Особенности проведения экскурсий с детьми с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом или психическом развитии

- 15:12КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В материале описаны особенности подготовки и проведения экскурсий с учащимися центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

Анна ЧЕКАН,
воспитатель учреждения образования
ГУО «Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область

 

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1RpFVXYZbpB0k6d1NN2E7yEVXLJk3LMAo/view?usp=sharing

 

Важнейшими целями воспитания и обучения в системе специального образования являются социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития, подготовка их к самостоятельной деятельности (Слайд 2). Экскурсии как одна из распространённых форм работы с детьми в силу своей наглядности и информативности способствуют решению этих задач.

Экскурсия – это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ центра, или класса (Слайды 3–5). Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.

Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, наглядности и т.п. Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором обучающиеся практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.

Во время экскурсии обучающиеся знакомятся с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях: магазине, аптеке, кинотеатре, кафе и т. д. По ходу экскурсий постоянно обращается внимание обучающихся на последовательность выполняемых людьми действий, используемые ими предметы, а также на возникающие между людьми отношения. Последовательность действий можно зафиксировать в виде фотографий с последующим переводом действий в символы, пиктограммы и далее в предметно-практический план. Повторные экскурсии проводятся с целью создания условий для выполнения учащимися реальных действий по покупке билетов, продуктов и др.

Проведение экскурсий для данной категории детей имеет ряд особенностей, как методического характера, так и с точки зрения решаемых задач. Каждая экскурсия включает в себя несколько этапов: подготовку, проведение и заключение.

Подготовка к экскурсии предусматривает (Слайд 6):

1 Проведение целенаправленной работы по подготовке к экскурсии учащихся: предварительное обеспечение мотивации детей, актуализация их представлений по теме экскурсии (беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, изучение иллюстрированного материала, просмотр видеосюжетов и др.), повтор правил поведения на улице, в общественном транспорте, правил техники безопасности.
2 Определение темы экскурсии, которая должна быть чёткой, выразительной, запоминающейся, чтобы вызывать у детей интерес.
3 Определение цели и задач экскурсии, которые формулируются с учётом её темы.
4 Определение содержания, словаря, дополнительного наглядного и дидактического материала, подбор практических заданий.
5 Отбор объектов для демонстрации на основе их значения для раскрытия темы, их познавательной ценности, известности, выразительности и месторасположения.
Объектами экскурсии являются экспозиции выставок и музеев, объекты живой и неживой природы, трудовой деятельности людей и др. Главные критерии отбора объектов: доступность для детей с тяжелыми множественными нарушениями (безбарьерная среда), расстояние до объекта, возможность подъезда, практическая значимость, связь с программным материалом по предметам, перспективы работы по окончании экскурсии (результаты).
6 Накопление материала экскурсии.
С целью изучения и накопления материала экскурсии осуществляется предварительный осмотр места проведения экскурсии, выявляются особенности объектов для демонстрации, особенности внешних обстоятельств (уличное движение, шум), определяется, на что нужно обратить внимание, где лучше разместить группу учащихся.
7 Разработка и детальное изучение маршрута.

Маршрут зависит от темы и расположения объектов для показа, составляется компактно, обеспечивает целостность и логическую последовательность материала. Маршрут предусматривает путь следования группы, не засорённый природным и иным мусором, без ям, пней, острых веток, т.е. всего того, что мешает передвижению, ориентировке и соблюдению техники безопасности.
8 Обязательная предварительная договоренность в местах проведения экскурсий.

Заранее определяется, кто из сотрудников магазина, аптеки, кинотеатра и т.д. сможет осуществить показ объекта и оказать педагогу необходимую информационную помощь по ходу проведения экскурсии.

Далеко не все работники предприятий торговли, обслуживания, культуры и их посетители готовы без предварительной «подготовки» общаться с детьми и подростками, обучающимися в ЦКРОиР. Люди просто теряются и не знают, как себя вести в присутствии «особенных» детей, не представляют, как с ними можно говорить и чего от них ожидать. Продуманный диалог педагога с учащимися, опора на имеющиеся в арсенале каждого ребенка средства коммуникации, эмоциональный отклик детей на социальную ситуацию позволяют формировать у окружающих положительный опыт взаимодействия с людьми с особенностями психофизического развития. Так, продавец, который в ходе проведения экскурсии по предварительной договоренности обслужил ребенка в присутствии педагога, не растеряется, когда в магазин придет «особенный» молодой человек со списком покупок, сможет помочь ему в отборе товара и расчете за покупку.
9 Составление текста экскурсии. Рассказ содержит лаконичные, краткие, ёмкие по смыслу фразы. При необходимости используются неречевые формы общения (выразительные жесты, взгляды, мимика).
10 Разработка плана-конспекта экскурсии.

Реализация содержания экскурсии осуществляется дифференцированно, на диагностической основе с учетом состояния сенсорной, двигательной, познавательной сфер, своеобразия коммуникативного поведения каждого ребенка (Слайды 7–11).

В процессе экскурсии применяются различные приёмы работы: объяснение, описание, экскурсионная справка (сжатое, лаконичное описание фактов), приём зрительного сравнения, приём исследования, проигрывание ситуаций, упражнения и др.

Дальнейшее овладение материалом, полученным на экскурсии, учащимися класса осуществляется в процессе изобразительной, предметно-практической, речевой, игровой, учебной деятельности. Это может быть цикл сюжетно-ролевых игр по темам, соответствующим темам экскурсий, с целью организации подготовительной работы при проведении экскурсий и закрепления полученных умений и навыков в рамках программ по учебным предметам для ЦКРОиР. Использование данных игр на различных учебных предметах и коррекционных занятиях способствует многократному закреплению и концентрическому наращиванию практико ориентированных умений и навыков детей.

Следует отметить и активное участие родителей в организации и проведении экскурсий (Слайды 12–14). Они оказывают содействие в перемещении по маршруту, практическую помощь в решении организационных вопросов. Родители, участвуя вместе с детьми в экскурсиях в музеи, кинотеатр, на выставки, объекты МЧС, видят, что при адаптированном к возможностям учащихся предъявлении материала он вызывает у ребят эмоциональный отклик и интерес. В ходе проведения экскурсий значительно расширяются представления законных представителей детей с тяжелыми нарушениями развития о возможностях их социализации. Этот опыт позволит им в дальнейшем организовать разнообразный семейный досуг, выходящий за привычные рамки представлений об отдыхе людей с ограниченными возможностями.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий