Цель урока: дать представление об Уильяме Шекспире как о человеке и писателе – представителе эпохи Возрождения; раскрыть особенности сонета как поэтического жанра.
Юлия ФОМЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: дать представление об Уильяме Шекспире как о человеке и писателе – представителе эпохи Возрождения; раскрыть особенности сонета как поэтического жанра, развивать читательскую грамотность через сопоставление источников информации, помочь учащимся увидеть красоту и глубину поэзии Шекспира, развивать навыки выразительного чтения.
Оборудование: презентация по теме, выполненная на ресурсе «Canva».
Эпиграф к уроку: «Сонет – это ключ, которым Шекспир открыл своё сердце» (У.Вордсворт).
Ход урока
1 Организационный этап
На отдельном столе собраны атрибуты: перо и чернильница, театральная маска, небольшой глобус. Учитель сообщает, что эти предметы связаны с личностью творца, о котором пойдёт речь на уроке.
2 Этап проверки домашнего задания
Учащимся предлагается разгадать кроссворд, выделенные буквы в котором составят имя писателя.
Вопросы кроссворда связаны с темой домашнего задания «Литература эпохи Возрождения».
1. Уникальное, непревзойденное творение, непревзойдённое достижение искусства, мастерства. (Шедевр)
2. Второе название эпохи Возрождения. (Ренессанс)
3. Второе название знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». («Джоконда»)
4. Высшая ценность человеческой личности с точки зрения гуманизма. (Свобода)
5. Родина выдающегося писателя эпохи Возрождения Мигеля де Сервантеса. (Испания)
6. Родина эпохи Возрождения. (Италия)
7. Один из титанов Возрождения, автор картины «Сикстинская мадонна». (Рафаэль)
3 Операционно-познавательный этап
Слово учителя. Личность Шекспира
– Сегодня речь пойдёт о выдающемся творце эпохи Возрождения – английском писателе Уильяме Шекспире. Наверняка вы уже слышали имя этого гения. Если бы слово “звезда” не было столь стертым, то можно было бы сказать о Шекспире – звезда первой величины в мировом театре. Как трудно представить мир без солнца, так трудно вообразить существование театра без Шекспира.
И несмотря на известность имени этого писателя, вокруг его биографии и творчества существует много загадок и белых пятен. В литературоведении даже есть такой термин – «шекспировский вопрос». Споры об авторстве знаменитых произведений ведутся до сих пор. Нет данных ни о хорошем образовании, ни о богатом жизненном опыте Шекспира, а между тем его пьесы, по мнению многих исследователей, говорят о выдающемся знании античной литературы, географии, ряда иностранных языков. Это и заставило многих исследователей усомниться в его авторстве.
Безусловно, шекспировская тайна существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения: видеть всё и ничем не обнаружить своего присутствия.
В восприятии большинства сложился образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который создал новую галерею человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано.
Сопоставление правдивых и ложных фактов биографии писателя
Учащимся предлагается прочитать статью учебника об Уильяме Шекспире и выбрать те сведения о нём, которые соответствуют действительности, а ложные сведения заменить истинными.
А) Родной город Шекспира – Лондон. (Страдфорд-на-Эйвоне)
Б) Образование Шекспира составили четыре класса грамматической школы. (+)
В) Отец одно время торговал кожами. (+)
Г) Шекспир никогда не был женат. (Женился в 18 лет и имел троих детей)
Д) У Шекспира был свой театр, который назывался «Глобус». (+)
Е) Театр сгорел в 1613 году и так и не был восстановлен. (Был восстановлен через год)
Ж) Наследие Шекспира включает 37 пьес и 154 сонета. (+)
Знакомство с жанром сонета
– Сегодня мы познакомимся со своеобразием сонетов Шекспира, но вначале узнаем об особенностях этого литературного жанра.
Запись в тетрадь: «Сонет – стихотворение из 14 строк с определённой рифмовкой».
– Прочитайте статью учебника о сонете и объясните, какое отношение имеют слова из облака к теме урока.
– В чём отличие классического («итальянского» и «французского») и «английского» сонетов?
– «Сонет – это ключ, которым Шекспир открыл своё сердце», – сказал английский писатель У.Вордсворт. Читая сонеты, попробуем заглянуть в сердце писателя.
Шекспир написал 154 сонета в период с 1592 по 1599 год, напечатаны в 1609 году. Новаторство У.Шекспира заключается в том, что он применил новую стихотворную форму в сонете (3 катрена + двустишие). Основная тема сонетов У.Шекспира – не любовь, а дружба.
Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.
Чтение и анализ сонета № 23 У.Шекспира
23
Как тот актер, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли, –
Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладет печать
Моя любовь, которой нет предела.
Так пусть же книга говорит с тобой.
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идет к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.
Прочтешь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?
– Давайте разберёмся, о чём этот сонет, какие чувства он пробуждает? (Это сонет о любви, невысказанной, молчаливой, но от этого не менее сильной.)
– Как автор говорит о своей робости, невозможности признаться в любви?
– Что взамен слов предлагает лирический герой своей возлюбленной?
– Вернёмся к форме сонета. Давайте проследим принципы построения сонета по тексту этого произведения.
– Что же означают две последние строки? Какой смысл вкладывает в эти слова автор? А вы?
– Обобщим: каковы тема и идея этого сонета? Какими средствами они достигаются?
4 Этап рефлексии. Итоги урока
– Как сведения, которые вы узнали об Уильяме Шекспире, повлияли на ваше восприятие этого писателя эпохи Возрождения?
– Актуален ли жанр сонета в наши дни?
– Если в сонетах воспеваются вечные ценности, то люди всегда будут читать их.
5 Информирование о домашнем задании
1. Создать кроссенс по фактам биографии и творчества У.Шекспира.
2. Подготовить выразительное чтение одного из сонетов № 23, 30, 60.