В материале предложены формы организации работы с термометром на метеоплощадке, которые позволят разнообразить познавательно-практическую деятельность на прогулке, повысить познавательный интерес, развить любознательность детей дошкольного возраста.
Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
«Что такое погода?» – это вопрос, ответ на который ребенку дошкольного возраста дать просто при условии богатого опыта наблюдений за состоянием погоды. Сегодня в учреждениях дошкольного образования по реализации задач образовательной области «Ребенок и природа» созданы все необходимые условия, от предметно-развивающей среды до разнообразных форм организации детской деятельности, которые организуются посредством современных эффективных педагогических технологий.
Помимо этого, территория современного детского сада часто укомплектована метеостанцией, на которой систематически организуется познавательно-практическая деятельность с использование различных метеорологических приборов для определения природных явлений и состояния объектов неживой природы в разные сезоны.
Лето – время открытий для воспитанников детских садов, так как это время богато природными явлениями, которые можно наблюдать в ближнем природном окружении, а так же этому периоду времени свойственна организация всей познавательной деятельности на улице.
Наблюдая за состоянием погоды, воспитанники определяют основные ее показатели: силу и направление ветра, наличие или отсутствие выпавших осадков, состояние неба и солнца, влажность воздуха и показания температуры воздуха. Знакомясь с приборами метеостанции, воспитанники определяют предназначение каждого из них при работе по определению состояния погоды. Термометр становится основным инструментом в работе воспитанников старшей группы по определению температуры воздуха. Именно его показатели позволяют сравнить температуру в разное время суток, в разных местах метеостанции, в разные сезоны, установить закономерности понижения температуры и т.д.
Предложенные формы организации работы с термометром на метеоплощадке позволят разнообразить познавательно-практическую деятельность на прогулке, повысить познавательный интерес, развить любознательность детей дошкольного возраста.
Форма организации работы, приборы метеостанции |
Цель |
Содержание работы |
Мини-исследование «Что такое термометр?». (Термометр) |
Развитие познавательной активности, активного речевого общения в процессе познавательной деятельности |
Метеознакомство «Термометр» – педагогический работник в ходе беседы объясняет воспитанникам понятие «температура воздуха», знакомит с термометром, его устройством и применением, учит отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдении, знакомит с условными обозначениями, которые используют для того чтобы обозначить погоду в течение дня. Дидактическая игра «У природы нет плохой погоды» – педагогический работник предлагает воспитанникам подобрать слова, которыми можно характеризовать погоду с различной температурой воздуха. Например: «Высокая температура воздуха – жара, зной, тепло, теплота, палящий зной, тропическая жара; низкая температура воздуха — холодно, морозно, прохладно, студено, лютый холод, мороз и т.д.». Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам произвести замер температуры воздуха и отметить в дневнике наблюдений за погодой. |
Мини-исследование «Погода летом». (Термометр, магнитно-меловой стенд) |
Развитие познавательного интереса, умения выделять существенные признаки сравниваемых объектов |
Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение Л.Кисленко «Лето»: Теплым дождиком согрето, Обмен мнениями – педагогический работник предлагает воспитанникам объяснить значение слова «погода». Дидактическая игра «Летняя погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать слова, с помощью которых можно охарактеризовать летнюю погоду (жаркая, знойная, солнечная, теплая, сухая, непредсказуемая, душная, дождливая, дивная, летняя и т.д.). Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает произвести суточные изменения температуры воздуха (проведение мониторинга температуры воздуха утром, днем, вечером) в течение трех дней, фиксируя результаты наблюдения на магнитно-меловом стенде. |
Опыт |
Развитие умения устанавливать связи |
Беседа-рассуждение «В народе говорят, что солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Как вы понимаете эту пословицу?» –педагогический работник предлагает воспитанникам объяснить содержание поговорок. Опыт «Где теплее?» – воспитанники измеряют температуру воздуха термометром, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Вывод: температура в месте, где термометр лежал под прямыми солнечными лучами выше, так как солнце нагрело воздух. |
Мини-исследование «Погода после дождя». (Термометр) |
Формирование умения выделять свойства явлений природы, устанавливать связи |
Проблемный вопрос «После дождя температура меняется или нет?» – педагогический работник предлагает воспитанникам определить предположения относительно поставленного вопроса. Опыт «Температура воздуха до и после дождя» – педагогический работник предлагает воспитанникам сравнить температуру воздуха до и после дождя. Вывод: температура воздуха после дождя ниже, чем до дождя. |
Наблюдение «Выше солнце- выше температура воздуха». (Термометр, магнитно-меловой стенд) |
Развитие познавательного интереса, умения делать выводы |
Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение Н. Ивановой «Солнышко»: Я пускаю теплый лучик Опыт «Выше солнце – выше температура» – педагогический работник предлагает воспитанникам измерить температуру воздуха в разное время дня, одновременно отмечая на магнитно-меловом стенде высоту стояния солнца. Вывод: температура воздуха зависит от высоты стояния солнца. |
Мини-исследование «Сравнение температуры воздуха по сезонам». (Термометр) |
Развитие самостоятельности в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей |
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник совместно с воспитанниками каждый день измеряют температуру воздуха. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, рисуются температурные графики. После чего воспитанники сравнивают температуру воздуха одного сезона и другого. Вывод: температура воздуха весной ниже, чем температура воздуха летом. |
Опыт «Как температура воздуха зависит от солнечного тепла?». (Термометр, магнитно-меловой стенд) |
Развитие инициативы в решении познавательных задач, умения устанавливать отличительные признаки объектов и явлений неживой природы |
Метеонадзор «Погода» – воспитанники совместно с педагогическим работником измеряют и сравнивают температуры воздуха утром, днем, вечером. Температура воздуха заносится на магнитно-меловой стенд, чертится температурный график, после чего воспитанники сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы. Вывод: температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая. Результаты наблюдений фиксируются на магнитно-меловом стенде в виде температурного графика. |
Наблюдение «Погода в июле». (Термометр) |
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями природы, использовать элементы речи-доказательства, объяснительной речи |
Беседа-рассуждение «Почему июль называют «страдник», «сенозарник», «грозник», «сладкоежка?» – педагогический работник знакомит воспитанников с народными названиями месяца, в ходе общения предлагает воспитанникам определить причины народного названия месяца, определить наличие народных примет в настоящее время (утренний туман над водоемом – верная примета погожего дня; если утром на траву не выпала роса, то в ближайшие сутки следует ожидать дождь). Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам сделать сравнительный анализ температуры воздуха в начале июля и в начале июня. Результаты анализа фиксируются на магнитно-меловом стенде в виде температурных графиков, кривой дождя и т.д. |
Наблюдение «Погода в мае». (Флюгер, ветровой рукав, термометр, дождемер, «Ловец облаков») |
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями природы, использовать элементы речи-доказательства, объяснительной речи |
Беседа-рассуждение «Как август получил названия «густоед», «хлебосол», «жнивень», «припасиха-собериха», «венец лета», «межняк?» – педагогический работник знакомит воспитанников с народными названиями месяца, в ходе общения предлагает определить причины народного названия месяца, послушать народные приметы (если в первую неделю августа стоит постоянная погода, то зима будет долгой и снежной; туман долго не рассеивается – к ясной погоде; август без дождя – к теплой и сухой осени; выпал иней в августе – знак ранней, студеной зимы; много гроз в августе – к длительной осени) и определить наличие их в настоящее время. Метеонадзор «Погода» – педагогический работник предлагает воспитанникам сделать сравнительный анализ погоды в начале августа и в начале июня. Результаты анализа фиксируются на магнитно-меловом стенде в виде температурных графиков, кривой дождя и т.д. |
Опытная лаборатория «Температура воздуха». (Термометр, магнитно-меловой стенд) |
Развитие познавательного интереса, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы |
Педагогический работник предлагает воспитанникам провести ряд опытов для определения температуры воздуха в разное время суток в разных местах. Опыт 1 «Сушилка» – педагогический работник предлагает намочить песок, расположить его на теневой и солнечной стороне метеоплощадки, установить на этих местах градусники и наблюдать, за какое время как за время и где он высохнет быстрее. Вывод: песок высох быстрее там, где температура воздуха была выше. Опыт 2 «Утро – вечер» – педагогический работник предлагает воспитанникам сравнить температуру воздуха по термометру днем и вечером. Вывод: температура растет в течение дня и опускается к вечеру, так как солнце нагревают воздух. Результаты наблюдений фиксируются на магнитно-меловом стенде и в дневнике наблюдений. |
Мини-исследование «Температура воздуха» (Термометр, магнитно-меловой стенд) |
Развитие познавательного интереса, самостоятель-ности |
Педагогический работник загадывает воспитанникам загадку про солнце: Ну-ка, кто из вас ответит: Проблемный вопрос «Может ли температура воздуха быть разной в одно и тоже время?» –педагогический работник предлагает воспитанникам высказать гипотезы относительно того, при каких условиях температура в один и тот же промежуток времени может быть разной. Педагогический работник предлагает воспитанникам определить опытным путем различную температуру воздуха. Опыт 1 «Тень – солнечная сторона» – воспитанники измеряют температуру воздуха на солнце и в тени. Вывод: в тени температура воздуха ниже. Опыт 2 «Чем выше, тем теплее» –воспитанники измеряют температуру воздуха, располагая термометр на земле и на высоте 200 см. Вывод: термометр, который расположен был выше, показывает более высокую температуру. Игровое упражнение «Солнечные зайчики» – педагогический работник предлагает воспитанникам с помощью зеркал пустить «солнечные зайчики», поиграть с ними. Результаты наблюдений фиксируются на магнитно-меловом стенде. |
Наблюдение-опыт «Температура и солнце» |
Стимулирование познавательной активности, пробуждение любознатель-ности и интереса ребенка к окружающему миру |
Метеонадзор «Погода» – педагогический работник в ходе беседы объясняет воспитанникам, что уровень столбика термометра опускается утром и вечером, и поднимается днем и это зависит от высоты солнца; с этой целью предлагает провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца): выбирается совместно с воспитанниками определенное место, время и ориентир (солнце над определенным домом, фиксируется дата и время в альбоме наблюдений и измеряется температура воздуха). Вывод: чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха. Все результаты наблюдений фиксируются в дневнике наблюдений за погодой. |
Мини-исследование «Тёплый дождик лил да лил, дело делал, не шалил». (Термометр, дождемер, магнитно-меловой стенд) |
Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов |
Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение А.Босева «Дождик»: Тёплый дождик лил да лил, Метеонадзор «Погода» – педагогический работник демонстрирует воспитанникам в метеобудке дополнительный термометр и уточняет для чего он здесь, что им можно измерить кроме температуры воздуха (вода) и предлагает измерить температуру воды после дождя. Результаты наблюдения фиксируются на магнитно-меловом стенде. |
Мини-исследование «Лето прошло –наступает осень». (Термометр, ветровой рукав, флюгер, «Ловец облаков») |
Развитие умения замечать явления неживой природы, сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны |
Литературная минутка – педагогический работник читает воспитанникам стихотворение В. Гвоздева «Лето прошло»: Лето, раздарив тепло, Дидактическая игра «Следы осени» – педагогический работник предлагает воспитанникам назвать приметы осени, которые наблюдают воспитанники в ближайшем окружении. Упражнение «Сравнительный анализ» –педагогический работник предлагает произвести замер температуры, определить силу и направление ветра, характер облаков на небе и сравнить с данными на начало лета в дневнике наблюдений за погодой. |