Круг неравнодушных «Ладошки доброты». Практикум для начинающих волонтёров

- 9:56Дополнительное образование

Содержание занятия-практикума «Ладошки доброты»» предполагает первоначальное знакомство учащихся 4–6-х классов с направлениями работы волонтёра, подготовку к будущей волонтерской деятельности.

 

Татьяна ЛУКУТЬ,
педагог-организатор;
ГУО «Лидский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область 

 

Цель: ознакомление учащихся (будущих волонтёров) с волонтёрской деятельностью.

Задачи:

– формирование информационной основы волонтёрской деятельности;
– создание условий для мотивации к совершению добрых дел;
– развитие эмпатии, навыков групповой работы.

Участники: учащиеся 4–6-х классов.

Материалы и оборудование: стенд, таблички с правилами работы на занятии-практикуме, направлениями волонтёрского движения, карточки-квадраты, бейджи с ладошками двух цветов, «цветик-семицветик», стрелки на полу, силуэт волонтёра, эмблема волонтёрства, таблички рефлексии, ваза, ручки, мягкая игрушка.

 

Ход практикума

 

Участники садятся на стулья в кругу.

Здравствуйте, ребята. Я хочу поприветствовать вас – всех вместе и каждого в отдельности. Сейчас я буду называть какое-то утверждение, а вы, если считаете, что оно относится лично к вам, хлопайте в ладоши.

Я приветствую тех, кто сегодня хорошо выспался…
Я приветствую девочек…
Я приветствую мальчиков…
Я приветствую тех, у кого был вкусный завтрак…
Я приветствую тех, у кого есть настоящий друг…
Я приветствую тех, кто умеет делать подарки своими руками…
Я приветствую тех, у кого есть домашние животные…
Я приветствую тех, кто считает себя весёлым человеком…
Я приветствую тех, у кого хорошее настроение…

Упражнение «Комплимент»

И самое простое, что вы можете подарить окружающим людям и чем поднять им настроение, – это улыбнуться. Давайте сейчас подарим друг другу улыбку и добрые слова. Передавая по кругу игрушку, говорим своему соседу комплимент – это какие-либо приятные слова о внешности, характере или высказываем пожелание.

А вы заметили, что после добрых слов, становилось хорошо не только человеку, получающему комплимент, но и тому, кто сам его говорил?

Случается, что люди, животные или природа нуждаются в реальной поддержке и помощи. И тогда находятся люди, готовые прийти на помощь, – это волонтёры! Сегодня вы узнаете об их деятельности, попробуете прочувствовать себя в позиции нуждающегося и помогающего, понять необходимость чуткого и внимательного отношения к людям.

Для слаженности определим правила нашей работы сегодня на занятии:

– уважаем чужое мнение;
– стараемся быть активными;
– искренно высказываем своё мнение;
– правило поднятой руки – когда ведущий поднимает руку – все слушают его (правила размещены на стенде).

Также для удобства общения мы будем использовать бейджи. Напишите, пожалуйста, большими буквами своё имя и прикрепите бейдж на одежду. (Бейджи двух видов: на одном в правом верхнем углу синяя ладошка, на втором – зелёная ладошка. Участники подходят к столам, на которых лежат маркеры и бейджи, выбирают бейдж с ладошкой определенного цвета, пишут своё имя и с прикреплёнными бейджами возвращаются в круг.)

Сейчас я вам раздам карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то определение или признак:

– «Я люблю петь»,
– «У меня есть собака»,
– «Мне весело»,
– «Люблю убирать дома» (Приложение 1).

Каждый из вас, свободно передвигаясь в кругу, должен найти людей с такими признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки (Учащимся раздаются карточки и ручки. Задание выполняется в течение 5 минут. По истечении времени участники садятся на места и называют записанные имена участников в каждом квадрате.)

У нас разные имена, увлечения и настроение, но в то же время с каждым человеком можно найти что-то общее. Наши различия можно объединить общим стремлением, например, чуткостью к окружающим людям и готовностью прийти на помощь.

Волонтёр – это человек, который добровольно и безвозмездно занимается общественно полезной деятельностью. В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Открытая ладонь и сердце – символы волонтёрства (демонстрируется на экране или стенде). Официально волонтёром можно стать с 14 лет, но уже сейчас можно готовиться к этому. Волонтёры оказывают помощь в различных сферах жизни:

– социальное волонтёрство;
– спортивное волонтёрство;
– экологическое волонтёрство;
– медицинское волонтёрство;
– культурное волонтёрство (карточки с направлениями волонтёрства размещены на доске, на значительном расстоянии друг от друга).

Обратите внимание – перед вами лежат карточки, на которых написаны варианты различной волонтёрской деятельности (Приложение 2). Разместите их по направлениям волонтёрства и приклейте на стенд (на обратной стороне карточек – двусторонний скотч).

В основе любого волонтёрского движения лежит истина: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому» (высказывание крепится на стенд).

А помните, какое желание загадала девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», оторвав последний лепесток? Если не помните, я вам дам варианты, а вы выберите верный:

1 «Вели, чтоб я была дома с баранками».
2 «Вели, чтоб мамина любимая вазочка была целая».
3 «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои».
4 «Вели, чтобы Витя был здоров».

Представьте, что цветик-семицветик попал в руки волонтёра. Что бы волонтёр пожелал? Подумайте и назовите 7 желаний волонтёра, запишите их на лепестках. (Называющий желание записывает его на лепестке бумажного цветка. Цветок ставится в вазу на столе возле доски.)

Но, хоть волшебного цветка не существует, всё в наших руках! Встаньте и повторяйте движения за мной!

Каждое утро, вытягиваясь во весь рост, вспомните: я – человек! (Потянулись)
Я всегда готов протянуть руку помощи! (Протягивают и жмут друг другу руку)
Легко нагнуться к малому или слабому! (Наклоняются вперёд)
Подставить плечи под груз тревог и забот! (Кладут руки на плечи другому)
Обернуться к отставшим! (Оборачиваются)
Дотянуться до мечты! (Тянут руки вперёд)
Перепрыгнуть через усталость и боль! (Перепрыгивают через невидимые препятствия)
Бороться с собственной ленью до победы! (Имитируют руками бой)

 

Вспомните, из какого произведения эти слова: «Кто знает, как мокра вода, как страшен холод лютый, тот не оставит никогда прохожих без приюта»? («Кошкин дом» С.Я.Маршака.)

Сейчас вы побываете в ролях нуждающегося в помощи и того, кто может помочь. Обратите внимание на свои бейджи. В правом верхнем углу расположены ладошки – синие или зелёные. Объединитесь в пары с разным цветом ладошек, возьмитесь за руки. Тот, у кого зелёная ладошка, – «поводырь», у кого синяя – «закрывает глаза». Кто такой поводырь? Какова его роль? Ваша задача – пройти в паре маршрут с препятствиями. (На полу стрелками обозначено направление движения. Усложняется задание расставленными стульями и рассыпанными кубиками. Пары выполняют задание друг за другом. Потом «поводырь» и «слепой» меняются ролями.)

Ребята, кто был в роли поводыря, расскажите, какие чувства вы испытывали? А что чувствовали те, кто был с закрытыми глазами? Что вас объединило в паре? Верно – понимание чувств человека, оказавшегося в трудной ситуации.

Многие знаменитости по всему миру вовлечены в волонтёрское движение, хотя некоторые этого не афишируют. Люди тратят большие деньги на благотворительность. Но помогают другим и те, кто не имеет богатств и связей. Почему же люди занимаются волонтёрством?

Возможные ответы:

– желание помогать и быть полезным;
– возможность участвовать в жизни общества, то есть быть социально активным;
– желание реализовать себя, свои инициативы;
– возможность найти единомышленников и общаться с интересными людьми.

Кроме желания, нужно обладать и необходимыми качествами. Подумайте и назовите их, записывая возле силуэта волонтёра (На стенде – силуэт с эмблемой волонтёрства.)

Итоговая часть практикума

Сегодня вы познакомились с понятием «волонтёр» и узнали о деятельности волонтёров; побывали в роли нуждающегося в помощи и готового эту помощь оказать. Вы описывали свои чувства и поняли, что все мы разные, но нуждаемся во внимании и доброжелательном отношении.

Желаю вам проявлять добрые намерения ежедневно и нести своё добро в открытых ладонях.

Что же стало самым ярким для вас в нашей работе:

– новые знания?
– ваша активность?
– удовлетворённость от работы в паре, группе?

Оставьте свой бейдж возле соответствующей таблички на столе у доски.

На этом сегодня наше занятие завершено. До новых встреч!

 

 

Приложение 1

 

Я люблю петь

У меня есть собака

Мне весело

Люблю убирать дома

 

Приложение 2

Карточки к направлениям волонтёрской деятельности

– помощь ветеранам;
– помощь детям;
– помощь, одиноким пожилым людям;
– помощь людям-инвалидам;
– индивидуальные занятия и мероприятия для детей с особенностями развития;
– раздача пищи, одежды, средств гигиены бездомным;
– поиск пропавших людей;
– уход за пациентами;
– помощь врачам и медсёстрам;
– просвещение населения с целью профилактики заболеваний;
– информирование населения, направленное на сохранение окружающей среды;
– выявление исчезающих видов растений и животных;
– работа в заповедниках;
– озеленение городского пространства;
– уборка территории;
– участие в крупных событиях – фестивалях, форумах, крупных городских проектах, например, День города;
– работа в музеях, галереях;
– распространение культурного наследия (переведение информации в электронный формат, перепись экспонатов);
– помощь молодым талантам в продвижении их деятельности;
– раздача снаряжения участникам и болельщикам спортивных мероприятий;
– информирование, регистрация участников соревнований;
– обеспечение безопасности участников и зрителей спортивных соревнований;
– создание весёлой атмосферы на спортивных событиях.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий