Развивающее пособие «Уругуми»

- 17:18КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Пособие «Уругуми» используется в логопедической работе для речевого развития, улучшения артикуляции, расширения словарного запаса и повышения мотивации к обучению.

 

Светлана ШАРУБИНА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 21 г. Светлогорска»,
Гомельская область
svetlsad21@svetlsad21.by

 

 

«Уругуми» – это многофункциональное дидактическое пособие, которое помогает проводить в игровой форме занятия, направленные на формирование правильных речевых навыков. Это один из самых эффективных и удобных способов коррекции разнообразных нарушений детской речи. Дидактические игры с использованием пособия «Уругуми» применяют в логопедической работе для речевого развития, улучшения артикуляции, расширения словарного запаса и повышения мотивации к обучению. Это дает ребенку возможность обрести уверенность в себе и успешное социализироваться в будущем.

Игры помогают детям с различными речевыми проблемами, включая:

– задержку речевого развития;
– дислексию;
– дизартрию;
– дефекты звукопроизношения и др.

Тщательно разработанные игры обеспечивают персональный подход к каждому дошкольнику. Разнообразие игрового материала позволяет учителю-дефектологу выбирать именно то, что соответствует возрасту и уровню развития конкретного ребенка.

 

Игры для коррекции звукопроизношения

Игровое задание: «Пальцеходы»

Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребенка через развитие координации движения пальцев рук и кистей;

Можно использовать:

– в развитии мелкой моторики рук;
– в автоматизации звуков [с] – [з], [ш] – [ж], [л], [р], в слогах, словах, предложения;
– в тренировке движении пальцев и кистей рук;
– в развитии умений соотносить пальчиковые шаги со словами стихотворении;
– в стимулировании зрительно-пространственного восприятия;
– в развитии мыслительной деятельности и речи;
– упражнять в выделении заданного звука в слове;
– учить дифференцировать звуки;

 

Материал и оборудование: «пальцеходы» – вязанные крючком зверюшки; вязаные дорожки с изображением листиков.

Игровые действия: ребенок одевает на пальцы рук «пальцеходы» и, двигаясь по «дорожке», выполняет соответствующие задания учителя-дефектолога.

 

Развивающие игры «Уругуми»

Дидактическая игра: «Цветные горошки»

Задачи:

– развивать фонематическое восприятие;
– развивать активное внимание, память и фонематический анализ;
– стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;
– развивать фонематический слух;

 

Игровое задание «Веселый счет»

Материал и оборудование: карточки с изображением цифр от 1 до 8; цветные горошины.

Игровые действия: учитель-дефектолог размещает карточки с изображением цифр от 1 до 8 на столе; предлагает ребенку соотнести цифру с цветом горошины и назвать эту цифру.

Игровое задание «Играй и запоминай»

Материал и оборудование: два вязаных «стручка гороха» по 8 горошин разного цвета в каждом.

Игровые действия: запомнить последовательность расположения цветных горошин в одном стручке и соответственно расположить их по памяти в другом «стручке».

Игровое задание «Звуковые горошины»

При помощи таких горошин:

– активно развивается мелкая моторика рук;
– ребенок знакомится с понятиями: форма, цвет, размер;
– развивается пространственное восприятие;
– развивается память, внимание, мышление;
– автоматизируются многие звуки;
– формируется словарный запас и активизируется речевые функции;  
– повышается усидчивость и концентрация внимания.

Игра 1

Цель: развитие фонематического восприятия, слухоречевой памяти, мелкой моторики рук.

Материал и оборудование: вязаные 8 горошин, наполненных различным материалом (песок, крупы, металлически предметы).

Игровые действия: учитель-дефектолог дает ребенку установку – когда услышишь звук, найди такой же в своих горошинах.

Игра 2

Цель: развитие пространственных представлений.

Материал и оборудование: разноцветные вязаные горошины

Игровые действия: необходимо положить разноцветные горошины в линию и давать инструкции – возьми первую горошину; возьми последнюю горошину; возьми горошину, которая между красной и голубой; возьми горошину, которая до серой; возьми горошину, которая после голубой; возьми горошину, которая слева от красной; возьми горошину, которая справа от черной.

 

Дидактическая игра «Морковки»

Игра из области «Пищи – греми – звени – молчи»

Игра 1

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Материал и оборудование: «морковки» с разными звуками.

Игровые действия: учитель-дефектолог показывает и называет «морковки», демонстрируя их звучание; ребенок должен определить, что он слышит.

Игра 2

Цель: развитее наблюдательности, внимания, тонкости зрительного восприятия, умения подбирать пару.

Материал: «морковки» с разной «ботвой».

Игровые действия: учитель-дефектолог раскладывает «морковки» с разной «ботвой» перед ребёнком, после чего ребенок должен найти пару, «морковки» с одинаковой «ботвой».

 

Пособие «Уругуми» для артикуляционной гимнастики

Игрушка «Лягушка-говорушка»

«Лягушка-говорушка» – одна из вариаций традиционной логопедической куклы. Такие широко используются логопедами для проведения артикуляционной гимнастики. Например, в качестве мотиватора.

Ведь интересно выполнять упражнение, если его показывает не педагог, а поясняет близкий ребенку персонаж. Это превращает занятие в игру, с ним напряжения и страх ошибиться исчезают.

Логопедическую игрушку «Лягушка-говорушка» можно использовать при проведении основных комплексов артикуляционных упражнений. В комплекте два языка (узкий и широкий), подходят на руку взрослому и ребенку.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий