Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с НВОНР в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи. На занятии используются игры с QR-кодами, нейропсихологические упражнения, метод визуализации.
Наталья ДЕХТЕРЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 38 г. Лиды»,
Гродненская область
dehterevich.natasha@tut.by
Тема: «Транспорт. Составление описательного рассказа по опорным картинкам».
Задачи:
– закрепить и обобщить знания о транспорте, видах транспорта;
– упражнять в умении составлять описательный рассказ с опорой на гексы;
– развивать плавный направленный выдох, слуховое внимание, мелкую моторику рук, координацию речи с движением;
– воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата от выполненной работы.
Оборудование: настенное пособие «Приветственный поезд», звук шума морских волн, бутылка с запиской, картинки доктора Айболита и больных животных, мяч, картинки транспорта, контейнер с водой и парусники, игрушечная машинка, звуки транспорта, видеофизкультминутка «Нейрожесты», разрезные картинки, билеты с QR-кодами, телефон, нарисованные облака с жестами, машина скорой помощи, гексы, медальки-витаминки, стенд «Смайлики».
Материалы к занятию: https://drive.google.com/drive/folders/1CLWhf-MvOkX5Z3s5d8xnzXuv_HVD0xXk?usp=sharing
Ход занятия
1 Организационный момент (настенное пособие «Приветственный поезд»)
Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята. Нас встречает поезд с необычными вагончиками. Выберите один из них и поздоровайтесь со мной.
(Дети здороваются с педагогом, садятся на стульчики).
Закройте глазки, послушайте звук и скажите, куда мы попали? (Включается звук шума морских волн. Дети отвечают, что им напоминает звук).
Волны принесли нам бутылку с запиской, давайте ее прочитаем.
“Дорогие ребята, пожалуйста, помогите добраться до моих больных животных! Я оказался один на остове и не знаю, на чем к ним доехать. Помогите, пожалуйста, кто может! Ваш доктор Айболит!”
2 Сообщение темы занятия
Поможем доктору Айболиту? Давайте постараемся, а в процессе мы будем говорить о транспорте.
3 Дыхательная гимнастика «Лодочки»
Ребята, Айболит находится на далеком острове за морем. (Педагог вешает картинку с доктором Айболитом и картой). Вокруг него вода. Давайте вспомним, как называется транспорт, который движется по воде? (Водный транспорт). На каком водном транспорте мы сможем переплыть море? (На лодке, на пароходе, на корабле… (Дети передают друг другу мяч, отвечая на вопросы.)
Мы поможем доктору Айболиту переплыть море с помощью парусника. Но сегодня совсем нет ветра. Давайте подуем на паруса и отправим парусник на противоположный берег.
Сначала вспомним правила дыхательной гимнастики: носиком вдыхаем, щечки не надуваем. Подойдите к «краю берега», поставьте около себя «парусник» на воду и плавно подуйте, чтобы он не перевернулся. (Дети дуют на «парусники» в большом контейнере с водой).
Педагог перемещает доктора Айболита на карте к берегу с помощью «парусника». Дети возвращаются на свои места).
4 «Что звучит?»
Наш парусник благополучно причалил к берегу. Дальше мы будем путешествовать на транспорте, который двигается по земле. Как он называется? (Наземный). Какой наземный транспорт вы знаете? (Дети передают мяч и называют наземный транспорт).
Каждый транспорт при движении издает звуки. Давайте научим доктора Айболита узнавать транспорт по звуку.
Зрительная гимнастика с игрушечной машинкой
Но сначала проследим глазками за движением машины, не двигая головой.
Посмотрите на экран, мы оказались на оживленной улице. Послушайте звуки наземного транспорта и постарайтесь их запомнить. (Дети слушают звуки транспорта).
А теперь попробуем отгадать звуки транспорта. Я закрою экран, а вы внимательно слушайте. (Педагог включает звуки, дети отгадывают).
5 «Автомастерская»
Доктор Айболит научился различать звуки транспорта, но поехать на автомобиле он не может, пока мы его не починим. Чтобы наши пальчики лучше работали, мы их немножко разомнем. Встаем и повторяем движения, как на экране.
Физкультминутка «Нейрожесты»
Дети выполняют движения рук и тела.
Аудиозапись: https://drive.google.com/drive/folders/1CLWhf-MvOkX5Z3s5d8xnzXuv_HVD0xXk?usp=sharing
Присаживаемся за столы и в парах соберем разрезные картинки. (Дети собирают разрезные картинки).
На каком транспорте ты поедешь? Из каких частей он состоит?
Педагог перемещает доктора Айболита на автобусе к горе.
6 «Кто чем управляет?»
Доктор Айболит доехал до высокой горы. Дальше мы будем путешествовать по воздуху. Какой воздушный транспорт вы знаете? (Дети отвечают, передавая друг другу мяч).
Чтобы пролететь на самолете, выберите билет, отсканируйте его и скажите, кто управляет появившимся транспортом. Самолет будет лететь через облака, а вам нужно выполнить жесты на них.
Становимся друг за дружкой, выбираем билет и считываем его.
Составляем предложения.
Мотоциклом управляет мотоциклист.
Самолетом управляет пилот (летчик).
Автомобилем управляет автомобилист.
Кораблем управляет капитан.
Велосипедом управляет велосипедист.
Трактором управляет тракторист.
Дети по очереди сканируют телефонами билет с QR-кодом, появляется картинка транспорта. Ребенок проговаривает предложение и одновременно прыгает на нарисованные облака с жестами, выполняя их. Присаживается на стул.
Педагог перемещает Айболита на самолете на гору, где его ждут больные животные.
7 Встреча доктора Айболита с больными животными. Составление рассказа-описания
Ребята, смотрите, кто нас встречает в аэропорту? (Больные зверята). Теперь доктор Айболит окажет им первую помощь, а чтобы он смог отвести их в больницу, мы подарим ему специальный транспорт для врачей. Как он называется? (Машина скорой помощи).
Расскажем доктору Айболиту о машине скорой помощи по гексам. (Педагог раздает гексы. Дети по очереди прикрепляют их на доску и составляют предложения).
Это скорая помощь. Это наземный транспорт. Машина скорой помощи возит врачей и больных. У неё есть кабина, четыре колеса, фары, дверца, мигалка и сирена. Машиной скорой помощи управляет водитель. Она нужна, чтобы врач мог быстро доехать до больных людей и оказать им первую помощь. Чтобы вызвать скорую помощь, нужно позвонить по телефону 103 и сказать, что случилось, назвать адрес.
8 Итог занятия
Доктор Айболит очень рад нашему подарку. Теперь он сможет быстро приезжать к своим пациентам. Он говорит вам спасибо и угощает вас витаминкой хорошего настроения. (Педагог раздает детям медальки-витаминки.)
Наше путешествие закончилось. О чем мы сегодня говорили? На чем мы передвигались? Пройдем к стенду со смайликами и оценим работу на занятии.
9 Рефлексия. Стенд «Смайлики»