Организация наблюдений за погодой посредством приборов метеостанции детского сада (термометр) в период летних каникул

- 9:30ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Материалы к занятиям, Методичка

В материале предложены формы организации работы с термометром на метеоплощадке, которые позволят разнообразить познавательно-практическую деятельность на прогулке, повысить познавательный интерес, развить любознательность детей дошкольного возраста.

 

 

Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область  

 

 

«Что такое погода?» – это вопрос, ответ на который ребенку дошкольного возраста дать просто при условии богатого опыта наблюдений за состоянием погоды. Сегодня в учреждениях дошкольного образования по реализации задач образовательной области «Ребенок и природа» созданы все необходимые условия, от предметно-развивающей среды до разнообразных форм организации детской деятельности, которые организуются посредством современных эффективных педагогических технологий.

Помимо этого, территория современного детского сада часто укомплектована метеостанцией, на которой систематически организуется познавательно-практическая деятельность с использование различных метеорологических приборов для определения природных явлений и состояния объектов неживой природы в разные сезоны.

Лето – время открытий для воспитанников детских садов, так как это время богато природными явлениями, которые можно наблюдать в ближнем природном окружении, а так же этому периоду времени свойственна организация всей познавательной деятельности на улице.

Наблюдая за состоянием погоды, воспитанники определяют основные ее показатели: силу и направление ветра, наличие или отсутствие выпавших осадков, состояние неба и солнца, влажность воздуха и показания температуры воздуха. Знакомясь с приборами метеостанции, воспитанники определяют предназначение каждого из них при работе по определению состояния погоды. Термометр становится основным инструментом в работе воспитанников старшей группы по определению температуры воздуха. Именно его показатели позволяют сравнить температуру в разное время суток, в разных местах метеостанции, в разные сезоны, установить закономерности понижения температуры и т.д.

Предложенные формы организации работы с термометром на метеоплощадке позволят разнообразить познавательно-практическую деятельность на прогулке, повысить познавательный интерес, развить любознательность детей дошкольного возраста.

 

Форма организации работы, приборы метеостанции

Цель

Содержание работы

Мини-исследование  «Что такое термометр?».  (Термометр)

Развитие познавательной активности, активного речевого общения в процессе познавательной деятельности

Метеознакомство «Термометр»  – педагогический работник в ходе беседы объясняет воспитанникам понятие «температура воздуха», знакомит с термометром, его устройством и применением, учит отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдении, знакомит с условными обозначениями, которые используют для того чтобы обозначить погоду в течение дня.

Дидактическая игра «У природы нет плохой погоды» – педагогический работник предлагает воспитанникам подобрать слова, которыми можно характеризовать погоду с различной температурой воздуха.  Например: «Высокая температура воздуха – жара, зной, тепло, теплота, палящий зной, тропическая жара;  низкая температура воздуха – холодно, морозно, прохладно, студено, лютый холод, мороз и т.д.».

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам произвести замер температуры воздуха и отметить в дневнике наблюдений за погодой.

Мини-исследование «Погода летом». (Термометр, магнитно-меловой стенд)

Развитие познавательного интереса, умения выделять существенные признаки сравниваемых объектов

Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение Л.Кисленко «Лето»:

Теплым дождиком согрето,
Приходило наше лето.
Постояло на пороге,
Поскакало по дороге.
Пробежалось по цветам,
Слышно лето тут и там.

Обмен мнениями – педагогический работник предлагает воспитанникам объяснить значение слова «погода».

Дидактическая игра «Летняя погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам  назвать слова, с помощью которых  можно охарактеризовать летнюю погоду (жаркая, знойная, солнечная, теплая, сухая, непредсказуемая, душная, дождливая, дивная, летняя и т.д.).

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает произвести  суточные изменения температуры воздуха (проведение мониторинга температуры воздуха  утром, днем, вечером)  в течение трех дней, фиксируя результаты наблюдения на магнитно-меловом стенде.

Опыт
«Как солнце может влиять
на температуру воздуха?». (Термометр)

Развитие умения устанавливать связи
и зависимости между объектами и явлениями природы

Беседа-рассуждение «В народе говорят, что солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Как вы понимаете эту пословицу?» –педагогический работник предлагает воспитанникам объяснить содержание поговорок.

Опыт «Где теплее?» – воспитанники измеряют температуру воздуха термометром, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.

Вывод: температура в месте, где термометр лежал под прямыми солнечными лучами выше, так как солнце нагрело воздух.

Мини-исследование «Погода после дождя». (Термометр)

Формирование умения выделять свойства явлений природы, устанавливать связи
и зависимости между объектами и явлениями природы

Проблемный вопрос «После дождя температура меняется или нет?» – педагогический работник предлагает воспитанникам определить предположения относительно поставленного вопроса.

Опыт «Температура воздуха до и после дождя» –  педагогический работник предлагает воспитанникам сравнить температуру воздуха до и после дождя.

Вывод: температура воздуха после дождя ниже, чем до дождя.

Наблюдение «Выше солнце- выше температура воздуха». (Термометр, магнитно-меловой стенд)

Развитие познавательного интереса, умения делать выводы

Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение Н. Ивановой «Солнышко»:

Я пускаю теплый лучик
К вам в оконное стекло,
Выплываю из-за тучек –
И становится светло!
Я ведь Солнышко, я грею
Птичек, дерево, ручей…
И нисколько не жалею
Золотых своих лучей!

Опыт «Выше солнце – выше температура» –  педагогический работник предлагает воспитанникам измерить температуру воздуха в разное время дня, одновременно отмечая на магнитно-меловом стенде высоту стояния солнца.

Вывод: температура воздуха зависит от высоты стояния солнца.

Мини-исследование «Сравнение температуры воздуха по сезонам». (Термометр)

Развитие самостоятельности в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник совместно с воспитанниками  каждый день измеряют температуру воздуха. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, рисуются температурные графики. После чего воспитанники  сравнивают температуру воздуха одного сезона и другого.

Вывод: температура воздуха весной ниже, чем температура воздуха летом.

Опыт «Как температура воздуха зависит от солнечного тепла?».

(Термометр, магнитно-меловой стенд)

Развитие инициативы в решении познавательных задач, умения устанавливать отличительные признаки объектов и явлений неживой природы

Метеонадзор «Погода» – воспитанники совместно с педагогическим работником измеряют и сравнивают температуры воздуха утром, днем, вечером. Температура воздуха заносится на магнитно-меловой стенд, чертится температурный график, после чего воспитанники  сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы.

Вывод: температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая.

Результаты наблюдений фиксируются на магнитно-меловом стенде в виде температурного графика.

Наблюдение «Погода в июле». (Термометр)

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями природы, использовать элементы речи-доказательства, объяснительной речи

Беседа-рассуждение «Почему июль называют «страдник», «сенозарник», «грозник», «сладкоежка?» – педагогический работник знакомит воспитанников  с народными названиями месяца, в ходе общения предлагает воспитанникам определить причины народного названия месяца, определить наличие народных примет в настоящее время (утренний туман над водоемом – верная примета погожего дня; если утром на траву не выпала роса, то в ближайшие сутки следует ожидать дождь).

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам сделать сравнительный анализ температуры воздуха  в начале июля и в начале июня.

Результаты анализа фиксируются на магнитно-меловом стенде в виде температурных графиков, кривой дождя и т.д.

Наблюдение «Погода в мае». (Флюгер, ветровой рукав, термометр, дождемер, «Ловец облаков»)

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями природы, использовать элементы речи-доказательства, объяснительной речи

Беседа-рассуждение «Как август получил названия «густоед», «хлебосол», «жнивень», «припасиха-собериха», «венец лета»,  «межняк?» – педагогический работник знакомит воспитанников  с народными названиями месяца, в ходе общения предлагает  определить причины народного названия месяца,  послушать народные приметы (если в первую неделю августа стоит постоянная погода, то зима будет долгой и снежной; туман долго не рассеивается – к ясной погоде; август без дождя – к теплой и сухой осени; выпал иней в августе – знак ранней, студеной зимы; много гроз в августе – к длительной осени) и определить наличие их в настоящее время.

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам сделать сравнительный анализ погоды в начале августа и в начале июня.

Результаты анализа фиксируются на магнитно-меловом стенде в виде температурных графиков, кривой дождя и т.д.

Опытная лаборатория «Температура воздуха». (Термометр, магнитно-меловой стенд)

Развитие познавательного интереса, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Педагогический работник предлагает воспитанникам провести ряд опытов для определения температуры воздуха в разное время суток в разных местах.

Опыт 1 «Сушилка» – педагогический работник предлагает намочить песок, расположить его на теневой и солнечной стороне метеоплощадки, установить на этих местах градусники  и наблюдать, за какое время как за время  и где он высохнет быстрее.

Вывод: песок высох быстрее там, где температура воздуха была выше.

Опыт 2 «Утро – вечер» – педагогический работник предлагает воспитанникам сравнить температуру воздуха по термометру днем и вечером.

Вывод:  температура растет в течение дня и опускается к вечеру, так как солнце нагревают воздух. 

Результаты наблюдений фиксируются на магнитно-меловом стенде и в дневнике наблюдений.

Мини-исследование «Температура воздуха» (Термометр, магнитно-меловой стенд)

Развитие познавательного интереса, самостоятель-ности
в познавательно-практической деятельности

Педагогический работник загадывает  воспитанникам загадку про солнце:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

Проблемный вопрос «Может ли температура воздуха быть разной в одно и тоже время?» –педагогический работник предлагает воспитанникам высказать гипотезы относительно того, при каких условиях температура в один и тот же промежуток времени может быть разной.

Педагогический работник предлагает воспитанникам определить опытным путем различную температуру воздуха.

Опыт 1 «Тень – солнечная сторона» – воспитанники измеряют температуру воздуха на солнце и в тени.

Вывод: в тени температура воздуха ниже.

Опыт 2 «Чем выше, тем теплее» –воспитанники измеряют температуру воздуха, располагая термометр на земле и на высоте 200 см.

Вывод: термометр, который расположен был выше,  показывает более высокую температуру.

Игровое упражнение «Солнечные зайчики» – педагогический работник предлагает воспитанникам с помощью зеркал пустить «солнечные зайчики», поиграть с ними.

Результаты наблюдений фиксируются на магнитно-меловом стенде.

Наблюдение-опыт «Температура и солнце»
(Термометр)

Стимулирование познавательной  активности, пробуждение любознатель-ности и интереса ребенка к окружающему миру

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник в ходе беседы объясняет воспитанникам, что уровень столбика термометра опускается утром и вечером, и поднимается днем и это зависит от высоты солнца; с этой целью предлагает провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца): выбирается совместно с воспитанниками  определенное место, время и ориентир (солнце над определенным домом, фиксируется дата и время в альбоме наблюдений и измеряется температура воздуха).

Вывод: чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха.

Все результаты наблюдений фиксируются в дневнике наблюдений за погодой.

Мини-исследование «Тёплый дождик лил да лил, дело делал, не шалил». (Термометр, дождемер, магнитно-меловой стенд)

Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов

Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение А.Босева «Дождик»:

Тёплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды-черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.

Метеонадзор «Погода» – педагогический работник демонстрирует воспитанникам в метеобудке дополнительный термометр и уточняет для чего он здесь, что им можно измерить кроме температуры воздуха (вода) и предлагает измерить температуру воды после дождя.

Результаты наблюдения фиксируются на магнитно-меловом стенде.

Мини-исследование «Лето прошло –наступает осень». (Термометр, ветровой рукав, флюгер, «Ловец облаков»)

Развитие умения замечать явления неживой природы, сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны

Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение В. Гвоздева «Лето прошло»:

Лето, раздарив тепло,  
Заскучало и прошло.
Ветер листья посрывал
И под ноги разбросал.
Солнце спряталось за тучи,
Серый день дождём наскучил.
И зачем-то плачет, плачет –
Вот какая незадача.
У него давайте спросим.
Дождь ответит: – Просто осень…

Дидактическая игра «Следы осени» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать приметы осени, которые наблюдают воспитанники в ближайшем окружении.

Упражнение «Сравнительный анализ» –педагогический работник предлагает произвести замер температуры, определить силу и направление ветра, характер облаков на небе и сравнить с данными на начало лета в дневнике наблюдений за погодой.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий