В мире русской литературы. Игра-викторина, 6-й класс

- 9:19II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Внеклассная работа

Игра-викторина «В мире русской литературы» может быть использована учителями-словесниками для систематизации и обобщения полученных учащимися знаний на уроках русской литературы в 6-м классе, в рамках проведения предметных недель.

Наталья КРИВЫХ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 8 г. Орши»,
Витебская область

 

 

Цель: развивать читательскую грамотность учащихся, пробуждать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: портреты писателей, карточки с заданиями, иллюстрации учащихся к изученным произведениям, мультимедийная презентация.

Эпиграф: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас», – Франческо Петрарка.

Ход игры-викторины

І Организационно-мотивационный этап

Учитель приветствует учащихся, организует обсуждение эпиграфа.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают название, девиз.

 

ІІ Основной этап

Литературная разминка

1. Средний эпический жанр, который по объёму меньше романа, но больше рассказа. (Повесть)

2. Небольшое стихотворение в форме письма с обращением к конкретному человеку; отличается эмоциональностью и торжественностью, содержит просьбу или пожелание автора. (Послание)

3. Небольшой стихотворный или прозаический рассказ, основанный на использовании аллегории, имеющий поучительный вывод – мораль. (Басня)

4. Жанр устного народного творчества, повествующий о героических событиях из русской истории IХ–ХIII веков. (Былина)

5. Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. (Дактиль)

6. Произведение о жизни христианских святых. (Житие)

7. Иносказание, способ маскировки настоящего смысла, который автор хочет спрятать за образами. (Аллегория)

8. Небольшое произведение, которое повествует, как правило, об одном случае из жизни какого-либо героя. (Рассказ)

9. Последовательность событий, описанных в произведении. (Сюжет)

10. Резкое обличение людских пороков, отрицательных явлений действительности. (Сатира)

11. Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. (Хорей)

12. Средство создания образа; важная мелочь, выразительная подробность, которая позволяет выделить самое существенное в герое или событии, передаёт авторское отношение к происходящему в произведении. (Художественная деталь)

13. Построение произведения, последовательность его частей или других элементов. (Композиция)

 

Тур 1

Конкурс «Определи жанр произведения»

Учитель раздаёт карточки с названиями произведений и жанров, учащиеся должны найти соответствие.

1. И.А.Крылов «Демьянова уха» А. рассказ
2. А.С.Пушкин «Дубровский» Б. летопись
3. А.П.Чехов «Толстый и тонкий» В. повесть
4. В.О.Богомолов «Иван» Г. былина
5. «Повесть временных лет» Д. басня
6. А.И.Куприн «Тапёр»  
7. А.С.Пушкин «Зимнее утро»  
8. «Илья Муромец и Соловей Разбойник»  

 

Конкурс «Портрет литературного героя»

По словесному портрету учащимся необходимо определить литературного героя, назвать автора произведения.

1. «Круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся чёрная, мягкая и удивительно интересная». (М.Горький «Детство», бабушка Акулина Ивановна)

2. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин… Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени». (А.С.Пушкин «Дубровский, Кирила Петрович Троекуров)

3. «У второго мальчика волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». (И.С.Тургенев «Бежин луг», Павлуша)

4. «Этот мальчик застенчив, беден и самолюбив. Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры тёмных волос, завивающихся «гнёздышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно». (А.И.Куприн «Тапёр», Юрий Азагаров)

5. «Хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах». (А.С.Пушкин «Станционный смотритель, Самсон Вырин)

6. «Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства». (А.И.Куприн «Тапёр», Антон Григорьевич Рубинштейн)

7. «Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина.
Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». (В.О.Богомолов «Иван», Иван Буслов)

8. «Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказали противное». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством, Оксана)

9. «Вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила». (А.С.Пушкин «Станционный смотритель, Дуня)

 

Подведение итогов 1-го тура.

 

Тур 2

Конкурс «Узнай поэта»

Учащиеся должны вспомнить название произведения, указать автора

1. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил… (А.С.Пушкин, «Мой первый друг, мой друг бесценный!»)

2. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную… (М.Ю.Лермонтов, «Тучи»)

3. Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца… (Н.А.Некрасов, «На Волге»)

4. Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи… (А.А.Блок, «Летний вечер»)

5. Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла. (А.А.Фет, «Бабочка»)

6. О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке… (Н.А.Некрасов, «На Волге»)

7. Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нём и глухо шелестят… (Н.А.Заболоцкий, «Одинокий дуб»)

8. Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали… (А.А.Фет, «Скрип шагов вдоль улиц белых»)

 

Конкурс «Узнай произведение по отрывку»

1. Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А й Владимир-князь он вышел со Божье́й церкви́,
Он пришёл в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку,
Он сел есть, да пить, да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати. («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

2. Под бронёй, с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья. (А.К.Толстой «Илья Муромец»)

3. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя. (А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

4. «Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…» (А.П.Чехов «Тонкий и толстый)

5. «Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь –
И запоёт он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь». (Н.А.Заболоцкий «Одинокий дуб»)

6. «Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твёрдостию, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас». (А.С.Пушкин «Дубровский»)

7. «С первого же взгляда мальчик убедился, что не напрасно совершил это страшное путешествие. Вагонетка висела на двух колёсиках; одно из них сильно поистёрлось за время долгой службы и соскочило с троса, который был теперь намертво зажат между самим колёсиком и его обоймой». (Джек Лондон «На берегах Сакраменто»)

8. «Дед засёк меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон». (М.Горький «Детство»)

 

Конкурс «Узнай писателя»

1. Рассказы писал, чтобы финансово помочь семье. Именно поэтому подписывал свои первые произведения разными псевдонимами: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Гайка № 6, Кисляев, Юный старец. (А.П.Чехов)

2. Лето будущий поэт проводил в усадьбе Шахматово, где был окружён друзьями, любил собак, кошек, зайцев, ежей, даже червяков. Дедушка брал мальчика с собой на ботанические прогулки. (А.А.Блок)

3. Окончив четыре класса в родном посёлке на берегу Ангары, он хотел продолжить учёбу. Но для этого нужно было уезжать из дома за 50 километров, причём одному. Учиться было сложно: голод (мать раз в неделю передавала хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на отлично. (В.Г.Распутин)

4. Рос в имении Грешнёво, которое находится на берегу Волги. Мальчишкой он не раз убегал на реку поиграть и порыбачить. Именно тогда он впервые увидел бурлаков и был поражён их обликом и трудом. Будучи уже известным, поэт не раз приезжал на Волгу поохотиться и отдохнуть. (Н.А.Некрасов)

5. В доме часто звучали рассказы, сочинялись комедии, ставились спектакли. С друзьями любил составлять эпиграммы на учителей и товарищей, придумывать им остроумные характеристики. (Н.В.Гоголь)

6. Памятник писателю был установлен в 1855 году около главной аллеи Летнего садав Санкт-Петербурге. Место выбрано неслучайно: здесь он любил гулять, придумывая сюжеты своих произведений. Это бронзовый монумент высотой в 3,5 метра представляет из себя композицию, где в центре писатель, окружённый животными-героями произведений. (И.А.Крылов)

 

Подведение итогов 2-го тура.

 

Тур 3

Конкурс «Угадай произведение по иллюстрации»

Команды получают иллюстрации, называют произведения и их авторов.

 

Конкурс «Актёры»

Команда готовит инсценировку эпизода из произведения. Вторая команда должна угадать, из какого произведения фрагмент, и кто автор.

 

Подведение итогов 3-го тура.

 

III Заключительный этап

Подведение итогов, награждение победителей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий