Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся овладеют навыками конструирования изделий из бумаги и картона и смогут выполнить композицию «Разноцветная стайка».
Елена КУПЧИНА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Орши имени С.С.Пустельникова»,
Витебская область
Тема: «Конструирование изделий из бумаги и картона. Разноцветная стайка».
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся овладеют навыками конструирования изделий из бумаги и картона и смогут выполнить композицию «Разноцветная стайка».
Задачи:
– способствовать расширению знаний о свойствах бумаги и картона, формированию умения работы с бумагой и картоном на примере перевода изображения при помощи кальки и копировальной бумаги;
– создать условия для развития у учащихся творческих способностей, партнёрских отношений в работе;
– способствовать воспитанию аккуратности, правильности и самостоятельности в работе, чувства взаимопомощи.
Оборудование: листы кальки, копировальной бумаги, цветная бумага, лист цветного картона, клей, ножницы, подкладная доска, скрепки, карандаш, дырокол, карточки со словами.
Ход урока
1 Организационный этап
– В классе темно?
– В классе светло?
– Прозвенел уже звонок?
– У нас урок математики?
– Урок трудового обучения?
– Вы сюда пришли лениться?
– Вы сюда пришли учиться?
– Значит, можно всем садиться.
– А чему можно научиться на уроке трудового обучения?
2 Этап актуализации знаний учащихся
– А можно ли научиться, играя? Давайте проверим. Наш урок я хочу начать с игры «Угадай».
Двое учащихся выходят к доске, становятся напротив друг друга, получают карточки со словами: бумага, картон, калька, копирка и должны угадать, какое слово им досталось по описанию. (Карточки со словами крепятся ко лбу. На доске размещена бумага разного вида).
– Назовите виды бумаги. (Писчая, газетная, салфеточная, гофрированная.)
– А какие свойства бумаги вы знаете? (Мнётся, рвётся, можно склеить, сгибается.)
– Почему существует столько сортов бумаги?
– Что можете вспомнить об истории бумаги? Кто поработал с дополнительными источниками информации и может рассказать интересные сведения о бумаге?
– Что вы запомнили об истории картона?
– Кто может дополнить сведения о картоне из дополнительных источников?
– О каких видах картона мы узнали на прошлом уроке? (Полиграфический – открытки, карточки, обложки; гофрированный – упаковочный.)
– Чем отличаются полиграфический и гофрированный картон? (Количеством слоёв.)
– Какой картон можно скрутить? Какой картон труднее согнуть? (Полиграфический: разноцветный и белый, гладкий, легче меняет форму, тоньше. Гофрированный: толще, состоит из трех слоёв, труднее сгибается, более жёсткий.)
3 Этап постановки цели и задач урока
– Сегодня мы расширим свои знания о бумаге. Сделаем композицию «Разноцветная стайка».
– Как вы думаете, какой вид бумаги мы будем использовать на уроке?
– Итак, тема урока… (вывешивается на доску).
– Используя опорные слова, определите задачи урока?
– В конце урока вам предстоит оценить свою работу по следующим критериям: «правильность», «аккуратность», «творчество».
4 Этап изучения материала
– Начнём работу по изучению новых свойств бумаги с опытов.
Опыт 1
– Поставьте лист бумаги на столе вертикально.
– Каким образом можно сделать так, чтобы лист стоял на столе? (Скрутить в трубочку, сложить гармошкой.)
Опыт 2
– Попробуйте из листа бумаги сделать мостик между двумя книгами. Положите на него карандаш или ластик. Что случилось?
– Почему мостик не выдержал? (Бумага мягкая и тонкая.)
– Что можно сделать, чтобы бумага была и мягкой, и жёсткой одновременно?
– Сделайте так, чтобы мостик стал прочный. (Сложить лист гармошкой).
– Как видите, дополнительная обработка придаёт материалу новые свойства.
– Найдут ли эти опыты применение на нашем уроке? А в жизни?
– Вспомните правила работы с копировальной бумагой. Эти правила помогут нам сегодня сделать разноцветных птичек.
– Но перед этим подготовим наши пальчики к предстоящей работе.
Физкультминутка для пальчиков
– Скомкайте лист бумаги правой рукой. А теперь попробуйте его разгладить этой же рукой. Скомкайте лист левой рукой. Разгладьте его левой рукой. Проделайте это же обеими руками.
5 Практическая работа
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и степлером.
– Сегодня мы с вами сделаем подвеску «Птички». Под воздействия воздушных потоков птички смогут двигаться; они смогут стать атрибутом праздника «Гуканне вясны».
– Композицию мы выполним в группах. Вспомните правила групповой работы. (Выбор командира, тишина, уважительное отношение.)
– А сейчас откройте пособие на странице 28 и прочитайте инструкцию работы с калькой.
– Примените рекомендации и перенесите рисунок на картон.
– Вырежьте детали птички. Не забывайте о правилах работы с ножницами, памятки есть у вас на партах и на доске.
Двигательная физкультминутка
В разных уголках класса размещены картинки птиц: совы, воробья, аиста, клеста, сороки и ласточки. Предлагается описание птицы. Нужно подойти к картинке с правильным ответом.
– Продолжим нашу работу. Подготовьте дополнительные детали для оформления туловища птичек и соедините детали с помощью степлера.
– Делаем хвост-гармошку, а если у кого-то из вас есть собственный замысел выполнить хвост птички в другой технике объёмной аппликации, вы можете это сделать.
– Собираем композицию. С помощью дырокола сделайте отверстие для ленточки. Соберите птичек в общую композицию. Не забываем о правилах техники безопасности при работе с ножницами и дыроколом.
6 Организация выставки. Защита
– Еще раз посмотрите на свои работы.
– Кого бы вы хотели похвалить? За что? Какие рекомендации хотите дать?
7 Этап подведения итогов урока «Линеечки успеха»
– На столах у вас лежат «линеечки успеха». Оцените свою работу на уроке по следующим критериям: «правильность», «аккуратность», «творчество».
– Встаньте те, кто оценил свою работу на «отлично».
8 Рефлексия «Лучики солнышка»
– Разноцветная стайка птичек оживила наш класс, создала атмосферу праздничного настроения. Запахло весной, и это всё благодаря вашей дружной работе. Не хватает только тёплого солнышка. Возьмите лучики и прикрепите к солнышку, которое соответствует тому, насколько вы довольны своей работой.
– Спасибо за работу.