Конспект группового коррекционно-педагогического занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В материале представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи (составление предложений), формированию представлений о транспорте с помощью специально изготовленного плаката с кармашками.
Мария АРТЁМЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: «Составление предложений о транспорте с опорой на предметные иллюстрации».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
– уточнять, актуализировать, пополнять словарь по теме «Транспорт»;
– формировать обобщающие понятия «транспорт», «наземный транспорт», «водный транспорт», «воздушный транспорт»;
– формировать умение составлять предложения с опорой на предметные иллюстрации;
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать мелкую моторику;
– артикуляционную моторику;
– слуховое внимание;
– словесно-логическое мышление;
– зрительное восприятие;
– речевое дыхание;
– работать над развитием координации речи с движением;
Коррекционно-воспитательные задачи:
– воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: магнитная доска, фонограмма, игрушка руль, разрезные картинки, корзинка со снежками, картинки с изображение транспорта, плакат с кармашками, загадки.
Ход занятия
Вводная часть
Учитель-дефектолог.
Собрались мы вместе в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
А сейчас давайте расскажем стихотворение «Мы спокойны»
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Основная часть
Пальчиковая гимнастика
Давайте в начале занятия мы поднимем наши пальчики, и они поздороваются (упражнение «Пальчики здороваются» – каждый пальчик по очереди, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, дотрагивается до большого).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я даю руль (Имя ребенка), он будет шофёром, а мы все пассажирами. Поворачиваемся за (Имя ребенка) и отправляемся в путешествие, в котором мы будем останавливаться на остановках, выполнять задания и играть.
Включается фонограмма, дети поворачиваются и имитируют езду на автомобиле, через 15 секунд фонограмма выключается.
Остановка «Отгадывательная»
Ребята, первая остановка называется «Отгадывательная». Я загадаю вам загадки, а вы назовёте, какой это транспорт (дети называют отгадку, и на доску прикрепляется соответствующая иллюстрация).
Четыре колеса
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И, что это? (Машина)
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведет ее пилот.
Что за птица? (Самолёт)
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином… (Автобус)
Слева, справа два весла,
Тихоходная она,
С виду пузатая,
Прогулка на ней приятная! (Лодка)
В небесах грохочет гром,
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый…(Вертолёт)
Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость – просто чудеса,
А всего два колеса! (Мотоцикл)
Руль, колёса и педали.
Транспорт для езды узнали?
Тормоз – есть, кабины – нет.
Мчит меня…(Велосипед)
Одним словом мы можем назвать все, что видим на доске – транспорт. Люди придумали машины, чтобы ездить на дальние расстояния, чтобы облегчить свой труд, перевозить грузы, путешествовать. Если транспорт перевозит пассажиров, он называется пассажирский, если перевозит грузы – грузовой.
А я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).
Остановка «Внимательная»
Игра «Будь внимательным и помоги найти своё место»
Выставляется игра с кармашками «Транспорт».
Сначала давайте вспомним, как называется транспорт, который летает в воздухе? (Воздушный). Как называется транспорт, который ездит по земле? (Наземный). Как называется транспорт, который плавает по воде? (Водный). А сейчас нам нужно помочь каждому виду транспорта найти своё место. Я каждому раздам картинку, на которой нарисован вид транспорта. А вам нужно поставить его в нужное окошко. Если это лодка – поставить в окошко, где нарисована вода, если самолёт – в окошко, где нарисовано небо, если машина – в окошко, где нарисована дорога.
Детям раздаются иллюстрации с изображением различных видов транспорта, они называют их, вставляют в соответствующее окошко и комментируют свои действия: «Лодка. Это водный транспорт. Поэтому ставлю в окошко, которое находится на воде».
Итак, давайте ещё раз повторим: транспорт, который
– летает в воздухе, называется…(воздушный),
– плавает по воде, называется…(водный),
– ездит по земле, называется…(наземный).
Артикуляционная гимнастика
А сейчас давайте отдохнём. Выходим на коврик и представляем, что мы отправляемся в путешествие на машине. Но, чтобы машина наша поехала, в неё надо залить бензин. Далее взрослый вместе с детьми изображает все действия:
Налили бензин: с-с-с, сели в машину, заводим мотор: др-р-р
На машине едем – тра-тра-тра, до реки доедем – стоп! Разворот! На реке пароход – л-л-л, пароходом плывём – л-л-л. До горы доплывём, пароход не везёт! Надо сесть в самолёт. Самолёт летит, в нём мотор гудит – у-у-у.
Физкультминутка
Учитель-дефектолог. На самолёте летим, он приземлился в зимнем лесу, на горке. Давайте расскажем стихотворение «Как на горке – снег…»
Как на горке – снег, снег, |
Дети стоят кружком, руки поднимают вверх – вдох. |
И под горкой – снег, снег, |
Приседают, опускают руки – выдох. |
И на ёлке – снег, снег, |
Опять встают и поднимают руки – вдох. |
И под ёлкой – снег, снег, |
Приседают, опускают руки – выдох. |
А под ёлкой спит медведь. |
Прикладывают указательный палец к губам, говорят шёпотом. |
Тише, тише… Не шуметь! |
А сейчас тихо возвращаемся на свои места.
Я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).
Остановка «Снежная»
Игра «Снежки»
Когда мы были в лесу, я захватила с собой снежки. Но они не простые, а с секретом. Сейчас я вам дам по снежку – вам нужно его раскрыть и назвать вид транспорта, который там спрятался.
Я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).
Остановка «Ремонтная»
Игра «Починим транспорт»
Чтобы транспорт служил долго, за ним нужно внимательно следить. Если что-то в нем сломается – сразу чинить. У меня на тарелочках лежит «транспорт», который сломался. Вам нужно его починить.
Детям раздаются разрезные картинки, которые нужно сложить и затем рассказать всем, какой транспорт починили.
(Имя ребенка), что ты починил? (Я починил самолёт.)
Я даю руль (Имя ребенка), и мы отправляемся дальше (под звук фонограммы).
Остановка «Слушательная»
Учитель-дефектолог. Ребята, сейчас мы будем определять вид транспорта по звуку, не видя его.
Дидактическая игра «Угадай на слух»
По очереди включается детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта – скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум (звуковые сигналы: самолет, вертолет, машина, поезд, мотоцикл, пароход).
Заключительная часть
О чём мы разговаривали на занятии?
Назовите виды транспорта, которые вы запомнили.
Всем спасибо за занятие.