В материале представлен сценарий квеста по образовательной области «Ребёнок и общество».
Ирина ЛЕМЕШЕВСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 73 г. Гродно»
Задачи:
– продолжать формировать представления об истории родного города;
– расширить знания воспитанников об интересных и знаковых местах Гродно, его достопримечательностях;
– развивать внимание и логическое мышление;
– воспитывать чувство любви к своей малой родине.
Оборудование и материал: иллюстрации с изображением исторических мест Гродно, формат А3 (Фарный костёл, пожарная каланча, Борисоглебская церковь, ботанический сад, Старый замок); предметные картинки (кувшин, меч, подкова); дидактические игры («Часовщик», «Найди лишний предмет», «Узнай растение по его плодам»); пазл «Герб города» (5 частей); сундук, 5 замков и 5 ключей; карта-схема.
Предварительная работа: разучивание стихов о городе, виртуальная экскурсия по городу Гродно, рассматривание фотографий и иллюстраций.
Ход занятия
В группе расположены 5 станций. Педагог в костюме хранителя ключей (ключника) подзывает к себе дошкольников и начинает с ними диалог.
Ключник. Добрый день, ребята, я хранитель тайн и загадок нашего города.
А вы знаете, как называется город, в котором вы живёте? (Предполагаемые ответы детей) Как называют жителей города? (Предполагаемые ответы детей)
А вы знаете, ребята, что наш город полон загадок и тайн? Предлагаю отправиться в путешествие и исследовать их все. А помогать нам в путешествии будет карта-путеводитель.
Ключник показывает схему, воспитанники, следуя указаниям на карте, находят дорогу к первой станции.
Первая станция «Борисоглебская церковь»
Ключник. Ребята, вы знаете, что это за здание? Это самое древнее сооружение в городе. При его строительстве использовались совсем другие строительные материалы, не такие, как используют современные строители. Как вы считаете, какие строительные материалы были использованы при его постройке? (Предполагаемые ответы детей: песок, глина, солома, дерево, камни).
Для того чтобы сделать кирпичи, глину разводили водой, а затем в смесь глины и песка добавляли резаную солому, древесную стружку, все это разминали в ямах, а затем раскладывали в формы, формируя кирпичи, которые сушили на солнце.
Игра «Найди лишний предмет»
Ключник предлагает из набора картинок с изображением строительных материалов, убрать лишние, которые не могли быть использованы в древности при строительстве.
Ключник наблюдает, как ребята выполнили задание, хвалит за успех и вручает первый ключ. Обращает внимание на карту-схему и вместе с воспитанниками находит дорогу к следующей станции.
Станция «Старый замок»
Ключник. Что это за здание нашего славного города? А знаете ли вы, кто жил в замках?
Предлагает ребятам рассмотреть предметы (корона, меч, кувшин, подкова, дудочка) и объяснить, как они могут быть связаны с городом и с замком.
Ключник обращает внимание на корону и уточняет у детей, как этот предмет может быть связан с городом (Предположительный ответ: Гродно это древний город королей. Один из них – великий князь Витовт);
– предлагает рассмотреть меч (В древности на город Гродно часто совершались нападения. И меч служил орудием защиты);
– рассмотреть кувшин (В городе работали ремесленники, которые делали красивую посуду, украшения);
– рассмотреть подкову (Были кузнецы, они считались колдунами, потому что могли «сковать счастье»);
– рассмотреть музыкальный инструмент дудочка (жили музыканты, шуты, артисты).
Вы отлично справляетесь с заданиями и получаете второй ключ.
Обращает внимание детей на карту, все вместе ищут дорогу к следующей станции.
Станция «Фарный костёл»
В Фарном костеле находятся самые древние часы Европы. Такие же есть в лондонском музее, но там часы – уже экспонат, а в Гродно часы до сих пор работают и показывают точное время. Но, чтобы старинные часы у нас всегда работали, необходимо следить за их исправностью.
Перед воспитанниками лежат часы без циферблата, их задача – правильно расположить цифры на циферблате.
А теперь я хочу у вас спросить, знаете ли вы пословицы и поговорки о часах?
Делу – время, потехе – час.
Час от часу не легче.
Не по дням, а по часам.
Время ни на миг не остановишь.
Копейка рубль бережет, а минута – час.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Кто встал пораньше, тот шагнул подальше.
Ребята, вы хорошо справились с очередным заданием и заработали ключик.
Динамическая пауза (музыкальное сопровождение)
Мы по городу идем. (Маршируют)
Звонко песню мы поем. (Покачивание головой вправо-влево)
Мы по улице шагаем, (маршируют)
Ровно ноги поднимаем.
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова, (вправо-влево)
Руки вверх и ноги шире.
Теперь нас ждёт очередное испытание.
Следуя маршруту на карте, воспитанники попадают на стацию «Ботанический сад».
Станция «Ботанический сад»
Ботанический сад, теперь это парк Жилибера, считался самым лучшим в Европе и насчитывал около 2000 видов растений, многие из которых были редкими. И в настоящее время в парке Жилибера растёт множество растений.
Игра «Узнай растение по его плодам»
И вам, ребята, необходимо узнать растение по его плодам.
Ключник анализирует выполнение задания.
Ботанический сад был домом не только для растений, но и для птиц. И теперь в парке Жилибера можно услышать птиц. Давайте внимательно послушаем и попробуем узнать их по голосам. (Воспитатель включает запись голосов птиц: соловей, синица, дятел, скворец, ворона)
Вы просто знатоки ботанического сада, и за это в вашей коллекции плюс один ключик. А теперь мы отправляемся дальше.
Ребята внимательно изучают карту-схему и попадают на следующую станцию.
Станция «Пожарная каланча»
Пожарная каланча была нужна для того, чтобы дежурный пожарный смог без труда увидеть любое возгорание. Если случалась беда, он звонил в колокол и оповещал горожан о беде.
В наше время сохранилась традиция: ровно в 12 часов дня с башни раздается звук трубы, который говорит жителям Гродно, что в городе все спокойно.
Я уверена, что вы знаете, как важно соблюдать правила пожарной безопасности. Давайте я вам буду называть правила, а вы будете топать, если не согласны и хлопать, когда будете уверены, что я говорю правильно.
Игра «Хлопай-топай»
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (Хлопают)
– Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (Топают)
– Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (Топают)
– Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (Хлопают)
– Таня с Ниною играют,
На плите газ зажигают. (Топают)
– Саша видел: дом горит,
Мальчик «101» звонит. (Хлопают)
Вы большие молодцы, за правильный ответ получаете пятый ключ.
Все вместе, подбирая ключи к каждому замку, открывают сундук. В нём лежит пазл «Герб города». Ключник предлагает дошкольникам его сложить.
Итог занятия
Какое задание, на ваш взгляд, было самым трудным? (Ответы воспитанников).
В завершение «путешествия» дошкольники читают стихи о своём любимом городе Гродно.
Гродно – город королевский
С вечной Замковой горой,
С синагогою еврейской,
С лютеранскою кирхой.
Сказочный город,
Духом он молод,
Замок над древней рекой…
Гродно чудесный
Волей небесной
Создан прилежной рукой.
Парк Жилибера –
Символ и мера,
Как надо город любить,
Каждой посадкой –
Жизненной прядкой –
В нём красоту возродить.
Молодцы. Вы сегодня прекрасно постарались, узнали много нового. На этом наше занятие окончено.