В материале представлен сценарий внеклассного мероприятия по финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи. Источники доходов». В ходе занятия учащиеся на практике познакомятся с главным финансовым правилом: чтобы являться источником социального, экономического и общественного прогресса, важно рационально управлять своими доходами и расходами.
Ирина ЛОВЦЕВИЧ, Марина СКУРКО,
учитель обществоведения учитель информатики,
ГУО «Гродненская специальная школа-интернат № 2»
Учебно-методическое обеспечение: презентация, видеоролик, облако слов, сигнальные карточки, интерактивные упражнения.
Цель: расширение кругозора и формирование знаний о рациональном ведении семейного бюджета.
Задачи
Образовательные:
– изучить процесс формирования доходов семьи, понятия диверсификации расходов, виды расходов семьи и их классификацию;
– познакомить со способами оптимизации расходов;
– научить учащихся формировать бюджет в виде плана доходов и расходов, познакомить со способами составления семейного бюджета.
Развивающие:
– формировать умение работать в команде, выделять главное, развивать внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к изучению мира экономики и финансов;
– воспитывать экономность, бережливость;
– создавать условия для формирования профориентации учащихся, экономического образования.
Ход занятия
Этап занятия
|
Содержание
|
1 Организационный момент
|
Проверка готовности учащихся к занятию.
|
2 Вводная часть Учащиеся знакомятся с темой и планом занятия.
|
– Семьи бывают разные, поначалу это пара молодых людей, недавно вступивших в брак, затем у них появляются дети, и количество их тоже различное, также совместно с ними могут проживать бабушки и дедушки. Но для любой семьи есть одно общее условие – рационально управлять своими доходами и расходами. Тема нашего занятия – «Доходы семьи. Источники доходов» (Слайд 1).
|
3 Актуализация знаний Учащиеся отвечают на предложенные вопросы. Учащиеся перечисляют доходы семьи (постоянные и временные). Учащиеся перечисляют расходы семьи (обязательные и необязательные). Учащиеся знакомятся с новым словом («диверсификация»).
|
– Что представляют собой доходы семьи? – Каковы их источники? – Что такое диверсификация доходов? – Перечислите расходы семьи? – Как можно оптимизировать расходы? Словарь: Доходы – это денежные средства, которые получает семья. Диверсификация доходов – это получение денежных поступлений из нескольких источников. Расходы – это затраты, которые осуществляет семья. (Слайды 2–7)
|
4 Лекционная часть Учащиеся знакомятся с рубрикой «Это интересно» и понятием «piggy bank».
Учащиеся выполняют интерактивное упражнение «Классификация доходов и расходов семьи».
Учащиеся смотрят и обсуждают учебный фильм «Управление деньгами».
Учащиеся заполняют таблицу учета семейного бюджета используя слова из «облака слов.
Учащиеся делают выбор оптимального решения (поднимают карточку «верно» или «неверно»).
Учащиеся выполняют интерактивное упражнение «Что можно купить за деньги».
|
Рубрика «Это интересно!» – Спросите у любого человека, какая форма копилки самая распространенная, и он не задумываясь ответит: свинья. Любопытно, что само животное никакого отношения к домашней копилке не имеет. Слово «pig», которое с английского переводится как «свинья», в шотландском языке имеет еще одно значение – «глиняный горшок или кувшин». А в средневековой Англии для хранения денег изготавливали специальную посуду из глины под названием pygg (читается как «пиг»). Потом это слово трансформировалось в piggy bank, что означает «копилка» (дословно – «поросячий банк»). Поэтому большинство копилок сегодня делают в виде свиньи (Слайд 8).
Интерактивное упражнение «Доходы и расходы» https://learningapps.org/watch?v=p9buchinn20 (Стипендия, гонорар, подработка, бензин для автомобиля, кредит, обед в кафе, продажа личного автомобиля, подарок (деньгами), оплата коммунальных услуг, выигрыш в лотерею, оплата мобильной связи, оплата проезда, покупка лекарств, приобретение дачного участка, оплата детского сада, пенсия, материальная помощь от государства, заработная плата, наследство, взнос в благотворительный фонд) (Слайд 9)
Просмотр и обсуждение учебного фильма «Управление деньгами» https://youtu.be/dcRmwXQP-Q0?feature=shared (Слайд 10) Вопросы по содержанию фильма: – Сколько человек в семье? – О какой покупке мечтала девочка? – Какой товар купили члены семьи на акции? – Удалось ли сэкономить семейный бюджет, купив товар на акции? – Назовите необходимые в связи с обстоятельствами расходы этой семьи. – Назовите необязательные расходы (покупки) этой семьи. – Назовите обязательные расходы этой семьи. – На какие цели семья откладывала деньги (какие покупки планировала)? – Что удалось купить на сэкономленные средства? – Назови обязательные расходы любой семьи. (Слайды 11–19)
Таблица «Семейный бюджет» (Слайд 20)
Интерактивное задание «Экономим семейный бюджет» (Слайды 21–36) – составьте список ежемесячных расходов; – покупайте фастфуд; – экономьте на услугах ЖКХ; – тратьте, сколько хочется; – подумай, прежде чем совершить покупку; – следите за своими расходами; – покупайте продуктов побольше, про запас; – умейте беречь ваши вещи и ухаживать за ними; – берите кредиты и микрозаймы как можно больше; – заранее планируйте крупные покупки; – покупайте товары только на скидках; – убедитесь, что вы не платите лишнего; – оформляйте платные подписки; – оптимизируйте ваши покупки; – определяйте сколько у вас наличных денег на глаз; – не ведите учет доходов и расходов; – сравнивайте ценовые предложения в различных торговых сетях.
Интерактивное упражнение «Что можно купить за деньги» (Слайд 37) https://learningapps.org/watch?v=pbcgdok7224
|
5 Подведение итогов. Рефлексия
|
– Сегодня на занятии мы вспомнили, что такое доходы и расходы семьи, узнали новое слово «диверсификация», научились планировать семейный бюджет. – Правильное ведение семейного (личного) бюджета помогает контролировать свои финансы, понять, какие расходы были необходимы, а без каких можно было обойтись (Слайд 38).
|
Используемая литература:
1 Основы финансовой грамотности. Факультативные занятия в 8–9 классах. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск : Белстан, 2021. – 97 с.
2 Основы финансовой грамотности. Факультативные занятия в 8–9 классах. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск : Белстан, 2021. – 320 с.
Поделиться ссылкой: