Интерактивная квест-игра «Путешествие молекулы кислорода» для систематизации и обобщения знаний по теме «Кислород» в 7-м классе

- 14:00II И III СТУПЕНИ, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Внеклассная работа

Интерактивная игра, а также отдельные ее части, могут быть использованы в качестве иллюстрационного материала, а также при закреплении и повторении темы на учебных занятиях по химии в других классах.

Екатерина ЯРОШЕВИЧ,
учитель химии
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область

При изучении химии на начальном этапе в 7-м классе из-за большого количества новых понятий, законов, определений снижается мотивация к изучению предмета. Химия кажется сложной и непонятной для большинства учеников. Материал школьного учебника объемный, информация не всегда структурирована.

А ведь дети сталкиваются с химическими объектами и процессами в своей жизни еще до начала изучения предмета. Научная база учащихся постоянно пополняется новыми фактами из средств массовой информации, книг, других школьных предметов. Ребятам важно чувствовать радость познания, уметь учиться, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях.

Для систематизации и обобщения знаний по теме «Кислород» в 7-м классе была разработана интерактивная квест-игра «Путешествие молекулы кислорода».

Ссылка на интерактивную игру: https://clck.ru/34UfAY

Возможные сферы использования

Интерактивная игра, а также отдельные ее части, могут быть использованы в качестве иллюстрационного материала на учебных занятиях по химии в других классах.

Кроме того, игра будет полезна при закреплении и повторении материла:

– 8-й класс (относительная молекулярная масса, простые и сложные вещества, химические реакции, типы химических реакций, оксиды, получение и применение оксидов);

– 9-й класс (положение в периодической системе, кислород в природе, аллотропные модификации кислорода, физические свойства, химические свойства, применение),

– 11-й класс (характеристика химического элемента, аллотропия, физические свойства, химические свойства, применение).

Также работу можно использовать при организации обучения учащихся на дому или для самостоятельного повторения учебного материала.

При выполнении интерактивных заданий предусмотрена работа с разными источниками информации, задействованы различные каналы восприятия информации – звуковой, зрительный и тактильный.

Посредством участия в игре формируется химическое мировоззрение учащихся. Одновременно с этим создаются и условия для воспитания чувств патриотизма и гордости за свою страну, поскольку, изучая дополнительную информацию о веществах, ребята знакомятся с предприятиями Республики Беларусь, которые используют, добывают либо производят вещества, в состав которых входит кислород.

Для ознакомления с работой интерактивной игры на стартовой странице размещена информация о миссии игры, разработан путеводный лист для участников игры, который устанавливает правила и последовательность работы в игре, здесь же расположены условные обозначения.

Содержательная часть игры представлена пятью уровнями, связанными между собой единой сюжетной линией. Каждый уровень посвящен одной теме, которая изучается в рамках учебной программы по химии в 7-м классе и соответствует 1–2 урокам:

Уровень 1 – «История открытия кислорода и его физические свойства»;

Уровень 2 – «Получение кислорода, методы собирания газов»;

Уровень 3 – «Применение кислорода»;

Уровень 4 – «Химические свойства кислорода»;

Уровень 5 – «Оксиды».

Задания каждого этапа подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли ознакомиться с теоретическим материалом, отработать полученные знания в игровой форме и выполнить итоговый тест.

Изучение нового материала

Начиная каждый последующий этап игры, учащимся сперва предстоит изучить новый материал, который представлен в виде рабочих листов с теорией, схемами, таблицами, которые затем они заполняют с учителем или самостоятельно. Помимо схематически составленного конспекта, рабочие листы содержат дополнительные разноуровневые задания, направленные на отработку знаний и повторение изученного материла. Для мотивации учащихся к изучению теории в игре весь материал представлен в виде интерактивного изображения или интерактивной страницы.

Выполнение заданий для закрепления

Изучив небольшую часть учебного материала ребятам предстоит проверить свои знания, используя викторины, игру «Найди пару», игры на соответствие, мозаику, тесты, распределение по группам. Данные задания можно выполнять несколько раз. При условии правильного выполнения, учащиеся получают подсказки, необходимые для ответа на вопрос в конце прохождения уровня.

Итоговое задание

В конце каждого уровня ребята выполняют итоговый тест по данной теме в гугл-форме.

Содержание игры

Действие игры происходит на интерактивной карте Республики Беларусь. Особенностью разработанного проекта является его поэтапность прохождения («Путеводный лист» → «Найди подсказки» → «Собери части кода» → «Открой сейф»), цель игры – открыть сейф и забрать приз.

Положения уровней привязаны к точкам на карте, что соответствует расположению городов Республики Беларусь, в которых есть предприятия, где добывают или производят соединения, в состав которых входит кислород. Эта информация является подсказкой для прохождения следующего уровня учащимися.

Первый уровень посвящен истории открытия кислорода и его физическим свойствам. Здесь учащиеся познакомятся с подробной историей открытия кислорода, узнают о способах собирания газов, узнают о составе воздуха и физических свойствах кислорода.

На втором уровне учащиеся знакомятся со способами получения и собирания кислорода. Особое внимание обращается на оборудование и реактивы, используемые при проведении лабораторных и практических работ.

Третий уровень посвящен применению кислорода в различных отраслях промышленности и использованию в повседневной жизни человека.

Четвертый уровень посвящён изучению химических свойств кислорода, на котором учащиеся повторяют пройденный материл: составляют формулы по валентности; расставляют коэффициенты в химических реакциях; учатся различать простые и сложные вещества, металлы и неметаллы; отрабатывают технику безопасности при выполнении химического эксперимента.

На последнем, пятом, уровне учащиеся знакомятся с оксидами. Изучают общую формулу, физические свойства, названия веществ, способы получения и области применения данных веществ.

Пройдя все уровни и правильно преодолев все испытания, учащиеся собирают пять ключей, которые им необходимы, чтобы получить заветный приз, спрятанный в сейфе. Подарок представляет собой инфографику по всему разделу «Кислород», которой можно пользовать на дальнейших уроках.

Список литературы

1 Учебник по химии. 7 класс / И. Е. Шиманович [и др.] – Минск: Народная асвета, 2017. – 182с.
2 Химия. Энциклопедия для детей. Т. 17 / В.А.Володин (гл. ред) [и др.]. – М. : Аванта +, 2000.
3 Хвалюк, В.Н. Сборник задач по химии: учебное пособие для 7 класса / В.Н.Хвалюк, В. И. Резяпкин. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2019. – 160 с.
4 Сечко, О.И. Опорные конспекты, схемы и таблицы, 7 класс / О.И.Сечко, Н. В. Манкевич. – Минск : Аверсэв, 2022. – 65 с.

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.