Развивающая задача: способствовать развитию и совершенствованию предметных компетенций учащихся: работа с различными информационными источниками; умение сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать коммуникативные умения через организацию групповой работы.
Юлия ГЕДРОИТЬ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»
Место урока в системе КТП: третий урок второго раздела «Деятельность, общение, взаимодействие».
Цель урока: изучение межличностных отношений через анализ их основных компонентов.
Задачи урока
Познавательная:
– изучить уровни межличностных отношений; понятия «любовь», «стереотип» как элементы межличностных отношений; виды взаимодействия людей в малых группах; буллинг – как одну из проблем в среде подростков.
Развивающая:
– способствовать развитию и совершенствованию предметных компетенций учащихся: работа с различными информационными источниками; умение сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать коммуникативные умения через организацию групповой работы.
Воспитательная:
– формировать правильные ценностные ориентации учащихся, культуру межличностного общения, правовою культуру.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, интерактивная.
Материалы и оборудование: учебное пособие «Обществоведение» для 9 класса под ред. А.Н.Данилова, презентация к уроку, видеоролик «Травле нет» (содержится в слайде 7 презентации), раздаточный материал (кроссворд для проверки домашнего задания, рабочие листы для выполнения заданий по новой теме), жевательная резинка «Love is…» для всех учеников класса.
Структура урока
I Организационный момент. Создание психологического настроя
II Проверка знаний по предыдущей теме
III Целемотивационный этап
IV Изучение нового материала
V Закрепление изученного материала
VI Комментирование домашнего задания
VII Комментированное выставление отметок
VIII Рефлексия
Предполагаемые результаты работы учащихся:
– владеют основными терминами по теме: «стереотип», «буллинг», «любовь».
– характеризуют уровни межличностного общения, приводят примеры.
– сопоставляют разные виды поведения человека в малых группах.
– видят негативное влияние стереотипов на общение;
– знают о моральной и правовой ответственности за нарушение правил и норм общения в малых группах на примере буллинга.
Ход урока
I Организационный момент. Создание психологического настроя
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. Предлагает послушать притчу.
Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.
– Вот видите, – воскликнул мулла, – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь Аллаха, единого творца нашего?», он, показал два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».
Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросил его об этом.
– Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, – ответил пастух.
II Проверка знаний по предыдущим темам
– Как эта притча иллюстрирует то, что мы изучали на прошлом уроке?
Учащиеся дают ответы, отражающие основные вопросы предыдущей темы «Общение и его роль в жизни человека».
Далее учащиеся разгадывают кроссворд (3 варианта) с ключевым словом по предыдущей теме (Приложение 1).
III Целемотивационный этап
На основании ключевых слов кроссворда «любовь», «дружба», «насилие» учащиеся формируют главную мысль (девиз) новой темы: «Где есть насилие – нет дружбы и любви», – который записывается (крепится на магнитах) на доске.
Учитель предлагает несколько знаков препинания (точка, вопросительный знак, многоточие, восклицательный знак), которые учащимся нужно будет поставить в конце урока в этом предложении.
Тема урока записывается на доске, делается в тетради запись «Словарь по теме» (Слайд 1).
На доске написаны (прикреплены на магнитах) вопросы для раскрытия темы «Какие …?», «Как …?», «Что мешает …?». Учащиеся формулируют вопросы к новой теме.
– Какие существуют виды межличностных отношений?
– Как складываются межличностные отношения?
– Что мешает межличностным отношениям?
IV Изучение нового материала
– Каждый из нас постоянно взаимодействует с окружающими нас людьми. Но уровни этого взаимодействия отличаются друг от друга. На странице 72 учебника есть пирамида «Уровни межличностных отношений», давайте определим, на каком уровне и с кем мы взаимодействуем на основании материала учебника (Слайд 2).
Знакомство |
Тётя Катя с нижнего этажа, я с ней постоянно здороваюсь |
Приятельство |
Петя из 23 квартиры, мы иногда играем во дворе |
Товарищество |
Одноклассник Миша, мы вместе сидим за партой |
Дружба |
Светка, мы с ней не разлей вода |
Любовь |
Самим привести примеры |
– Чем отличаются эти уровни межличностных отношений?
Делается вывод, что самым высшим уровней межличностных отношений является любовь.
Любовь – это высший уровень развития межличностных отношений, чувство глубокой привязанности и устремлённости к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии (Слайд 3).
– Любовь, пожалуй, самая главная из общечеловеческих ценностей во все времена и эпохи. Тема любви является главной темой в искусстве, философии. Но любовь – это понятие широкое, многогранное. Древние греки дали свою классификацию разных форм любви.
Поработайте в парах. Изучите понятия древних греков, которыми они характеризовали разные виды любви. Постарайтесь подобрать соответствующие примеры из известных вам произведений литературы (Приложение 2, Слайд 4).
Учащиеся работают в парах. Читают материал на с. 73 учебника, выполняют задание на листе с раздаточным материалом. Заслушиваются ответы учащихся.
– Можно ли дать одно-единственное определение понятию «любовь»? Почему? (Ответы учащихся).
– Любовь, как вы убедились, понятие многогранное. Лучше всего это иллюстрирует комикс «Love is…»., который издаётся с 1970-х годов прошлого века (Слайд 5).
Физкультминутка
– По цвету обертки жевательной резинки: у кого синяя – потянитесь; у кого зеленая – разомните плечи; у кого оранжевая – разомните шею. А теперь всё вместе.
– Разверните ваши жевательные резинки, почитайте, какое определение любви вам попалось? Согласны ли вы с ним?
– От чего зависит, какие у нас сложатся отношения с другим человеком? Останемся мы просто знакомыми или станем друзьями, будем враждовать или полюбим друг друга? Межличностные отношения во многом зависят от нашего восприятия другого человека.
– Предлагаю вам набор картинок (Слайд 6), которые объединены одним понятием. Подумайте, каким именно? (Стереотип).
– Почему вы так решили?
– Исходя из каких признаков формируются стереотипы?
– Приведите примеры стереотипов, которые вам встречались.
Стереотип (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») – устойчивые и упрощённые оценочные представления о группе людей (определённого пола, расы, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, профессии и др.) и соответствующее отношение к этой группе и ситуациям, с ними связанными.
– К каким проблемам может привести стереотипное восприятие при общении?
– Помимо межличностных отношений, которые предполагают общение двух людей, значительную часть времени мы проводим во взаимодействии в малых группах.
Работа с понятием «малая группа» (работа в группах).
Учащиеся знакомятся с материалом учебника (с. 77–78), в группах создают на магнитных досках (листах) схемы.
1-я группа – «Примеры малых групп»;
2-я группа – «Признаки малой группы»;
3-я группа – «Признаки формальной малой группы»;
4-я группа – «Признаки неформальной малой группы»;
5-я группа – «Поведение человека в малых группах».
Демонстрация итогов работы в группах.
– Можно ли считать отрицание всех групповых норм проявлением настоящей независимости, самостоятельности личности?
– Как видно, группы отличаются разными нормами и правилами поведения. Есть группы, в которых сложились спокойные и дружеские отношения между очень разными участниками, а есть группы, в которых есть проблемы.
– Посмотрите видеоролик (демонстрируется не до конца) (Слайд 7) и скажите, о каком явлении в нём идет речь? (О буллинге.)
– Каким может быть окончание истории из видео?
Продолжение просмотра видео.
– Чем буллинг отличается от шутки, розыгрыша?
Буллинг (от англ. bullying – запугивание) – систематическое унижение, оскорбление, исключение из общения, психологическое и физическое воздействие на человека группой лиц.
– Буллинг, как явление негативное, имеет все признаки противоправного деяния.
– Какие противоправные деяния вы смогли увидеть в этом ролике? (Оскорбление, нанесение телесных повреждений, доведение до самоубийства, вымогательство, недонесение о преступлении.)
– Каким правом регулируются эти деяния? (Административным и уголовным правом.)
– С какого возраста наступает уголовная и административная ответственность? (Административная ответственность – с 16 (14) лет; уголовная – с 14 лет.)
– Почему буллинг – это болезнь всей группы, а не проблема отдельного человека?
Анализ диаграммы на с. 79 учебника (Слайд 8).
V Закрепление изученного материала
Ответы на вопросы, поставленные в начале урока, запись в словарь терминов в тетради основных терминов по теме (Слайд 9).
VI Домашнее задание (Слайд 10)
1. Параграф 8, знать определение терминов по теме.
2. *Задание на с. 77 учебника (можно оформить как мини-проект).
VII Комментированное выставление отметок
VIII Рефлексия
Возвращение к девизу урока. Учащиеся предлагают свой знак препинания в виртуальной анкете.
Приложение
- Разговор двух и более лиц.
- Общение, подчинённое правилам, предписаниям, уставу.
- Воздействие на человека или группу лиц, в результате чего у людей помимо их воли появляются определённые чувства, намерения.
- Процесс обоснованного, с опорой на логику и доказательства, воздействия с целью изменения взглядов, поведения людей
- Процесс обмена информацией и (или) действиями, который сопровождается взаимным восприятием и познанием людьми друг друга.
- Вид инструментального общения, при котором один из партнёров для получения определённой выгоды намеренно скрывает истинную цель общения.
- Речь одного лица, обращённая к себе.
- Субъекты общения.
- Процесс обмена информацией и (или) действиями, который сопровождается взаимным восприятием и познанием людьми друг друга.
- Разговор двух и более лиц.
- Общение посредством компьютера и гаджетов через интернет.
- Общение, которое определяется личностными отношениями между людьми, подразумевает открытый обмен мнениями, проявление эмоций.
- Вид инструментального общения, при котором один из партнёров для получения определённой выгоды намеренно скрывает истинную цель общения.
- Стихийное распространение некоего настроения, деятельности в процессе восприятия эмоционального состояния.
- Слова, которые упрощают повседневное взаимодействие.
- Сознательное или некритическое воспроизведение образцов демонстрируемого поведения (как положительных, так и отрицательных).
- Разговор двух и более лиц.
- Процесс обмена информацией и (или) действиями, который сопровождается взаимным восприятием и познанием людьми друг друга.
Ответы на кроссворды
Приложение 2
Подберите примеры литературных произведений, в которых нашли отражение разные виды любви, о которых писали древние греки.
Эрос – страстная любовь-увлечение, стремящаяся к физической близости |
– А.Пушкин «Дубровский» (любовь Дубровского к Маше); |
Людус – любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства |
– А.Пушкин «Цыганы» (любовь Земфиры к Алеко) |
Сторге – спокойная, тёплая и надёжная любовь-дружба, любовь-нежность |
– А.Грибоедов «Горе от ума» (любовь Манилова к Софье) |
Прагма – рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчёту |
– А.Грибоедов «Горе от ума» (любовь Манилова к Софье) |
Мания – любовь-одержимость, для которой характерна зависимость от объекта влечения |
– Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (любовь Вакулы к Оксане) |
Агапе – бескорыстная любовь-самоотдача (например, любовь к ближнему) |
– М.Горький «Старуха Изергиль» (поступок Данко) |
Филия – любовь между родителями и детьми |
– В.Г.Короленко «Дети подземелья» (любовь Тыбурция к Валеку и Марусе). |