Межличностные отношения. План-конспект урока обществоведения в 9-м классе

- 9:31II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Развивающая задача: способствовать развитию и совершенствованию предметных компетенций учащихся: работа с различными информационными источниками; умение сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать коммуникативные умения через организацию групповой работы.

Юлия ГЕДРОИТЬ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»

 

Место урока в системе КТП: третий урок второго раздела «Деятельность, общение, взаимодействие».

Цель урока: изучение межличностных отношений через анализ их основных компонентов.

Задачи урока

Познавательная:
– изучить уровни межличностных отношений; понятия «любовь», «стереотип» как элементы межличностных отношений; виды взаимодействия людей в малых группах; буллинг – как одну из проблем в среде подростков.

Развивающая:
– способствовать развитию и совершенствованию предметных компетенций учащихся: работа с различными информационными источниками; умение сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать коммуникативные умения через организацию групповой работы.

Воспитательная:
– формировать правильные ценностные ориентации учащихся, культуру межличностного общения, правовою культуру.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, интерактивная.

Материалы и оборудование: учебное пособие «Обществоведение» для 9 класса под ред. А.Н.Данилова, презентация к уроку, видеоролик «Травле нет» (содержится в слайде 7 презентации), раздаточный материал (кроссворд для проверки домашнего задания, рабочие листы для выполнения заданий по новой теме), жевательная резинка «Love is…» для всех учеников класса.

Структура урока

I Организационный момент. Создание психологического настроя
II Проверка знаний по предыдущей теме
III Целемотивационный этап
IV Изучение нового материала
V Закрепление изученного материала
VI Комментирование домашнего задания
VII Комментированное выставление отметок
VIII Рефлексия

Предполагаемые результаты работы учащихся:

– владеют основными терминами по теме: «стереотип», «буллинг», «любовь».

– характеризуют уровни межличностного общения, приводят примеры.

– сопоставляют разные виды поведения человека в малых группах.

– видят негативное влияние стереотипов на общение;

– знают о моральной и правовой ответственности за нарушение правил и норм общения в малых группах на примере буллинга.

 

Ход урока

I Организационный момент. Создание психологического настроя

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. Предлагает послушать притчу.

Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.

– Вот видите, – воскликнул мулла, – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь Аллаха, единого творца нашего?», он, показал два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».

Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросил его об этом.

– Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, – ответил пастух.

 

II Проверка знаний по предыдущим темам

– Как эта притча иллюстрирует то, что мы изучали на прошлом уроке?

Учащиеся дают ответы, отражающие основные вопросы предыдущей темы «Общение и его роль в жизни человека».

Далее учащиеся разгадывают кроссворд (3 варианта) с ключевым словом по предыдущей теме (Приложение 1).

 

III Целемотивационный этап

На основании ключевых слов кроссворда «любовь», «дружба», «насилие» учащиеся формируют главную мысль (девиз) новой темы: «Где есть насилие – нет дружбы и любви», – который записывается (крепится на магнитах) на доске.

Учитель предлагает несколько знаков препинания (точка, вопросительный знак, многоточие, восклицательный знак), которые учащимся нужно будет поставить в конце урока в этом предложении.

Тема урока записывается на доске, делается в тетради запись «Словарь по теме» (Слайд 1).

На доске написаны (прикреплены на магнитах) вопросы для раскрытия темы «Какие …?», «Как …?», «Что мешает …?». Учащиеся формулируют вопросы к новой теме.

– Какие существуют виды межличностных отношений?

– Как складываются межличностные отношения?

– Что мешает межличностным отношениям?

 

IV Изучение нового материала

– Каждый из нас постоянно взаимодействует с окружающими нас людьми. Но уровни этого взаимодействия отличаются друг от друга. На странице 72 учебника есть пирамида «Уровни межличностных отношений», давайте определим, на каком уровне и с кем мы взаимодействуем на основании материала учебника (Слайд 2).

Знакомство

Тётя Катя с нижнего этажа, я с ней постоянно здороваюсь

Приятельство

Петя из 23 квартиры, мы иногда играем во дворе

Товарищество

Одноклассник Миша, мы вместе сидим за партой

Дружба

Светка, мы с ней не разлей вода

Любовь

Самим привести примеры

– Чем отличаются эти уровни межличностных отношений?

Делается вывод, что самым высшим уровней межличностных отношений является любовь.

Любовь – это высший уровень развития межличностных отношений, чувство глубокой привязанности и устремлённости к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии (Слайд 3).

– Любовь, пожалуй, самая главная из общечеловеческих ценностей во все времена и эпохи. Тема любви является главной темой в искусстве, философии. Но любовь – это понятие широкое, многогранное. Древние греки дали свою классификацию разных форм любви.

Поработайте в парах. Изучите понятия древних греков, которыми они характеризовали разные виды любви. Постарайтесь подобрать соответствующие примеры из известных вам произведений литературы (Приложение 2, Слайд 4).

Учащиеся работают в парах. Читают материал на с. 73 учебника, выполняют задание на листе с раздаточным материалом. Заслушиваются ответы учащихся.

– Можно ли дать одно-единственное определение понятию «любовь»? Почему? (Ответы учащихся).

– Любовь, как вы убедились, понятие многогранное. Лучше всего это иллюстрирует комикс «Love is…»., который издаётся с 1970-х годов прошлого века (Слайд 5).

 

Физкультминутка

– По цвету обертки жевательной резинки: у кого синяя – потянитесь; у кого зеленая – разомните плечи; у кого оранжевая – разомните шею. А теперь всё вместе.

 

– Разверните ваши жевательные резинки, почитайте, какое определение любви вам попалось? Согласны ли вы с ним?

– От чего зависит, какие у нас сложатся отношения с другим человеком? Останемся мы просто знакомыми или станем друзьями, будем враждовать или полюбим друг друга? Межличностные отношения во многом зависят от нашего восприятия другого человека.

– Предлагаю вам набор картинок (Слайд 6), которые объединены одним понятием. Подумайте, каким именно? (Стереотип).

– Почему вы так решили?

– Исходя из каких признаков формируются стереотипы?

– Приведите примеры стереотипов, которые вам встречались.

Стереотип (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») – устойчивые и упрощённые оценочные представления о группе людей (определённого пола, расы, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, профессии и др.) и соответствующее отношение к этой группе и ситуациям, с ними связанными.

– К каким проблемам может привести стереотипное восприятие при общении?

– Помимо межличностных отношений, которые предполагают общение двух людей, значительную часть времени мы проводим во взаимодействии в малых группах.

Работа с понятием «малая группа» (работа в группах).

Учащиеся знакомятся с материалом учебника (с. 77–78), в группах создают на магнитных досках (листах) схемы.

1-я группа – «Примеры малых групп»;
2-я группа – «Признаки малой группы»;
3-я группа – «Признаки формальной малой группы»;
4-я группа – «Признаки неформальной малой группы»;
5-я группа – «Поведение человека в малых группах».

Демонстрация итогов работы в группах.

– Можно ли считать отрицание всех групповых норм проявлением настоящей независимости, самостоятельности личности?

– Как видно, группы отличаются разными нормами и правилами поведения. Есть группы, в которых сложились спокойные и дружеские отношения между очень разными участниками, а есть группы, в которых есть проблемы.

– Посмотрите видеоролик (демонстрируется не до конца) (Слайд 7) и скажите, о каком явлении в нём идет речь? (О буллинге.)

– Каким может быть окончание истории из видео?

Продолжение просмотра видео.

– Чем буллинг отличается от шутки, розыгрыша?

Буллинг (от англ. bullying – запугивание) – систематическое унижение, оскорбление, исключение из общения, психологическое и физическое воздействие на человека группой лиц.

– Буллинг, как явление негативное, имеет все признаки противоправного деяния.

– Какие противоправные деяния вы смогли увидеть в этом ролике? (Оскорбление, нанесение телесных повреждений, доведение до самоубийства, вымогательство, недонесение о преступлении.)

– Каким правом регулируются эти деяния? (Административным и уголовным правом.)

– С какого возраста наступает уголовная и административная ответственность? (Административная ответственность – с 16 (14) лет; уголовная – с 14 лет.)

– Почему буллинг – это болезнь всей группы, а не проблема отдельного человека?

Анализ диаграммы на с. 79 учебника (Слайд 8).

 

V Закрепление изученного материала

Ответы на вопросы, поставленные в начале урока, запись в словарь терминов в тетради основных терминов по теме (Слайд 9).

 

VI Домашнее задание (Слайд 10)

1. Параграф 8, знать определение терминов по теме.

2. *Задание на с. 77 учебника (можно оформить как мини-проект).

 

VII Комментированное выставление отметок

 

VIII Рефлексия

Возвращение к девизу урока. Учащиеся предлагают свой знак препинания в виртуальной анкете.

 

 

Приложение

 

  1. Разговор двух и более лиц.
  2. Общение, подчинённое правилам, предписаниям, уставу.
  3. Воздействие на человека или группу лиц, в результате чего у людей помимо их воли появляются определённые чувства, намерения.
  4. Процесс обоснованного, с опорой на логику и доказательства, воздействия с целью изменения взглядов, поведения людей
  5. Процесс обмена информацией и (или) действиями, который сопровождается взаимным восприятием и познанием людьми друг друга.
  6. Вид инструментального общения, при котором один из партнёров для получения определённой выгоды намеренно скрывает истинную цель общения.

  1. Речь одного лица, обращённая к себе.
  2. Субъекты общения.
  3. Процесс обмена информацией и (или) действиями, который сопровождается взаимным восприятием и познанием людьми друг друга.
  4. Разговор двух и более лиц.
  5. Общение посредством компьютера и гаджетов через интернет.
  6. Общение, которое определяется личностными отношениями между людьми, подразумевает открытый обмен мнениями, проявление эмоций.

  1. Вид инструментального общения, при котором один из партнёров для получения определённой выгоды намеренно скрывает истинную цель общения.
  2. Стихийное распространение некоего настроения, деятельности в процессе восприятия эмоционального состояния.
  3. Слова, которые упрощают повседневное взаимодействие.
  4. Сознательное или некритическое воспроизведение образцов демонстрируемого поведения (как положительных, так и отрицательных).
  5. Разговор двух и более лиц.
  6. Процесс обмена информацией и (или) действиями, который сопровождается взаимным восприятием и познанием людьми друг друга.

 

Ответы на кроссворды

 

Приложение 2

Подберите примеры литературных произведений, в которых нашли отражение разные виды любви, о которых писали древние греки.

Эрос – страстная любовь-увлечение, стремящаяся к физической близости

– А.Пушкин «Дубровский» (любовь Дубровского к Маше);
– У.Шекспир «Ромео и Джульетта» (любовь Ромео и Джульетты)

Людус – любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства

– А.Пушкин «Цыганы» (любовь Земфиры к Алеко)
– А.С.Грин («Алые паруса», Ассоль и Грей)

Сторге – спокойная, тёплая и надёжная любовь-дружба, любовь-нежность

– А.Грибоедов «Горе от ума» (любовь Манилова к Софье)
– А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (любовь Гринёва и Маши Мироновой)

Прагма – рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчёту

– А.Грибоедов «Горе от ума» (любовь Манилова к Софье)
– А.С.Грин («Алые паруса», Ассоль и Грей)

Мания – любовь-одержимость, для которой характерна зависимость от объекта влечения

– Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (любовь Вакулы к Оксане)
– Г.Х.Андерсен «Снежная королева» (Герда готова на все, чтобы спасти Кая)

Агапе – бескорыстная любовь-самоотдача (например, любовь к ближнему)

– М.Горький «Старуха Изергиль» (поступок Данко)
– Г.Х.Андерсен «Снежная королева» (Герда готова на все, чтобы спасти Кая)

Филия – любовь между родителями и детьми

– В.Г.Короленко «Дети подземелья» (любовь Тыбурция к Валеку и Марусе).
– А. Пушкин «Дубровский» (любовь Дубровского к Маше).

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий