный опрос
– Какая фигура называется треугольником?
– Какой угол называется острым?
– Какой угол называется тупым?
– Какой угол называется прямым?
– Какой угол называется развернутым?
– Какие виды треугольников вы знаете?
– Назовите свойства равнобедренного треугольника.
– Назовите свойства равностороннего треугольника.
2 Решение задач по готовому чертежу
а) Найдите сумму углов 1, 2 и 3.
б) Среди углов, изображенных на рисунке, укажите пары накрест лежащих углов. Для каждой пары укажите секущую. Что можно сказать об указанных парах углов, если а || b?
IV Изучение нового материала
– Вернемся к теме нашего урока. Как вы думаете, в каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном, тупоугольном, прямоугольном? (Учащиеся высказывают свои предположения).
Учитель предлагает учащимся измерить углы треугольников, найти сумму углов для каждого из них (Приложение 1).
– Какой можно сделать вывод? (Сумма углов треугольника равна 180°.)
– Великий французский ученый ХVII века Блез Паскаль (1623–1662) еще в детстве любил изучать геометрические фигуры, открывать их свойства, измерять углы транспортиром (Слайд 3). Юный исследователь заметил, что у любого треугольника сумма углов одна и та же – 180°. «Как же это объяснить?» – думал Паскаль. Тогда он отрезал у треугольника два уголка и приложил их к третьему. Получился развернутый угол, который, как известно, равен 180°. Это было его первое собственное открытие (Слайд 4).
Теорема. Сумма углов треугольника равна 180°.
Доказательство теоремы о сумме углов треугольника (Слайд 5).
Следствия (Слайд 6)
1. Каждый угол равностороннего треугольника равен 60°.
2. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
В прямоугольном треугольнике стороны, заключающие прямой угол, называются катетами, сторона, противолежащая прямому углу, – гипотенузой.
Свойство высоты прямоугольного треугольника. Угол между высотой прямоугольного треугольника, проведенной к гипотенузе, и катетом равен углу между другим катетом и гипотенузой (Слайд 7).
V Физкультминутка (гимнастика для глаз)
VI Первичное закрепление
Индивидуально и у доски: № 172(а).
Устно: № 172(в).
Индивидуально и у доски: 174.
VII Диагностическая работа
Учащиеся, используя своё мобильное устройство, по Qr-коду переходят на выполнение теста, созданного онлайн-инструментом Google Forms (Приложение 2).
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd7t3bUqVp-jLJNqskjgYLtFkgoTQtxZPLUMOkhzLwXoHvFKQ/viewform
VIII Подведение итогов. Выставление отметок
– Ребята, всех ли поставленных целей мы сегодня достигли? (Слайд 8)
Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: § 19, № 172(б, г), 173 (в)
IX Рефлексия (Слайд 9)
Учитель проводит рефлексию, используя прием «Светофор». Учащиеся выбирают из трех лежащих перед ними листов (красного, желтого и зеленого цвета) один и делают из него фронтовой треугольник.
Приложение 1
∠А = ______ |
∠К = ______ |
∠А = ______ |
Вывод: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
ФИО________________________________
1 Закончите предложение: «Сумма углов треугольника равна …» (в ответ запишите только число) ___________.
2 Чему равен угол В?
а) 180°
б) 90°
в) 30°
г) 60°
3 Существует ли треугольник с двумя прямыми углами?
а) Да, существует.
б) Нет, не существует.
в) Затрудняюсь ответить.
4 Найдите градусную меру F.
а) 40°
б) 60°
в) 140°
г) 20°
5 Существует ли равнобедренный треугольник, два угла которого равны 40° и 50°?
а) Нет, не существует
б) Да, существует.
в) Затрудняюсь ответить.
6 Градусная мера угла С равна…
а) 180°
б) 90°
в) 30°
г) 60°
7 Существует ли равнобедренный треугольник, два угла которого равны 50° и 80°?
а) Да, существует.
б) Нет, не существует.
в) Затрудняюсь ответить
8 В треугольнике два угла равны соответственно 46° и 118°. Найдите третий угол треугольника.
а) 46°
б) 72°
в) 62°
г) 16°
9 Один из углов равнобедренного треугольника равен 120°. Чему равен угол при основании? ___________________________