Представленный материал может быть использован в коррекционной работе с воспитанниками средней и старшей специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Воспитанники специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости, профилактики утомления.
С этой целью активно использую динамические паузы, которые включаю в коррекционную работу с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В зависимости от возраста воспитанников и от темы коррекционного занятия использую 1–2 динамические паузы по 2–3 минуты.
Динамические паузы провожу как с использованием речевого сопровождения, так и без речевого сопровождения.
Динамические паузы без речевого сопровождения выполняем с воспитанниками стоя, сидя или лежа. Часто использую музыкальное сопровождение, а также элементы психогимнастики. Динамические паузы без речевого сопровождения провожу на начальном этапе обучения с целью переключения на другой вид деятельности, привлечения внимания воспитанников, обучения правильному и точному выполнению заданий.
Динамические паузы с речевым сопровождением помогают более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов. Они способствуют реализации следующих коррекционных задач:
– снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
– развивать память, внимание, эмоции;
– содействовать развитию дыхания;
– закреплять произношение отдельных звуков речи;
– развивать просодическую сторону речи.
При необходимости вношу изменения в динамические паузы, адаптируя их с учетом речевых возможностей воспитанников.
Динамическая пауза «Насос»
Цель: уточнение произношения изолированного звука [с]; развитие длительного ротового выдоха; развитие общей моторики.
Описание. Учитель-дефектолог предлагает ребенку покататься на велосипеде. Но колесо велосипеда спустило. Надо накачать колесо, изобразив насос.
Дается инструкция: «Встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: «с-с-с-с-с». Учитель-дефектолог следит за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей по середине языка. При этом ребенку предлагается проверить, правильно ли «работают губы и язык».
Упражнение можно выполнять сидя: ребенок опускает руки вдоль туловища и делает движения руками вверх-вниз.
Динамическая пауза «Пчелки трудятся»
Цель: закрепление умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию; развитие подражательности, слухового внимания, общей моторики.
Описание. Учитель-дефектолог предлагает детям обыграть жизнь трудолюбивых пчелок. Пчелки собирают целый день сладкий сок – нектар из цветов – и несут его к улью, издавая звук [дззз]. Детям предлагается превратиться в пчелок: они летают от цветка к улью (машут руками), звеня [дззз-дззз], от улья – к цветку, сильно машут руками, звеня [дззз-дззз].
Динамическая пауза «Змейка»
Цель: уточнение произношения изолированного звука [ш]; развитие общей моторики, подражательности.
Описание. Детям предлагается поиграть в змею: делать волнообразные движения руками в стороны и вперед, сначала правой рукой, а потом левой. При выполнении волнообразных движений дети шипят, как змея [ш-ш-ш-ш].
Динамическая пауза «Дом большой, дом маленький»
Цель: развитие умения регулировать силу и продолжительность выдоха; развитие просодической стороны речи, общей моторики, координации речи с движением.
Описание. Учитель-дефектолог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные слоги.
Учитель-дефектолог: У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны).
Дети произносят сердито, поднимая руки вверх: Ой, ой, ой.
Учитель-дефектолог (жалобно): А у зайца – маленький, ай, ай, ай.
Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колени руками.
Дети (жалобно): Ай, ай, ай.
Учитель-дефектолог: Мишка наш домой пошел (дети идут вразвалку).
Дети (сердито): Ой, ой, ой.
Учитель-дефектолог: Да и крошка заинька.
Дети прыгают на двух ногах: Ай, ай, ай.
Динамическая пауза «Овощи»
Цель: пополнение словаря по теме «Овощи»; развитие чувства ритма, общей моторики.
Описание. На каждое слово ребенок хлопает (прыгает либо ударяет мячом об пол).
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, морковка, помидор,
Но не овощ мухомор!
Динамическая пауза «Веселая физкультминутка»
Цель: пополнение словаря антонимами; развитие координации речи с движениями, общей моторики.
Описание. Учитель-дефектолог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения, которые описаны в нем. Когда учитель-дефектолог делает паузу, дети подсказывают нужные слова-антонимы.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Влево шаг – … (вправо) шаг,
Шаг вперед – шаг … (назад).
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Постепенно … (ускоряем).
Сейчас быстро мы пойдем,
Затем … (медленно) идем.
Руки вверх мы поднимаем,
Потом … (вниз) их … (опускаем).
Мы шагаем, мы шагаем,
И антонимы все знаем.
Динамическая пауза «В небе летит самолет»
Цель: активизация номинативного, предикативного словаря; развитие координации речи с движениями, общей моторики, умения договаривать и повторять фразу за учителем-дефектологом.
Описание. Учитель-дефектолог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
В небе летит самолет. (Дети разводят руки в стороны, имитируют полет).
Им управляет пилот.
По морю плывет пароход. (Идут друг за другом по кругу),
Капитан его храбрый ведет.
По дороге едет машина. (Имитируют вращение руля),
Водитель сидит в кабине.
Водитель автобуса смелый (Маршируют),
Машину ведет умело.
Динамическая пауза «Сначала буду маленьким»
Цель: активизация словаря по теме «Семья»; регуляция мышечного тонуса.
Описание. Учитель-дефектолог читает текст. Дети сидят на корточках, наклонив голову и обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся вверх, поднимая руки.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Динамическая пауза «Слушай внимательно, выполняй старательно»
Цель: предупреждение переутомления; совершенствование умения управлять своими движениями; развитие слухового внимания.
Вариант 1
Описание. Учитель-дефектолог предлагает ребенку пройтись по кругу, выполняя команды педагога. При этом ребенок должен шагать в заданном ритме, который задает учитель-дефектолог, хлопая в ладоши.
Примерные команды:
Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.
Левую руку – влево, правую – вправо.
Левую руку – на бок, правую – на голову.
Правую ногу вперед, левую – приставить.
Вариант 2
Описание. Ребенку предлагается пройтись, как на параде, – под барабан. Объясняется, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предлагается нормальный темп, быстрый, медленный.
Вариант 3
Описание. Ребенку объясняется, что он акробат. На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Ребенок идет по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки – в стороны.
Вариант 4
Описание. Ребенку предлагается пройтись по узенькой тропинке (шнуру). Шнур выложен зигзагообразно.
Динамическая пауза «Театр зверей»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, мимической моторики; снятие статической нагрузки.
Динамическая пауза проводится с музыкальным сопровождением.
Вариант 1
Описание. Ребенок «превращается в лисичку». Руки – перед грудью. Мягко переступает на носочках – «крадется». Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».
Вариант 2
Описание. Ребенок «превращается в мишку». Руки опущены, тело слегка наклоняется вперед. «Мишка» переваливается с ноги на ногу.
Вариант 3
Описание. Ребенок «превращается в петушка». Шагает, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками «крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.
Вариант 4
Описание. Ребенок «превращается в пингвина». При этом он семенит мелкими шажками, чуть-чуть похлопывая по бокам «крыльями» (прямыми руками, опущенными вдоль тела).
Проведение динамических пауз в коррекционной работе с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает напряжение, раскрепощает моторику и речь воспитанников, позволяет достичь наибольшего коррекционного эффекта.