Олимпиадные задания по теме “Лексика”, 5-й класс

- 9:29Подготовка к олимпиадам

Автор представляет задания для подготовки учащихся 5-х классов к олимпиаде по учебному предмету “Русский язык”. Часть 1-я.

Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

1. Подберите к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательные. Составьте словосочетания.

Карий, коричневый (пиджак, глаз); крепкий, сильный (дружба, характер); горячий, горючий (чай, слеза); кромешный, полный (ответ, тьма).

2. Составьте словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета:

1) по величине;
2) по форме;
3) по цвету;
4) по весу;
5) по месту;
6) по времени;
7) по материалу;
8) по вкусу;
9) по назначению;
10) по принадлежности;
11) по цене;
12) по возрасту;
13) по внешнему виду;
14) по внутренним качествам.

3. Составь пословицы из данных слов и запиши их. Слова можно изменять по падежам, добавляя предлоги и союзы.

Дружба, шило, свет, собака, дело, коса, потеха, ученье, час, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, неученье, нашла.

4. Составьте два предложения с каждым словом: в одном предложении слово должно являться прилагательным, а в другом – существительным.

Учёный, часовой.

5. Объясните значение фразеологизмов.

Не ударить в грязь лицом – …;
держать себя в руках – …;  
мелькнуть, как молния – …;
стрелять без промаха – …;
во что бы то ни стало – …;
вешать голову – … .

6. Из букв слова второклассник составьте 10 существительных

7. Переведите слова с белорусского языка на русский и с русского языка на белорусский.

Слімак, капялюш, абрус, каралі, каўнер, аловак.
Влага, сугроб, темнота, носовой платок, платье, карман.

8. Отгадай слова:

1) С буквой «Д» я –
время суток,
Не сочтёшь во мне минуток.
Коль на «Т»
заменишь «Д»,
Буду я с тобой везде.
Стану шастать по пятам,
По дорожкам и кустам.
Куда ты – туда и я,
Не прогонишь ты меня.

2) Часть первая –
согреет дом,
Есть в тепловой
машине.
Вторая – на лице мужском.
Всё слово – в море синем…
Хотя простое полотно,
Но судно двигает оно.

3) Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в
колесе.
Шофёру каждому в
дороге
Могу я пользу
принести.
Но поменяй местами слоги –
И буду я в лесу расти.

9. Составьте и запишите словосочетания, в которых данные слова употреблялись бы в различных лексических значениях.

Голова, смелый, отвести, пустить, непостижимо.

10. Одинаков ли смысл высказываний?

Мне нужна эта тетрадь. Нужна мне эта тетрадь!

11. О чём идёт речь в этих загадках-шутках? Запишите все угаданные фразеологизмы.

А) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не замечают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Б) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

В) его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

12. Замените в данных словосочетаниях прилагательные другими, противоположными по смыслу.

а) Ручной зверь. б) Легкомысленный человек. в) Жидкий суп. г) Глубокая река. д) Ленивый ученик.

13. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

а) Есть … и моему терпению.
б) У куба шесть … .
в) Раненый солдат находился на … жизни и смерти.
г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … .
д) Небольшая речка служила естественной … между деревнями.
е) Пограничники охраняют … нашей Родины.
ж) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.

14. Объясните лексическое значение прилагательного.

Карло схватил Джузеппе за сизый нос.

15. Замените данные устойчивые сочетания одним глаголом, имеющим такое же значение.

Клевать носом, душа в пятки ушла, делать из мухи слона, унести ноги, зарубить на носу.

16. Укажите смысловые оттенки глаголов одеть и надеть. Вставьте в предложения вместо точек один из этих глаголов в нужной форме.

Бабушка …. на нос очки и стала вязать свитер.
Мальчик ….. брата и пошёл с ним гулять во двор.
Мама …. на сынишку свитер.
Бабушка …. внучку и повела её в детский сад.
Я с трудом …. коньки.

17. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно используемые в наши дни:

персты, чело, ланиты, выя, десница.

18. Объясните значения фразеологизмов:

семи пядей во лбу, пялить глаза, хоть пруд пруди, как сквозь землю провалился, разрубить гордиев узел.

19. Подберите к данным словам синонимы и антонимы:

грусть –
мрак –
близко –
храбрец –
доброта –

20. Замените выделенные слова подходящими по смыслу словами с разделительным твёрдым или мягким знаком.

1) Одежда на нём без всяких недостатков.
2) На верблюдов нагрузили тяжёлые тюки.

3) Ночью неожиданно разыгрался буран.
4) Серебряной ленточкой тянется ручеёк.
5) Книга, которую я взял в библиотеке, оказалась большой.

21. Слова из каких пар являются антонимами:

1) печальный – весёлый;
2) жестокий – беспощадный;
3) безвольный – слабохарактерный;
4) жёсткий – мягкий;
5) исчезнуть – спрятаться;
6) одержать победу – проиграть.  

22. Рядом с именами прилагательными запишите подходящие по смыслу имена существительные.

1) Лесной –
Лесистый –
2) Золотой –
Золотистый –
3) Цветной –
Цветочный –
4) Стекольный –
Стеклянный –
5) Запасной –
Запасливый –

23. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

а) Спи, усни.
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
б) На златом крыльце сидели
Царь-царевич, король-королевич…
в) Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
г) Сто одежек – и все без застежек
д) Один в поле не воин

24. Замените выделенные слова и словосочетания подходящими по смыслу именами существительными с основой на шипящий (поставьте их в нужную форму, изменив при необходимости окончания в других словах).

а) Это был очень нужный мне предмет. б) На берегу реки было много крутых берегов. в) В окрестностях Минска очень много домиков с садами и огородами, в которых горожане отдыхают летом. г) Сильный вихрь, поднимающий столбы пыли, обрушился на город. д) Спортивные состязания по футболу закончились победой «Спартака».

25. Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

1) Всем сестрам по …..
2) В ….. омуте черти водятся.
3) ……. платит дважды.

26. Найдите среди фразеологизмов искажённые и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти (исправленные) фразеологизмы.

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

27. Допишите фразеологизмы (устойчивые словосочетания):

Соловья баснями –
После драки –
Семь пятниц –
А Васька слушает –
Вставлять палки –
Кукушка хвалит петуха за то –
Одна нога здесь –
По щучьему велению –
Если гора не идёт к Магомету –
Куры денег –

28. Подберите к прилагательным антонимы:

Близкий берег –
Близкий человек –
Весёлая комедия –
Весёлое настроение –
Глубокий колодец –
Глубокие знания –
Мелкая рыба –
Мелкая река –

29. Слово грубый имеет несколько значений. Запишите словосочетания со словом грубый в разных его значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.

30. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один из них целиком не поместился. В каком слове?

1) Палисадник; 2) камыш; 3) заслонка; 4) крепёж; 5) укротитель.

31. Закончите начатые фразеологические обороты:

1) Держать ухо …;
2) Выйти сухим из …;
3) Положить зубы на …;
4) Пускать пыль в …;
5) Готов сквозь землю … .

32. Переставляя буквы, из каждой пары слов составьте название цветка:

1) Шок + рама = ?
2) Визг + дока = ?
3) Наезд + бука = ?
4) Угол + ад + лис = ?
5) Идея + хор = ?

33. Каждое словосочетание замените одним словом (существительным).

а) Женщина-повар –
б) болтливая девочка –
в) детёныш орла –
г) собирающий коллекцию –
д) любящий мечтать –
е) смелый человек –
ж) участник игры –
з) момент бросания мяча 

34. Расшифруйте имена и запишите, как будут звать этих людей, когда они вырастут.

Ростик –
Лина –
Митя –
Поля –
Сеня –
Гоша –
Гриша –
Витя –
Шура –
Нюта –
Люся –

35. Продолжите фразеологизмы. Замените каждый из указанных фразеологизмов одним словом-синонимом.

1. Толочь воду –
2. Делать из мухи –
3. Водить за –
4. Первый блин –
5. Как об стенку –
6. Вилами по воде –

36. Вспомните и назовите фразеологизмы, которые соответствуют изображениям:

А)

Б)

В)

37. В русском языке это слово известно с начала XVIII века. Заимствовано оно из голландского языка, буквально означало «яблоко из Китая». Назовите это слово. Какая грамматическая норма связана с образованием форм этого слова?

38. Найдите закономерность, которая лежит в основе составления данных предложений. Как называются такие фразы?

БЕЛ ХЛЕБ.
КОТУ ТАЩАТ УТОК.
КИТ НА МОРЕ РОМАНТИК.
УЖ Я ВЕНИКИ НЕ ВЯЖУ.

39. Объясните лексическое значение слова «проталина». Чем оно отличается от значения слова «прогалина»?

40. Из данных в скобках прилагательных выберите подходящие по смыслу. Запишите получившиеся предложения:

1) Норку, белку, куницу относят к (пушистым, пушным) зверям. 2) Далеко в море уходит (песчаная, песочная) отмель. 3) У незнакомца был (больной, болезненный) цвет лица. 4) Народные мастера представили на выставке свои (искусственные, искусные) работы. 5) Около чайного стола мальчик увидел живущую у них (устарелую, престарелую) тётку. 6) (Адресат, адресант) написал письмо в Грецию.

41. Назовите слово по значению.

Слово с противоположным по отношению к другому слову значением

 

Старинный многострунный щипковый музыкальный инструмент, под который исполнялись былины

 

Установленный порядок, закон, правила, обязательные для всех членов коллектива

 

Группа лиц, проводящих вместе весело время

 

Манера писать, характер начертаний букв в письме

 

Добровольная коллективная работа для выполнения какого-либо общественно полезного труда (первоначально проводившаяся по субботам)

 

Суп из свежей рыбы

 

Увлечение, любимое занятие для себя на досуге

 

42. Составьте по два словосочетания со словами золотой, мягкий, весёлый, море таким образом, чтобы данные слова в одном из них употреблялись в прямом значении, во втором – в переносном.

43. Подберите русский вариант к иноязычной пословице.

1) как псу муха (польск.) –
2) принять пузыри за фонари (франц.) –
3) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) –
4) записать за ушами (чешск.) –
5) спеши медленно, не торопясь (лат.) –
6) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
7) покупать зайца в мешке (чешск.) –
8) неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец (вьет.) –
9) тот не заблудится, кто спрашивает (фин.).

44. Запишите устаревшие названия частей человеческого тела.

45. Особенно несдержанным людям иногда говорят: «Не лезь на рожон». А что такое этот РОЖОН?

1) толпа людей; 2) кулак; 3) заостренный кол; 4) зверь.

46. Прочитайте описания различных случаев из жизни и подберите фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного. Например: Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (Редко, да метко).

1) Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу?

2) Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае?

3) Наш учитель говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко

4) Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?

5) Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем?

47. Переведите с древнерусского языка на современный «баюшки-баю».

48. Решите лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.

1) Палец – перст = лоб – ?
2) Живой – мёртвый = Восторгаться – ?
3) Брег – берег = Прах – ?
4) Бежать – мчаться = думать – ?

49. Фитоним, гидроним, топоним, антропоним… Каково значение данных терминов? Назовите не менее трёх слов, которыми можно было бы продолжить этот ряд.

50. Что означают выражения голубой уголь, голубая планета, белое золото, чёрное золото?

51. Замените выделенные слова и словосочетания подходящими по смыслу синонимами, начинающимися с приставок с-, раз-, рас-, из-, ис- или с согласной з.

Тут ________ много случайных совпадений. Постройки ___________ были разрушены землетрясением. Купили новую упряжь _________. Все приготовления к отъезду __________ были завершены. Вокруг дома была ограда из жердей – ______________. Вода обратилась в пар – ______________. Никто не позволил ребёнку нарушать установленный порядок – ______________. Разрезать доску пилой на части – ____________. Малыш начал сильно плакать – ______________. Нужно было уничтожить _____________ складки на материи. Мы вошли в широко открытую _____________ дверь. Дедушка заболел ______________ надолго. Поезд освободили от груза –_____________. Наконец-то он признался в своих грехах – ________________. В стенах старого дома было много трещин – _______________. Скворцы уничтожают _______________ вредных насекомых. Мальчику стало жалко щенка – _____________________________.

52. К каким частям речи можно отнести следующие слова? Составьте с ними словосочетания. Запишите части речи указанных слов.

Жаркое –
Мелок –
Смел –
Быстрее –
Простой –
Рой –
Спой –
Раскрой –
Пасть –
Уж –
Три –
Прав –
Мечи –
Дали –
Стекла –
Мой –
Стих –
Течь –

53. Из приведённых в скобках слов выберите (подчеркните) подходящее по смыслу.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент − абонемент).
2. В этот день я услышал много (обидных − обидчивых) слов.
3. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым − виновным) видом.
4. Мама приготовила (сытый − сытный) завтрак.
5. (Болотный − болотистый) ил является отличным удобрением.

54. Паронимы – это слова, близкие по произношению, но разные по значению. Составьте словосочетания, правильно используя один из паронимов и запишите полученные конструкции.

Концертный (абонемент, абонент). (Вдох, вздох) сожаления. (Зрительские, зрительные) аплодисменты. (Крокодилий, крокодиловый) чемодан. (Невежа, невежда) в музыке. (Памятный, памятливый) разговор. (Сытно, сыто) пообедать.

55. Чем отличаются оливы от маслин (речь идет о дереве, а не о его плодах)?

56. Человек под фразеологическим микроскопом. Вспомните, какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам и качествам.

Человек очень высокого роста.
Очень умный человек.
Опытный, бывалый, много испытавший человек.
Слишком откровенный, прямодушный по характеру человек.
Пышущий здоровьем человек

57. Найдите среди глаголов «лишний». Объясните свой выбор.

Бежать, брести, пятиться, шагать, мчаться.

58. Известный роман американского писателя Майн Рида в оригинале называется «The Headless Horseman», т.е., буквально, «Безголовый всадник». Но принято его название переводить как «Всадник без головы». Почему?

59. На каком языковом явлении основана рифма в следующем стихотворении? Объясните.

Вдруг лебедей метнулась пара.
Не знаю, чья была вина.
Закат замлел над дымкой пара,
Алея, как поток вина.

60. В известной русской сказке старик просит старуху испечь ему колобок, а та отвечает: «Да из чего испечь-то? Муки нет». Тогда старик советует: «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби – глядь и наберется». Что такое сусеки?На основании чего вы придаете этому слову то или иное значение?

61. Что означает выражение Лиха беда начало!? Какой частью речи является слово «лиха»? Что оно обозначает?

62. (Задача-шутка) Что общего, с точки зрения языка, между родителями и тапочками?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий