Составление предложений о транспорте с опорой на предметные иллюстрации.

- 11:29КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект группового коррекционно-педагогического занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В материале представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи (составление предложений), формированию представлений о транспорте с помощью специально изготовленного плаката с кармашками.

 

Мария АРТЁМЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Тема: «Составление предложений о транспорте с опорой на предметные иллюстрации».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

– уточнять, актуализировать, пополнять словарь по теме «Транспорт»;
– формировать обобщающие понятия «транспорт», «наземный транспорт», «водный транспорт», «воздушный транспорт»;
– формировать умение составлять предложения с опорой на предметные иллюстрации;

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать мелкую моторику;
– артикуляционную моторику;
– слуховое внимание;
– словесно-логическое мышление;
– зрительное восприятие;
– речевое дыхание;
– работать над развитием координации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи:

– воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: магнитная доска, фонограмма, игрушка руль, разрезные картинки, корзинка со снежками, картинки с изображение транспорта, плакат с кармашками, загадки.

Ход занятия

Вводная часть

Учитель-дефектолог.

Собрались мы вместе в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

А сейчас давайте расскажем стихотворение «Мы спокойны»

Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.

Основная часть

Пальчиковая гимнастика

Давайте в начале занятия мы поднимем наши пальчики, и они поздороваются (упражнение «Пальчики здороваются» – каждый пальчик по очереди, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, дотрагивается до большого).

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я даю руль (Имя ребенка), он будет шофёром, а мы все пассажирами. Поворачиваемся за (Имя ребенка) и отправляемся в путешествие, в котором мы будем останавливаться на остановках, выполнять задания и играть.

Включается фонограмма, дети поворачиваются и имитируют езду на автомобиле, через 15 секунд фонограмма выключается.

Остановка «Отгадывательная»

Ребята, первая остановка называется «Отгадывательная». Я загадаю вам загадки, а вы назовёте, какой это транспорт (дети называют отгадку, и на доску прикрепляется соответствующая иллюстрация).

Четыре колеса
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И, что это? (Машина)    
Вот стальная птица,

В небеса стремится,
А ведет ее пилот.
Что за птица?    (Самолёт) 
По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином… (Автобус)  
Слева, справа два весла,
Тихоходная она,
С виду пузатая,
Прогулка на ней приятная! (Лодка)
В небесах грохочет гром,
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый…(Вертолёт)
Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость – просто чудеса,
А всего два колеса! (Мотоцикл)
Руль, колёса и педали.
Транспорт для езды узнали?
Тормоз – есть, кабины – нет.
Мчит меня…(Велосипед)

Одним словом мы можем назвать все, что видим на доске – транспорт. Люди придумали машины, чтобы ездить на дальние расстояния, чтобы облегчить свой труд, перевозить грузы, путешествовать. Если транспорт перевозит пассажиров, он называется пассажирский, если перевозит грузы – грузовой.

А я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).

Остановка «Внимательная»

Игра «Будь внимательным и помоги найти своё место»

Выставляется игра с кармашками «Транспорт».

Сначала давайте вспомним, как называется транспорт, который летает в воздухе? (Воздушный). Как называется транспорт, который ездит по земле? (Наземный). Как называется транспорт, который плавает по воде? (Водный). А сейчас нам нужно помочь каждому виду транспорта найти своё место. Я каждому раздам картинку, на которой нарисован вид транспорта. А вам нужно поставить его в нужное окошко. Если это лодка – поставить в окошко, где нарисована вода, если самолёт – в окошко, где нарисовано небо, если машина – в окошко, где нарисована дорога.

Детям раздаются иллюстрации с изображением различных видов транспорта, они называют их, вставляют в соответствующее окошко и комментируют свои действия: «Лодка. Это водный транспорт. Поэтому ставлю в окошко, которое находится на воде».

Итак, давайте ещё раз повторим: транспорт, который

– летает в воздухе, называется…(воздушный),
– плавает по воде, называется…(водный),
– ездит по земле, называется…(наземный).

Артикуляционная гимнастика

А сейчас давайте отдохнём. Выходим на коврик и представляем, что мы отправляемся в путешествие на машине. Но, чтобы машина наша поехала, в неё надо залить бензин. Далее взрослый вместе с детьми изображает все действия:

Налили бензин: с-с-с, сели в машину, заводим мотор: др-р-р
На машине едем – тра-тра-тра, до реки доедем – стоп! Разворот! На реке пароход – л-л-л, пароходом плывём – л-л-л. До горы доплывём, пароход не везёт! Надо сесть в самолёт. Самолёт летит, в нём мотор гудит – у-у-у.

Физкультминутка

Учитель-дефектолог. На самолёте летим, он приземлился в зимнем лесу, на горке. Давайте расскажем стихотворение «Как на горке – снег…»

Как на горке – снег, снег,

Дети стоят кружком, руки поднимают вверх – вдох.

И под горкой – снег, снег,

Приседают, опускают руки – выдох.

И на ёлке – снег, снег,

Опять встают и поднимают руки – вдох.

И под ёлкой – снег, снег,

Приседают, опускают руки – выдох.

А под ёлкой спит медведь.

Прикладывают указательный палец к губам, говорят шёпотом.

Тише, тише… Не шуметь!

А сейчас тихо возвращаемся на свои места.

Я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).

Остановка «Снежная»

Игра «Снежки»

Когда мы были в лесу, я захватила с собой снежки. Но они не простые, а с секретом. Сейчас я вам дам по снежку – вам нужно его раскрыть и назвать вид транспорта, который там спрятался.

Я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).

Остановка «Ремонтная»

Игра «Починим транспорт»

Чтобы транспорт служил долго, за ним нужно внимательно следить. Если что-то в нем сломается – сразу чинить. У меня на тарелочках лежит «транспорт», который сломался. Вам нужно его починить.

Детям раздаются разрезные картинки, которые нужно сложить и затем рассказать всем, какой транспорт починили.

(Имя ребенка), что ты починил?  (Я починил самолёт.)

Я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).

Остановка «Слушательная»

Учитель-дефектолог. Ребята, сейчас мы будем определять вид транспорта по звуку, не видя его.

Дидактическая игра «Угадай на слух»

По очереди включается детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум (звуковые сигналы: самолет, вертолет, машина, поезд, мотоцикл, пароход).

Заключительная часть

О чём мы разговаривали на занятии?

Назовите виды транспорта, которые вы запомнили.

Всем спасибо за занятие.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий