Содержание занятия-практикума «Ладошки доброты»» предполагает первоначальное знакомство учащихся 4–6-х классов с направлениями работы волонтёра, подготовку к будущей волонтерской деятельности.
Татьяна ЛУКУТЬ,
педагог-организатор;
ГУО «Лидский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область
Цель: ознакомление учащихся (будущих волонтёров) с волонтёрской деятельностью.
Задачи:
– формирование информационной основы волонтёрской деятельности;
– создание условий для мотивации к совершению добрых дел;
– развитие эмпатии, навыков групповой работы.
Участники: учащиеся 4–6-х классов.
Материалы и оборудование: стенд, таблички с правилами работы на занятии-практикуме, направлениями волонтёрского движения, карточки-квадраты, бейджи с ладошками двух цветов, «цветик-семицветик», стрелки на полу, силуэт волонтёра, эмблема волонтёрства, таблички рефлексии, ваза, ручки, мягкая игрушка.
Ход практикума
Участники садятся на стулья в кругу.
Здравствуйте, ребята. Я хочу поприветствовать вас – всех вместе и каждого в отдельности. Сейчас я буду называть какое-то утверждение, а вы, если считаете, что оно относится лично к вам, хлопайте в ладоши.
Я приветствую тех, кто сегодня хорошо выспался…
Я приветствую девочек…
Я приветствую мальчиков…
Я приветствую тех, у кого был вкусный завтрак…
Я приветствую тех, у кого есть настоящий друг…
Я приветствую тех, кто умеет делать подарки своими руками…
Я приветствую тех, у кого есть домашние животные…
Я приветствую тех, кто считает себя весёлым человеком…
Я приветствую тех, у кого хорошее настроение…
Упражнение «Комплимент»
И самое простое, что вы можете подарить окружающим людям и чем поднять им настроение, – это улыбнуться. Давайте сейчас подарим друг другу улыбку и добрые слова. Передавая по кругу игрушку, говорим своему соседу комплимент – это какие-либо приятные слова о внешности, характере или высказываем пожелание.
А вы заметили, что после добрых слов, становилось хорошо не только человеку, получающему комплимент, но и тому, кто сам его говорил?
Случается, что люди, животные или природа нуждаются в реальной поддержке и помощи. И тогда находятся люди, готовые прийти на помощь, – это волонтёры! Сегодня вы узнаете об их деятельности, попробуете прочувствовать себя в позиции нуждающегося и помогающего, понять необходимость чуткого и внимательного отношения к людям.
Для слаженности определим правила нашей работы сегодня на занятии:
– уважаем чужое мнение;
– стараемся быть активными;
– искренно высказываем своё мнение;
– правило поднятой руки – когда ведущий поднимает руку – все слушают его (правила размещены на стенде).
Также для удобства общения мы будем использовать бейджи. Напишите, пожалуйста, большими буквами своё имя и прикрепите бейдж на одежду. (Бейджи двух видов: на одном в правом верхнем углу синяя ладошка, на втором – зелёная ладошка. Участники подходят к столам, на которых лежат маркеры и бейджи, выбирают бейдж с ладошкой определенного цвета, пишут своё имя и с прикреплёнными бейджами возвращаются в круг.)
Сейчас я вам раздам карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то определение или признак:
– «Я люблю петь»,
– «У меня есть собака»,
– «Мне весело»,
– «Люблю убирать дома» (Приложение 1).
Каждый из вас, свободно передвигаясь в кругу, должен найти людей с такими признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки (Учащимся раздаются карточки и ручки. Задание выполняется в течение 5 минут. По истечении времени участники садятся на места и называют записанные имена участников в каждом квадрате.)
У нас разные имена, увлечения и настроение, но в то же время с каждым человеком можно найти что-то общее. Наши различия можно объединить общим стремлением, например, чуткостью к окружающим людям и готовностью прийти на помощь.
Волонтёр – это человек, который добровольно и безвозмездно занимается общественно полезной деятельностью. В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Открытая ладонь и сердце – символы волонтёрства (демонстрируется на экране или стенде). Официально волонтёром можно стать с 14 лет, но уже сейчас можно готовиться к этому. Волонтёры оказывают помощь в различных сферах жизни:
– социальное волонтёрство;
– спортивное волонтёрство;
– экологическое волонтёрство;
– медицинское волонтёрство;
– культурное волонтёрство (карточки с направлениями волонтёрства размещены на доске, на значительном расстоянии друг от друга).
Обратите внимание – перед вами лежат карточки, на которых написаны варианты различной волонтёрской деятельности (Приложение 2). Разместите их по направлениям волонтёрства и приклейте на стенд (на обратной стороне карточек – двусторонний скотч).
В основе любого волонтёрского движения лежит истина: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому» (высказывание крепится на стенд).
А помните, какое желание загадала девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», оторвав последний лепесток? Если не помните, я вам дам варианты, а вы выберите верный:
1 «Вели, чтоб я была дома с баранками».
2 «Вели, чтоб мамина любимая вазочка была целая».
3 «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои».
4 «Вели, чтобы Витя был здоров».
Представьте, что цветик-семицветик попал в руки волонтёра. Что бы волонтёр пожелал? Подумайте и назовите 7 желаний волонтёра, запишите их на лепестках. (Называющий желание записывает его на лепестке бумажного цветка. Цветок ставится в вазу на столе возле доски.)
Но, хоть волшебного цветка не существует, всё в наших руках! Встаньте и повторяйте движения за мной!
Каждое утро, вытягиваясь во весь рост, вспомните: я – человек! (Потянулись)
Я всегда готов протянуть руку помощи! (Протягивают и жмут друг другу руку)
Легко нагнуться к малому или слабому! (Наклоняются вперёд)
Подставить плечи под груз тревог и забот! (Кладут руки на плечи другому)
Обернуться к отставшим! (Оборачиваются)
Дотянуться до мечты! (Тянут руки вперёд)
Перепрыгнуть через усталость и боль! (Перепрыгивают через невидимые препятствия)
Бороться с собственной ленью до победы! (Имитируют руками бой)
Вспомните, из какого произведения эти слова: «Кто знает, как мокра вода, как страшен холод лютый, тот не оставит никогда прохожих без приюта»? («Кошкин дом» С.Я.Маршака.)
Сейчас вы побываете в ролях нуждающегося в помощи и того, кто может помочь. Обратите внимание на свои бейджи. В правом верхнем углу расположены ладошки – синие или зелёные. Объединитесь в пары с разным цветом ладошек, возьмитесь за руки. Тот, у кого зелёная ладошка, – «поводырь», у кого синяя – «закрывает глаза». Кто такой поводырь? Какова его роль? Ваша задача – пройти в паре маршрут с препятствиями. (На полу стрелками обозначено направление движения. Усложняется задание расставленными стульями и рассыпанными кубиками. Пары выполняют задание друг за другом. Потом «поводырь» и «слепой» меняются ролями.)
Ребята, кто был в роли поводыря, расскажите, какие чувства вы испытывали? А что чувствовали те, кто был с закрытыми глазами? Что вас объединило в паре? Верно – понимание чувств человека, оказавшегося в трудной ситуации.
Многие знаменитости по всему миру вовлечены в волонтёрское движение, хотя некоторые этого не афишируют. Люди тратят большие деньги на благотворительность. Но помогают другим и те, кто не имеет богатств и связей. Почему же люди занимаются волонтёрством?
Возможные ответы:
– желание помогать и быть полезным;
– возможность участвовать в жизни общества, то есть быть социально активным;
– желание реализовать себя, свои инициативы;
– возможность найти единомышленников и общаться с интересными людьми.
Кроме желания, нужно обладать и необходимыми качествами. Подумайте и назовите их, записывая возле силуэта волонтёра (На стенде – силуэт с эмблемой волонтёрства.)
Итоговая часть практикума
Сегодня вы познакомились с понятием «волонтёр» и узнали о деятельности волонтёров; побывали в роли нуждающегося в помощи и готового эту помощь оказать. Вы описывали свои чувства и поняли, что все мы разные, но нуждаемся во внимании и доброжелательном отношении.
Желаю вам проявлять добрые намерения ежедневно и нести своё добро в открытых ладонях.
Что же стало самым ярким для вас в нашей работе:
– новые знания?
– ваша активность?
– удовлетворённость от работы в паре, группе?
Оставьте свой бейдж возле соответствующей таблички на столе у доски.
На этом сегодня наше занятие завершено. До новых встреч!
Приложение 1
Я люблю петь |
У меня есть собака |
Мне весело |
Люблю убирать дома |
Приложение 2
Карточки к направлениям волонтёрской деятельности
– помощь ветеранам;
– помощь детям;
– помощь, одиноким пожилым людям;
– помощь людям-инвалидам;
– индивидуальные занятия и мероприятия для детей с особенностями развития;
– раздача пищи, одежды, средств гигиены бездомным;
– поиск пропавших людей;
– уход за пациентами;
– помощь врачам и медсёстрам;
– просвещение населения с целью профилактики заболеваний;
– информирование населения, направленное на сохранение окружающей среды;
– выявление исчезающих видов растений и животных;
– работа в заповедниках;
– озеленение городского пространства;
– уборка территории;
– участие в крупных событиях – фестивалях, форумах, крупных городских проектах, например, День города;
– работа в музеях, галереях;
– распространение культурного наследия (переведение информации в электронный формат, перепись экспонатов);
– помощь молодым талантам в продвижении их деятельности;
– раздача снаряжения участникам и болельщикам спортивных мероприятий;
– информирование, регистрация участников соревнований;
– обеспечение безопасности участников и зрителей спортивных соревнований;
– создание весёлой атмосферы на спортивных событиях.