Цель: закрепить десятичный состав изученных чисел; умение выполнять сложение и вычитание, основанные на знании десятичного состава чисел; умение сравнивать числа; решать простые задачи изученных видов.
Елена ЖИЖА,
учитель начальных классов,
ГУО «Средняя школа № 1 г. Ляховичи»,
Брестская область
Тема: «Числа от 10 до 20. Закрепление».
Цель: закрепить десятичный состав изученных чисел; умение выполнять сложение и вычитание, основанные на знании десятичного состава чисел; умение сравнивать числа; решать простые задачи изученных видов.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование: учебник, наглядный материал, карточки, музыкальная физкультминутка.
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
– Ребята, какими вы будете на уроке? (Дети отвечают хором).
– Внимательными. (Да)
– Ленивыми. (Нет)
– Старательными. (Да)
– Любознательными. (Да)
– Трудолюбивыми. (Да)
– Неусидчивыми. (Нет)
– Прилежными. (Да)
– Активными. (Да)
– Желаю быть вам на уроке активными, старательными, внимательными.
2 Сообщение темы и цели урока
– Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-путешествие. Кто любит путешествовать, поднимите руку.
– Путешествовать мы с вами будем по городу, который называется Математика (Приложение 1).
– Но путешествие будет непростое: мы повторим состав изученных чисел, закрепим умение выполнять сложение и вычитание, основанные на знании десятичного состава чисел, умение сравнивать числа в пределах 20, умение решать простые задачи.
‒ А с кем же мы будем путешествовать? Путешествовать мы будем не одни, а со сказочным героем. Отгадайте, из какого мультфильма:
Весёлые, забавные,
И круглые, как шарики,
Скажите, дети, кто они? (Смешарики.)
‒ Чтобы узнать героя, отгадайте ещё одну загадку (Приложение 2).
Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали, кто это?
Конечно же,… (Ёжик.)
– Ёжик будет вам помогать выполнять задания. А путешествовать будем на сказочном автобусе (Приложение 3). Как себя надо вести в автобусе?
– Для того чтобы ехать в автобусе, нужно купить билеты. Я вам раздаю «билеты», в которых надо записать соседей чисел. (Дети называют по очереди соседей чисел. Приложение 4)
– Рассмотрите город, станции, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания (Приложение 5). Каждому раздаю листы самооценки с названием задания (Приложение 6). Будете оценивать себя.
– Итак, приготовились, начинаем наше путешествие.
3 Основной этап
Станция «Устный счёт»
– Первая станция – «Устный счёт». Настроение у нас отличное. Возьмём с собой в поездку воздушные шарики, на которых написаны числа (Приложение 7).
Задания
- Ёжик предлагает расставить числа в порядке увеличения, уменьшения.
12 5 9 19 1 7 16
8 20 3 14 10 4 15
‒ Назовите однозначные числа.
‒ Двузначные.
‒ Какое самое меньшее однозначное число?
‒ Какое самое большое однозначное число?
‒ Наименьшее однозначное число.
‒ Число, в котором 9 единиц, 2 десятка, 1 десяток 5 единиц, 14 единиц, 1 десяток, 4 единицы, 1 десяток 2 единицы.
2. Ёжик тоже, как и вы, любит путешествовать. С собой в поездку он взял сладости и хочет вас угостить. Ёжик угощает каждого конфетой, на которой написан пример, его нужно решить (Приложение 8).
10 + 9 10 + 7 20 – 1
19 – 9 16 – 10 10 + 2
17 – 17 11 + 0 18 – 18
15 – 0 20 – 10 14 + 1
10 + 5 10 + 9 10 + 10
3. А сейчас нам нужно решить шуточные задачи. Слушаем внимательно.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Десять – под березой,
Три – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (13)
На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? (8)
Двадцать шишек у сосны
Было только до весны.
Ветерок весной подул,
Десять шишек он смахнул.
Сколько шишек на сосне
Улыбаются тебе? (10)
Пятнадцать попугаев
На дереве сидят.
Пятнадцать попугаев
О разном говорят.
Пятнадцать попугаев
Спросили у ребят:
– Сколько нас останется,
Если десять улетят? (5)
Оцениваем свою работу на этой станции.
Физкультминутка
Станция «Отдыхай-ка»
Утром встали пальчики,
(Все пальчики вытягиваются.)
Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять.
(По очереди каждый пальчик сгибается.)
Потянулись мальчики, будем танцевать.
(Совершаются вращательные движения.)
Не ленитесь, пальчики, встаньте же опять.
(Повторяем каждое движение заново.)
– Закрыли глазки, открыли, посмотрели вверх глазками, вниз, на двери, на окно.
Станция «Чистописание»
– Двигаемся дальше. Следующая станция – «Чистописание».
В учебнике задание на странице 31 (под божьей коровкой). Нужно записать числа: 1 дес. 8 ед., 2 дес., 1 дес. 1 ед.
‒ Какие это числа? (записываем, чередуя) 18 20 11 (на доске).
‒ Они однозначные или двузначные? Назовите круглое число.
Оцениваем работу.
4 Закрепление
Станция «Задачкино»
– Ёжик предлагает нам остановиться на этой станции и решить задачу. Но перед тем как решить задачу, вспомним с вами, из каких частей состоит задача. Названия перепутались, нужно разместить правильно (Приложение 9).
ОТВЕТ, РЕШЕНИЕ, УСЛОВИЕ, ВОПРОС
– Выполним задание в тетради: нужно соединить правильно картинки. Обмениваемся тетрадями и проверяем друг у друга (взаимопроверка).
– Решаем задачу.
‒ О чём говорится в задаче?
‒ Сколько было чашек?
‒ Сколько ещё чашек поставили?
‒ Какой вопрос к задаче?
‒ Как будем решать?
‒ Какой ответ? Записываем.
Ставим оценку.
Физкультминутка
Станция «Отдыхай-ка»
– Сейчас мы опять немножко отдохнем. Для этого нам нужно выйти из автобуса, перейти дорогу и прийти в парк. Вспомним с вами правила дорожного движения.
‒ Как правильно переходить дорогу?
‒ Кого мы встретили в парке?
Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали, кто это?
Конечно, … (Крош)
– Мы встретили лучшего друга нашего Ёжика ‒ Кроша (Приложение 10).
– Повторяем за зайцем движения (музыкальная физкультминутка «Весёлый заяц»).
Станция «Засели домики»
– Мы прибываем на станцию «Засели домики». Здесь мы вспомним состав чисел. Вам нужно вставить (на доске) в пустые окошки числа (Приложение 11).
Оценивание.
Станция «Собери фигуру»
– Сейчас мы на станции «Собери фигуру». Я раздаю вам карточки. А почему наша станция так называется, вы узнаете, когда выполните задание.
– Нужно решить примеры. Записать ответы возле нужного числа. Прочитать слово, которое получится.
задание по группам
1-я группа
2-я группа
‒ Какое слово получились? (Квадрат.)
‒ Что такое квадрат? (Геометрическая фигура.)
‒ Какие ещё геометрические фигуры знаете?
– Молодцы! Сейчас из геометрических фигур нам надо сделать автобус. Выполнение задания.
‒ Из каких геометрических фигур сделали автобус? Сколько треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников? Каких фигур больше?
Оценивание.
6 Подведение итогов урока. Рефлексия
‒ Какие задания помог выполнить вам Ёжик?
‒ Какое задание было самое трудное?
‒ Какое было лёгкое?
– Сейчас подсчитываем количество оценок высокого уровня, среднего. Записываем в листы самооценки.
– А теперь, ребята, выходите с листами самооценки и покажите, как вы себя оценили.
– У кого большинство заданий оценено высоким уровнем? Средним?
‒ Ребята, кто знает, что любит делать Ёжик больше всего? (Собирать кактусы.)
– Давайте поблагодарим Ёжика за путешествие. Кому понравилось, кому было интересно выполнять задания, подарим сказочному герою кактусы (Приложение 12).
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что Ёжику вы так пригодились.