Использование технологии визуализации при разработке и представлении учащимися результатов учебных проектов по биологии и химии

- 11:56II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Материалы к урокам, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Материалы к урокам

Проектная деятельность в современной школе: техники визуализации, которые возможно успешно использовать для реализации проектов.

Ольга ГРИШАН,
заместитель директора
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Презентация к материалу

 

Любое мышление рождается в действии. А успех в современном мире определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект. Это значит определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Для этого необходимо иметь не просто мышление, а проектное мышление.

Кроме непосредственно практических умений и навыков также важны умения рефлексировать, анализировать, сравнивать и критически оценивать результаты своей деятельности. Научить решать практические задачи можно, если вовлекать ребенка в совместную работу над проектом.

С чего начинается проектная деятельность?

Любая проектная деятельность начинается с проблемы, с которой сталкивается человек. Так при подготовке к занятиям по теме «Углеводороды» передо мной возникли вопросы:

– Как продемонстрировать взаимосвязь химических знаний с повседневной жизнью человека?

– Как показать учащимся, насколько сильно влияют свойства химических веществ углеводородов на привычный быт людей?

– Как интересно и доступно объяснить сложный материал темы из 10 уроков, чтобы учащийся проникся идеей взаимного влияния состава и строения вещества на его свойства и области применения?

Затем возникает идея разработать учебный проект «Золотые углеводороды», формулируются цель и задачи проекта.

https://sites.google.com/site/proektpohimii10a/

 

Что является результатом проектной деятельности?

Во время работы над учебным проектом «Золотые углеводороды» учащиеся не только изучили строение, свойства и применение органических соединений, но и приобрели практические навыки работы в команде, развивали свои цифровые навыки: создали видеоролики, флеш-анимации, видеоскрайбинг. Были разработаны тесты для проверки первичного усвоения материала, составлены кроссворды. Учебный материал был многократно проработан учащимися и представлен в группах в разных формах. Ребята попробовали себя даже в роли авторов сценария, операторов и звукорежиссеров при создании видео «Сказка про ацетилен».

Особое внимание было отведено разработке критериев оценивания своей работы и работ других команд в соответствии с уровнями (высокий, средний, низкий).

Из материалов, представленных учащимися, был создан коллективный сайт «Золотые углеводороды» https://sites.google.com/site/proektpohimii10a/, который сейчас является ресурсом для изучения одной из самых сложных тем в органической химии.

Сейчас мы вспомнили основные этапы работы над проектами. Подробнее познакомиться с формами и методами организации проектной деятельности на уроках химии, биологии и во внеурочное время можно, просмотрев ментальную карту, где представлена подробная информация, которая сопровождается авторскими примерами.

https://www.mindomo.com/ru/mindmap/mind-map-0507ffd323a548418f48ee0e43de72ee

При разработке и представлении учащимися результатов учебных проектов по биологии и химии важно предлагать ребятам особые инструменты, работая с которыми учащиеся учатся анализировать, структурировать информацию, обобщать ее и представлять в интересном виде.

Какие инструменты визуализации можно использовать при создании проектов?

Примерами визуализации могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, всевозможные графики и диаграммы.

В современном образовательном процессе сложилось множество различных техник визуализации учебной информации, поговорим о некоторых из них: скрайбинге, инфографике, лентах времени и картах ума.

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для учащегося виде. Идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причём весьма эффективно. Для создания инфографики удобно использовать сервисы: Сanva.com, Infogr.am, Creately.com, Piktochart.com, Visual.ly. Все представленные сервисы являются условно бесплатными, имеют широкие возможности в базовом функционале, требуют регистрации.

При организации образовательного процесса работа педагога с инфографикой может идти в двух направлениях. Во-первых, педагог организует деятельность учащихся по анализу инфографики, созданной учителем. В этом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работы с наглядным пособием. Учащимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. При этом происходит развитие информационных умений учащихся, что важно для формирования современной цифровой личности.

Во-вторых, создавать инфографику при определенном уровне подготовки могут сами учащиеся под руководством учителя на основе имеющихся данных. То есть, инфографика становится собственно продуктом проектной или исследовательской деятельности учащихся. В этом случае происходит развитие не только аналитических способностей ребенка, также успешно развиваются проектные умения и творческие способности ученика.

Для формирования навыка преобразования информации, и в работе с педагогами, и в работе с учащимся, можно эффективно организовать работу с интеллект-картами (иначе их называют ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map). Интеллект-карты предоставляют возможность графически представить идеи, концепции или учебную информацию в виде схемы, состоящей из ключевых и вторичных тем. Их используют в качестве инструмента для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов при реализации проектов.

Создавать интеллект-карты можно, используя сервисы Bubbl.us, Cacoo, Mind42, Mindmeister, которые похожи по своим функциям и предназначены для составления схем, наглядного, системного, логичного, последовательного структурирования и систематизации информации. Сервисы схожи с логико-смысловыми моделямии (умные карты), но не требуют от учителя или руководителя подготовки каркаса, заполнять разные направления можно параллельно или последовательно, совместно с учащимися, индивидуально, в малых группах.

Еще одной современной техникой визуализации, которая используется для формирования у учащихся и педагогов системного взгляда на образовательные процессы, являются таймлайны (от англ. timeline – «линия времени»). Они представляют собой временную шкалу, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с историческими датами, биографиями или творчеством писателя. Однако таймлайны удобно использовать еще и для управления учебными проектами. Линии времени в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

Для создания таймлайна подойдет любой графический редактор или конструктор инфографики: Canva, Photoshop. Однако очень удобно использование онлайн-сервисов: Sutori, TimeToast, Timeline JS, myHisro, Tline, Time.graphics и др.

Для формирования навыков смыслового чтения и навыка использования технических средств удобно использовать технику скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки), которая представляет собой визуализацию информации при помощи графических символов, которые понятно отображают ее содержание и внутренние связи.

Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Для использования предложенной техники визуализации можно создавать рисунки вручную, а можно рисовать на компьютере. Тогда вам понадобится графический планшет, программа Photoshop или другой графический редактор, программа для записи видео с экрана, его обработки и редактирования, например, Camtasia Studio, программа для записи и обработки аудио, например, Audacity.

Однако использовать сложные технические средства не всегда целесообразно, так как можно воспользоваться онлайн-сервисами PowToon, GoAnimate, Sparkol VideoScribe, Animaker, которые позволяют быстро и качественно сделать хорошее видео.

Представленные техники визуализации могут предоставить учителю возможность коллективной работы над документами и проектами в режиме реального времени, эффективного общения, анализа и структурирования данных, подготовке современных презентаций, проведение интерактивных мероприятий, выполнение подготовительных работ к урокам в виде коллективных и интегрированных проектов учителей.

 

 

Литература

1 Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО//Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). – PARIS, 2011. – 4 с.
2 Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. – 2012. – № 1 (17). – С. 120–133.
3 Ярмахов, Б.Б. «1 ученик:1 компьютер» – образовательная модель мобильного обучения в школе / Б.Б.Ярмахов. – Москва, 2012. – 236 с.
4 Евстифеева, О.Н. Модель SAMR – универсальный язык интеграции ИТ в обучение [Электронный ресурс] // О.Н.Евстифеева. – Режим доступа: http://roachinthenet.blogspot.com/2016/05/samr.html#.XLTemzAzbIU. – Дата доступа: 15.04.2021
5 Кубрак, Н. Инфографика в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/uploads/files/Kubrak_NV.pdf
6 Кубрак, Н. Инфографика как результат представления ученического исследования [Электронный ресурс] .– Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art_1_4.htm
7 Ермолаева, Ж.Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации / Ж.Е.Ермолаева, И.Н.Герасимова, О.В.Лапухова // Концепт. – 2014. – № 11. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm
8 Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. – 2010. –№2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsiiinfografika-i-metadizayn.
9 Визуализация учебной информации, Сорока О.Г., Васильева И.Н. https://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf
10 Цифровая трансформация образования / Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / [Электронный ресурс] //Минск, 2019. – Режим доступа: http://dtconf.unibel.by/documents/Conference_2019_.pdf. – Дата доступа: 05.04.2022

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий