В материале представлены дидактические игры с использованием нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук, которые можно применить в коррекционной работе с воспитанниками средней специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ирина ГАЦКАЯ
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»
Гродненская область
Работая в средней специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, я стала искать дополнительные средства и способы развития мелкой моторики рук, которые можно использовать с воспитанниками. Меня заинтересовали нетрадиционные приемы развития мелкой моторики рук воспитанников 4–5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предлагаемые дидактические игры представляют собой лишь часть дидактических игр с использованием нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук, которые можно использовать в коррекционной работе с воспитанниками средней специальной группы с тяжелыми нарушениями речи.
Дидактическая игра «Спрячь гусеницу»
Цель: развитие координации глаз и руки, зрительного восприятия, навыка сортировки предметов; укрепление мелких мышц рук; овладение «захватом пинцетом»; закрепление представления о цвете.
Оборудование: 3 пластиковые баночки из-под мороженого; 3 крышки с приклеенным силуэтом картонного яблока определенного цвета с прорезью; гусеницы из картона (красные, зеленые, желтые); емкость для хранения гусениц.
Описание. «Гусеница прячется» в свой домик-яблоко от птички. Гусениц много. Они разного цвета. Уточняется, какого цвета гусеницы (красные, желтые, зеленые). У каждой гусеницы свой домик-яблоко. Уточняется сколько всего домиков (3). Уточняется цвет каждого домика (красный, желтый, зеленый). Ребенку предлагается взять двумя пальцами гусеницу определенного цвета и опустить ее в прорезь крышки с изображением яблока соответствующего цвета. Ребенок должен «спрятать» всех гусениц.
Дидактическая игра «Покорми цыпленка и утенка»
Цель: развитие координации глаз и руки; улучшение ловкости пальцев.
Оборудование: 2 баночки из-под йогурта с изображением цыпленка (с маленькой прорезью) и утенка (с большой прорезью на крышке); нут; фасоль; емкость для хранения нута и фасоли.
Вариант 1
Описание. Ребенку предлагается «покормить цыпленка и утенка». Цыпленка надо покормить нутом, а утенка – фасолью. При этом объясняется, что у цыпленка маленький клюв и маленькая дырочка, в которую сможет пройти только нут. А у утенка большой клюв и дырочка. Туда может пройти фасоль.
Нут и фасоль помещаются в одну емкость, перемешиваются. Ребенок, беря двумя пальцами нут и фасоль, поочередно «кормит» цыпленка и утенка.
Вариант 2
Описание. В игре участвуют два ребенка. Считалкой выбирают, кто будет «кормить» цыпленка, а кто – утенка. Каждому ребенку дается только одна емкость (мисочка), в которой находится только нут и только фасоль. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свой стаканчик.
Дидактическая игра «Два жадных хомячка»
Вариант 1
Цель: развитие согласованности обеих рук, координации глаз и рук; укрепление мелких мышц рук.
Оборудование: коробка из-под творога, на крышке которой изображены 2 хомяка (с большой и маленькой прорезью вместо рта); нут; фасоль; емкость для хранения нута и фасоли.
Описание. Ребенок «кормит» «жадных хомячков» одновременно двумя руками. Хомяка с маленьким ртом кормит нутом. Хомяка с большим ртом – фасолью.
Вариант 2
Цель: развитие координации глаз и рук; укрепление мелких мышц рук; овладение «захватом щипцами».
Оборудование: коробка из-под творога, на крышке которой изображены 2 хомяка (с большой и маленькой прорезью вместо рта); нут; фасоль; емкость для хранения нута и фасоли.
Описание. В игре участвуют 2 детей. Считалкой либо по желанию, выбирают, кто будет «кормить» хомячка нутом, а кто – фасолью. Каждому ребенку дается только одна емкость (мисочка), в которой находится только нут и только фасоль. Учитель-дефектолог по очереди берет нут и фасоль тремя пальцами («захват щипцами»), показывая детям, как правильно надо «кормить» хомячков.
Выигрывает тот ребенок, у которого первым окажется пустой мисочка.
Дидактическая игра «Ежик»
Цель: развитие координации глаз и рук, наблюдательности; улучшение ловкости пальцев.
Оборудование: подставка для офисных принадлежностей в форме «Ежик»; разноцветные питьевые трубочки, разрезанные на части (3 см); емкость для хранения трубочек.
Описание. Ребенок нанизывает коротенькие части питьевой трубочки на «иголки» ежика. Для усложнения можно предложить нанизывать двумя руками одновременно.
Дидактическая игра «Завернутые игрушки»
Цель: улучшение ловкости рук; совершенствование способности выполнять инструкцию; формирование положительной мотивации к выполнению задания.
Оборудование: мягкая бумага или фольга, маленькие игрушки.
Описание. Предварительно учитель-дефектолог заворачивает маленькие игрушки в мягкую бумагу или фольгу. Затем показывает ребенку одну из завернутых фигурок. Выясняется, как она выглядит, какого она размера. Задается вопрос: «Как ты думаешь, что там внутри?»
Учитель-дефектолог разворачивает игрушку и показывает ребенку. Затем дает ребенку завернутые игрушки и просит развернуть их. Развернув все игрушки, ребенок играет с ними.
Дидактическая игра «Грузовичок Лева»
Цель: развитие координации глаз и рук, целенаправленных движений рук, внимания, зрительной памяти; закрепление представлений о цвете и форме предметов.
Оборудование: логический сортер самосвал с отверстиями для разных геометрических фигур; разноцветные крышки из-под пластиковых бутылок; емкость для хранения крышек.
Описание. Вариантов игры может быть несколько.
Вариант 1
Вместе с ребенком учитель-дефектолог рассматривает грузовичок. Уточняется, какие знакомые геометрические фигуры напоминают отверстия в кузове (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Представления о многоугольнике и ромбе формируются в старшей группе. Уточняется цвет крышек. Затем ребенку предлагается заполнить кузов грузовичка крышками. При этом он может одновременно двумя руками брать крышки и опускать их в любые отверстия, заполняя кузов.
Вариант 2
Ребенку предлагается из всех крышек выбирать только крышки определенного цвета и класть их одной рукой (ведущей) в отверстие для определенной геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Дидактическая игра «Волшебные крышечки»
Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, умения анализировать предметы и сравнивать их друг с другом, поисковой активности и сообразительности.
Оборудование: большие пластиковые крышки, внутри которых разный природный материал (ватный диск, гречка, поролон, жесткая часть губки для мытья посуды, фольга, спички).
Описание. Вариантов игры несколько.
Вариант 1
Ребенок достает одну крышку, проводит пальцем по поверхности и определяет, какая поверхность (гладкая, шершавая, колючая и т.д.). Ребенку предлагается найти и разложить все крышки с одинаковой поверхностью вместе.
Вариант 2
На стол раскладывается 6 крышек с разной фактурной поверхностью. Оставшиеся 6 крышек прячутся в мешочек. Учитель-дефектолог выбирает одну из крышек на столе и просит ребенка найти на ощупь в мешочке крышку с такой же фактурной поверхностью.
Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук у воспитанников 4–5 лет с тяжелыми нарушениями речи, предоставляет большие возможности для создания многочисленных дидактических игр, которые могут быть использованы в коррекционной работе с воспитанниками средней специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.