На занятии дети учатся сочинять сюжетные рассказы по схеме. При помощи игр со звуками и средств визуализации развивается их фонематический слух и восприятие.
Инна ЛЕВЧИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Мосты»
Гродненская область
lev.in.na@mail.ru
Программные задачи:
– формировать умения связной, грамматически правильной и чистой диалогической и монологической речи;
– сочинять сюжетные рассказы по схеме; строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция, завязка, развитие событий и кульминация, развязка;
– в повествовании отражать жанровые особенности произведения (сказка);
– использовать в речи различные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью), употреблять синонимические синтаксические конструкции;
– формировать интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами);
– воспитывать у детей осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно.
Материалы и оборудование: письмо, конверты с заданиями, мультимедийная презентация: домашние животные, хлев, волк; аудиозапись голосов домашних животных, мяч, очки, мнемосхема, дидактическая игра «Бабушкины пирожки», корзинка, платок, игрушечный телефон.
Последующая работа: драматизация получившейся сказки.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой солнечный сегодня день. Давайте улыбнемся с вами новому дню.
Этюд «Улыбка»
Ребята, а сейчас, улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь – как хитрая лиса, а сейчас – как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Ребята, сегодня к нам пришло письмо. А от кого, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт…(бабушка)
(И.Ревю)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…(дед)
(Н.Майданик)
Правильно, быстро угадали, от кого письмо. Письмо от бабушки Маши и дедушки Саши.
На экране появляется картинка с изображением бабушки и дедушки.
У них случилась беда. Со двора убежала их кошка Мурка, они просят вас о помощи, ее нужно найти. Ребята, вы согласны помочь? (Ответы детей)
Тогда не будем терять времени и отправимся на поиски. Путь нам предстоит не простой, нам нужно будет выполнять задания, чтобы найти кошку Мурку. Бабушка и дедушка живут в деревне – как вы думаете, на чем мы можем туда отправиться? (Ответы детей)
Я предлагаю нам отправиться на поезде. Занимайте места.
Под музыкальное сопровождение дети имитируют езду в поезде, проговаривая слова:
Едем в поезде в вагоне,
И никто нас не догонит.
Быстро мчимся по полям,
По лесам и по лугам.
Ждет нас дальняя дорога,
Приключений будет много!
Ну, вот мы и приехали в деревню. (На экране появляется изображение деревни.)
Ребята, посмотрите, вот и первый конверт с заданием. У бабушки Маши и дедушки Саши в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, но и друзья в долгу не остаются. Хотите увидеть, кто это? Они спрятались в этом доме, который называется «хлев». Вам нужно закрыть глаза, внимательно послушать и угадать, кто в нем живет. Как только вы угадаете животное, оно сразу вам покажется.
Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия «Кто это так кричит?»
Звучит аудиозапись «Голоса домашних животных».
Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы услышали? (Ответы детей)
«Я услышал, как собака лает; как кошка мяукает; как мычит корова; как поросенок хрюкает; как лошадь ржет; как овца блеет; как коза мекает».
При правильном ответе на экране появляется картинка с изображением животного.
Рассмотрите картинки, как можно назвать этих животных? (Ответы детей)
Почему их называют домашними животными? Какие они? (Ответы детей)
Молодцы, справились с заданием быстро и правильно. А теперь предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Дополни предложения»
Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит часть предложения, а ребенок его дополняет по смыслу.
В хлеву живут…(коровы, козы, свиньи т.д.)
Машет гривой и хвостом…(лошадь)
Дом охраняет и в будке живет…(собака)
Хвост крючком, нос пятачком…(свинья)
Ловко ловит мышей…(кот)
А вот и второй конверт с заданием.
Дидактическая игра «Кто кем был?»
Ребята, посмотрите! Что у меня в руках? (Ответы детей)
Правильно – это очки, но очки не простые, а волшебные. С их помощью можно посмотреть в прошлое и увидеть, кто кем был из животных, когда был маленьким. Я буду передавать очки, а вы – смотреть в них и стараться увидеть.
На экране изображение домашних животных, их детенышей.
(Кот был котенком, собака была щенком, корова была теленком, овца была ягненком, свинья была поросенком, лошадь была жеребенком, коза была козленком)
Вы очень хорошо все рассмотрели, правильно назвали, кто кем был из животных, когда был маленьким. Ребята, а сейчас давайте поиграем.
Физкультминутка «На деревне по дорожке»
Дети становятся в круг, поворачиваются и шагают за воспитателем со словами:
За деревней, по дорожке
Мы идем, мы идем,
(Ходьба обычная)
На лугу мы все ромашки
Соберем, соберем.
(Ходьба с наклонами вперед, имитируя сбор цветов)
Впереди ручеек –
Перепрыгивай, дружок!
(Прыжки с продвижением вперед)
На носочках мы пойдем,
Камушки перешагнем.
(Ходьба на носочках)
Побежали человечки
Искупаться в чистой речке.
(Бег подскоками)
Хорошо мы прогулялись,
За деревней наигрались!
(Ходьба в медленном темпе, руки вверх,
потянуться – вдох, руки вниз, наклон – выдох)
(Т. Краско)
Ребята, предлагаю отдохнуть и выполнить третье задание. Представьте, что сейчас ночь! (Дети закрывают глаза). Все животные тоже спят, отдыхают. (Появляется изображение волка). День! (Дети открывают глаза).
Словестная игра «Кто лишний?»
Воспитатель обращает внимание детей на изображения на экране: корова – теленок, собака – щенок, коза – козленок, овца – ягненок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, волк, свинья – поросенок.
Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто лишний, почему. (Это волк, он дикое животное, живет в лесу, охотится на других животных. У волка нет друзей, а у нас кругом друзья.)
Воспитатель. Кого из друзей выберем прогнать волка?
Дети. Собаку Шарика!
Воспитатель. Ну-ка, пес, полай-ка, волка прогоняй-ка!
Дети. Гав! Гав! Гав!
Воспитатель. Молодцы, прогнали волка и успешно справились с третьим заданием. (Изображение волка исчезает.)
Упражнение «Сочиняем сказку»
Воспитатель. Бабушка и дедушка любят рассказывать детям сказки. Но сейчас вам нужно попробовать и сочинить сказку для них. Ребята, придумаем для них новую, необычную сказку.
Воспитатель начинает, дети продолжают с помощью схемы.
«Однажды ясным деньком два друга, собака Шарик и лошадь Холли, собрались пойти по грибы. Взяли они корзинки и пошли. Шли они, шли по лесной тропинке и услышали, что кто-то плачет. Это была пропавшая кошка Мурка. Вышли они вместе на поляну. Там они играли, веселились. Вдруг небо затянуло тучами. Солнце спряталось, пошел дождь. Друзья побежали по лесной дорожке. Вернулись домой».
Вот ребята, выполнив все задания, мы помогли бабушке и дедушке вернуть кошку Мурку домой.
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт.
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх («ворота»).
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
(Т.Ткаченко)
А в домике бабушка Маша и дедушка Саша приготовили для вас угощение – пирожки. Им понравилось, что вы были дружными, смелыми и приехали к ним на помощь, выполнили все задания и нашли кошку Мурку.
Дети берут пирожок из корзинки.
Пирожки горячие, давайте с вами их остудим, подуем на них.
Дидактическая игра «Бабушкины пирожки»
Из корзинки дети выбирают пирожки. Смотрят, с чем пирожок у них. Называют полным предложением.
У меня пирожок с грибной начинкой (картофельной, клубничной, брусничной, малиновой, морковной, мясной, рыбной, сливовой, смородиновой, сырной, творожной, клюквенной, фруктовой, черничной, яблочной, яичной, тыквенной, ягодной).
Ребята, а сейчас пора нам отправляться в детский сад. Занимайте места в поезде.
Под музыкальное сопровождение дети имитируют езду в поезде, проговаривая слова:
Едем в поезде в вагоне,
И никто нас не догонит.
Быстро мчимся по полям,
По лесам и по лугам.
Ждет нас дальняя дорога,
Приключений было много!
Рефлексия «Разговор по телефону»
Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, подумайте, что бы вы хотели рассказать бабушке Маше и дедушке Саше о нашем путешествии? Что понравилось больше всего? Что было сложным? Что не получилось? Что хотелось бы повторить? Садитесь, давайте попробуем.
Представьте себе, что я – бабушка Маша (воспитатель надевает платок). Я беру телефон и звоню всем ребятам по очереди.
Дети складывают ладонь в кулак и по очереди «берут трубку», беседуют с «бабушкой Машей» по телефону.
Ребята, вы молодцы! Отлично справились. На этом наше занятие окончено.