Сценарий экологического развлечения «Спасём планету Земля» для воспитанников старшей группы

- 17:31ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Методическая разработка сценария экологического развлечения «Спасём планету Земля» направлена на систематизацию и закрепление представлений воспитанников о существующих в природе взаимосвязях, влиянии деятельности людей на изменение климата и на этой основе формирование у детей начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.

  

Ольга ХОМЕНКОВА,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 5 г.п. Корма»,
Гомельская область


 

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Задачи:

– формировать умения и навыки разнообразной деятельности в природе;
– развивать стремление и навыки активного участия в охране природы;
– воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Материалы и оборудование: тематическая презентация (Приложение 1), мультиборд, бейджи 4 цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) на 4 подгруппы детей, 4 стола, 4 конверта (красный, жёлтый, зелёный, синий), разрезный пазлы-картинки (промышленные предприятия, транспорт, энергия, сельское хозяйство), 4 ориентира, 2 обруча, кегли по количеству детей, 2 мольберта, изображения и раздаточные карточки для игры «Экология планеты, ватман с изображением планеты Земля, экологические знаки.

Предварительная работа: проведение цикла занятий по экологическому воспитанию; проведение эксперимента «Парниковый эффект» (Приложение 2).

Методы и приёмы: наглядные – рассматривание, демонстрация; словесные – вопросы, объяснение, сравнение; игровые – дидактическая игра; практические – упражнения, продуктивная деятельность.

Использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ.

 

Ход мероприятия

Предварительно дети распределяются на 4 подгруппы по цветам бейджа на майке.

Организационный момент «Приветствие»

Цель: создание у детей интереса к предстоящей деятельности.

Способ организации деятельности: фронтальный.

Дети встают в круг, берутся за руки.

Педагог.

Подойди ко мне, дружок, вместе встанем мы в кружок.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!

Ребята, давайте друг другу улыбнемся! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Проблемная ситуация: «Тревожное сообщение»

Цель: развитие умения выдвигать предположения, умение вести диалог, отвечать на вопросы.

Способ организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.

Слайд 1. Звучит сигнал электронного сообщения. На экране появляется изображение со знаком SOS.

Педагог. Ребята, посмотрите, нам пришло очень важное сообщение, давайте узнаем о чём оно.

Слайд 2. (Звуковое письмо) на экране изображение учёных.

«Дорогие друзья! Беда! Беда! Наша планета в опасности! Климат резко меняется! Температура Земли повышается, вода испаряется, почва засыхает, растения увядают, всё живое погибает! SOS! SOS! Земля в опасности! Люди у вас ещё есть шанс спасти свою планету, помогите нам! Только вместе мы сможем справиться!»

Вопросы к детям:

От кого нам пришло сообщение?
О чём нас просят учёные?
Почему наша планета в опасности?
Как мы можем помочь нашей планете?

Упражнение-диалог «Что мы знаем о климате»

Цель: актуализация представлений детей о климате и причинах его изменения.

Способ организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.

Педагог. Ребята, знаете ли вы, что такое климат? (Высказывания детей)

Климатом называют погоду (температуру, осадки, ветер и другие явления), которая бывает в одной местности на протяжении длительного времени.

Растения, животные и люди привыкают к климату, который наблюдается на их территории, поэтому если он по каким-то причинам меняется, то всем становится тяжело.

Давайте порассуждаем, почему и как меняется климат? (Высказывания детей)

Сейчас климат резко меняется на всей планете. Температура растёт. Поэтому, на Северном полюсе тают льды, а у нас становится так жарко, что уже летом можно выращивать арбузы, которые раньше росли только в южных странах.

Давайте выясним, в чём причины повышения температуры на нашей планете? (Высказывания детей) Вспомните, как мы проводили эксперимент «Парниковый эффект» (Приложение 2)

Слайд 3. Фото эксперимента

Что является основной причиной потепления климата?

Основной причиной потепления климата является парниковый эффект.

Как он образуется?

Слайд 4. Модель парникового эффекта

Солнце нагревает Землю, одновременно и Земля отдаёт своё тепло. Парниковые газы у поверхности Земли частично удерживают тепло, которое отдаёт наша планета. Если бы их совсем не было, то всё тепло уходило бы в космос, Земля остывала и было бы очень холодно. Однако слишком большое скопление парниковых газов приводит к увеличению температуры на Земле».

Так в чём же причина потепления климата? Давайте вместе выясним, отчего увеличивается количество парниковых газов.

Упражнение «Собери пазл»

Цель: актуализация представлений о причинах изменения климата и развитие умения работать в подгруппах.

Способ организации деятельности: подгрупповой, индивидуальный.

Педагог. Ребята, предлагаю вам объединиться в подгруппы по цвету вашего бейджа и подойти к столам, на которых лежат конверты соответствующего цвета. Вам необходимо, работая в команде, собрать пазл-картинку и выступить с сообщением о том, какое изображение вы собрали и какой вред нашей планете несёт то, что изображено.

Дети складывают разрезанные карточки с изображением объектов, символизирующих промышленность (фабрика и завод), транспорт (машина, поезд и самолёт), энергетику (лампочка, батарея отопления), сельское хозяйство (засеянное поле и скотный двор).

А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось.

Обращается к первой подгруппе.

Что изображено на вашей карточке? (Фабрика, завод.)

Ребята, как вы считаете, какой вред наносят промышленные предприятия? (Ответы детей) 

Действительно, заводы и фабрики загрязняют воздух, выбрасывая в него вредные вещества.

Обращается ко второй подгруппе.

Что получилось у вас, когда вы сложили карточку? (Машина, поезд, самолёт.) 

Как можно назвать всё это одним словом? 

Использование транспорта приводит к потреблению топлива и выбросам выхлопных газов.

Обращается к третьей подгруппе. 

Что изображено на вашей карточке? (Лампочка, батарея отопления.) 

Что, по-вашему, могут символизировать эти изображения?

О бережном отношении к чему мы с вами уже разговаривали на наших занятиях? 

Правильно! Это энергия. Больше всего парниковых газов образуется при сжигании топлива для производства энергии, которую используют для освещения, отопления, работы электроприборов.

Обращается к четвёртой подгруппе.

Что изображено на вашей карточке? (Поле, трактор, коровы, лошади, овечки.) 

Поля, домашние животные, техника (трактора, комбайны) – всё это символизирует сельское хозяйство.

Чем же оно может навредить климату?

Оказывается, парниковые газы выбрасываются и при обработке земли, производстве удобрений, работе сельскохозяйственной техники.

Кроме этого, парниковому эффекту способствует не только увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу, но и вырубка деревьев, которые эти газы поглощают.

Поэтому очень важно беречь леса! Народная мудрость нам говорит: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

Игра-эстафета «Посади дерево»

Цель: развитие быстроты, ловкости; воспитание бережного отношения к зелёным насаждениям.

Способ организации деятельности: подгрупповой

Ты дерево сегодня посади,
Ухаживай за ним, люби, расти.
Весной оно прекрасным новым цветом расцветёт,
Подарит летом тень и от жары спасёт.

Задание

Дети встают в две команды. По команде дети по одному бегут до середины зала, берут кеглю из обруча и с ней бегут до ориентира, ставят кеглю в ряд и возвращаются обратно, затем бежит следующий, и так пока все деревья не будут посажаны. Побеждает та команда, которая быстрее всех «посадит деревья» (кегли должны стоять, не упасть).

Педагог. Предлагаю выяснить, отчего увеличивается количество парниковых газов.

Дидактическая игра «Экология планеты»

Цель: воспитание бережного отношения к природе.

Способ организации деятельности: индивидуальный

Педагог. Как вы уже поняли, ребята, многие действия людей вредны для природы, а, значит, и для климата. Предлагаю вам составить памятку для жителей нашей планеты. Перед вами на мольбертах размещены изображения: весёлого и грустного боровичка. Возьмите на столе карточки, на которых изображены действия людей, и определите, какие из них могут нанести вред нашей планете, а какие – нет. Объяснив значение каждой карточки, мы вместе с вами заполним памятки и отправим их нашим учёным, чтобы они распространили их среди всех жителей нашей планеты. И тогда все вместе мы позаботимся о нашей планете и спасём её!

Дети выбирают карточки, становятся в круг, заполняя памятку о вредных действиях людей для планеты, обсуждают изображение на картинках и размещают на памятку (выхлопные газы заводов и фабрик; засорение рек, скопление свалок; вырубка лесов; лесные пожары; загрязнение воздуха от транспорта; радиационные отходы; нерациональное расходование энергоресурсов – свет, тепло, газ, вода и т.д.). Далее заполняют памятку о бережном отношении людей к природе (рациональное расходование энергоресурсов и переход на энергосберегающие технологии – ветряные и солнечные электростанции, энергосберегающие лампочки, использование экологического транспорта, сортировка отходов, вторичная переработка отходов, посадка зелёных насаждений и т.д.).

Педагог. Сегодня почти всё, что необходимо людям в повседневной жизни, изготавливается с использованием энергии и приводит к выбросам парниковых газов.

Каждый продукт, прежде чем попасть на прилавок магазина, проходит долгий путь изготовления на фабриках и заводах, а дальше может оказаться и на свалке, где он разлагается или сжигается, так тоже выбрасываются в воздух парниковые газы. А ведь количество этих газов можно уменьшить, следуя простым правилам. Каким же? Давайте подумаем вместе.

Что нужно делать с отходами, чтобы они не наносили вред природе? 

Давайте вместе вспомним, в какой контейнер нужно выбрасывать тот или иной мусор при его сортировке.

Игра «Сортировка отходов»

Цель: развитие умения сортировать отходы; воспитание бережного отношения к природе.

Способ организации деятельности: подгрупповой.

Педагог предлагает детям снова объединиться в 4 группы и подойти к столам, на которых расположены контейнеры соответствующего цвета для раздельного сбора мусора (синий контейнер для сбора стекла (дети с синими бейджами), зелёный – бумаги (дети с зелёными бейджами), жёлтый – пластика (дети с жёлтыми бейджами), серый – бытовых отходов (дети с красными бейджами)). На каждом столе лежат карточки с изображением предметов из различных материалов. Из всех предметов детям нужно выбрать только те, которые необходимо выбрасывать в контейнер их цвета. После выполнения задания каждая подгруппа объясняет свой выбор.

Педагог. Люди во всём мире прилагают совместные усилия для спасения климата на Земле, над этим вопросом работают большие организации и объединения стран. Но каждый из нас тоже может помочь природе, если изменит своё поведение.

Слайд 5. Игра с использованием ТРИЗ-технологии (причина – следствие)

Игра «Приведи планету в порядок»

Цель: развитие умения находить причину события.

Способ организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.

Педагог обращает внимание детей на экран и предлагает выполнить задание, соотнести картинку причины с картинкой следствием:

Например: если мы будем загрязнять водоёмы отходами от фабрик и заводов, то погибнут рыбы (нужно развешивать скворечники, чтобы птицам было где жить; нужно сажать садовые деревья, чтобы потом собирать урожай фруктов; нужно сажать овощи на грядки, чтобы потом собирать урожай овощей; нужно сажать и поливать цветы, чтобы потом любоваться их красотой; нужно заботиться о нашей планете, чтобы она всегда улыбалась).

Педагог. Ребята, сегодня мы выяснили, что угрожает Земле и как ей можно помочь. Очень важно, чтобы как можно больше людей тоже узнали об этом.

Давайте сделаем большой плакат и отправим его учёным для распространения среди всех жителей планеты.

Составление кластера «Климат береги – жизнь планете сохрани!»

Цель: формирование умения представлять информацию в виде изображения; подведение итогов деятельности детей.

Организация деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.

Педагог размещает в центр плаката изображение планеты, а дети размещают вокруг планеты экологические знаки. По завершении составления кластера педагог предлагает обобщить информацию по представленному изображению.

Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо справились, и я надеюсь, что учёные будут вам очень благодарны.

Приложение 1

Тематическая презентация «Спасём планету Земля»

Презентация служит наглядным средством к экологическому развлечению на тему “Спасём планету Земля”.

Включает в себя голосовое сообщение от учёных о проблеме изменения климата на всей планете, которые призывают детей оказать помощь планете Земля.

На слайдах представлена модель изображения возникновения парникового эффекта на планете и вставлена гиперссылка на интерактивную игру “Причина – следствие”, которая отображает деятельность людей, приводящую к возникновению парникового эффекта на планете.

 

Ссылка: https://docs.google.com/presentation/d/14pykjIPXSndL5KsG26-yOFwZ2ibbRKB3/edit?usp=sharing&ouid=118153004205109372278&rtpof=true&sd=true

 

Приложение 2

Эксперимент: Парниковый эффект

Материал: термометры (2 шт.); пакетики с молнией (2 шт.).

Указания:

1 Помещаем термометр в пакетик с молнией. Немного раздуваем его и закроем молнию.
2 Помещаем этот пакет во второй. Полностью раздуем его и застегнём.
3 Помещаем пакетики на 20 минут в такое место, чтобы на них попадали солнечные лучи. Помещаем второй термометр рядом с пакетиком.
4 Проверяем показания на обоих термометрах, отмечаем в схеме наблюдения.

Вывод: Термометр, который находится в пакетиках, показывает большую температуру?

1 Помещаем пакетики в прохладное, защищенное от света место. Через 20 минут проверяем показания. Термометр, который находился в пакетиках, все ещё показывает температуру выше, чем второй термометр?

Показания термометра в пакетиках выше, чем у второго термометра.

Вывод: Воздух внутри этих двух пакетиков похож на атмосферу Земли: он нагревается под воздействием солнечного тепла. Это явление и есть парниковый эффект. В результате нагревания воздуха температура на поверхности Земли повышается. Если бы температура была низкой, то ничто живое не смогло бы существовать на планете. Но в настоящее время люди стали сжигать слишком много ископаемого топлива, что усиливает парниковый эффект. Это приводит к повышению температуры атмосферы, и в свою очередь негативно сказывается на окружающей среде.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий