Работа отмечена дипломом II степени областного этапа XVII республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон – 2023».
Алеся КАБАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область
Актуальность
Проблема рационального использования энергоресурсов всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем современности.
5–7 лет – наиболее благоприятный период для формирования основ экономической культуры.
Согласно образовательному стандарту (направление «Социально-нравственное и личностное развитие», образовательная область «Ребенок и общество») воспитанник к 5–7 годам должен бережно относиться к ресурсам семьи (вода, тепло, электроэнергия) и экономно их расходовать, называть базисные экономические качества жизнедеятельности людей (бережливость, экономность), простейшие понятия основ экономики.
Использование настольных игр – актуальное и эффективное средство формирования основ экономической культуры. Вместе с тем, разработанных игр по экономии энергоресурсов, крайне мало.
Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» – интерактивная настольная игра, которая позволит заинтересовать и увлечь воспитанников непростыми вопросами энергосбережения.
Цель: разработка и внедрение в образовательный процесс электровикторины «Энерголенд: играя – изучаем», направленной на популяризацию ценностей энергосбережения и энергоэффективности.
Задачи:
– формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) в семье и группе;
– формировать представления о способах эстетического (видоизменение, модификация) и функционального (изменение функции) преобразования предметов;
– закреплять представления об электроприборах;
– развивать умение группировать и классифицировать предметы по назначению;
– развивать логическое мышление;
– воспитывать экономически значимые качества (бережливость, экономность).
Описание игры
Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» предназначена для воспитанников от 5 до 7 лет (старшей группы), рассчитана на 1–2 участников.
В комплект настольной игры входят:
– основа для игровых полей;
– 10 игровых полей (56 логических цепочек, 86 понятий);
– электронная плата;
– правила игры.
Для каждого игрового поля разработана дидактическая игра (6 дидактических игр разработано по принципу соотнесения предметов парами, 4 – группировки и классификации предметов по заданным признакам).
Игровые поля можно пополнять по необходимости.
Правила игры
1 Выберите игровое поле и положите его на основу.
2 Предложите ребенку подобрать логические пары.
3 Ищите ответы с помощью щупов (ручки с изолированными проводами): один щуп прикладываем рядом с вопросом, второй – рядом с предполагаемым ответом.
4 Если пара подобрана верно – электрическая схема замкнется и загорится лампочка.
Дидактические игры, разработанные по принципу соотнесения предметов парами:
1 Кто поможет электротоку?
Цель: закреплять представления об электроприборах.
Ход игры. Воспитанникам необходимо соотнести электроприбор и его действие, рассказать о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором.
2 Найди подходящие предметы
Цель: формировать представления о способах эстетического (видоизменение, модификация) и функционального (изменение функций) преобразования предметов.
Ход игры. Воспитанникам необходимо подобрать пару с предметами одинаковой функциональности (чайник – электрочайник, венчик – миксер, кухонная мойка – посудомоечная машина, погреб – холодильник, стиральная доска – стиральная машина), рассказать об эстетических и функциональных изменениях предметов.
3 Подбери пару
Цель: формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) в семье и группе.
Ход игры. Воспитанникам необходимо подобрать логические пары (батарея – фольга отражающая, люстра – выключатель, газовая плита – счетчик газа бытовой, дверь – лента уплотнительная, смеситель – счетчики холодной и горячей воды, окно – уплотнитель оконный).
4 Охота за электроэнергией
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры. Воспитанникам задается вопрос: «Можем ли мы с помощью органов чувств ощутить энергию?» После рассуждений, им необходимо подобрать логические пары (обоняние – приготовление пищи, осязание – поток воздуха из пылесоса, работает кондиционер, слух – электрический звонок, зрение – едет троллейбус, работает телевизор).
5 Нам без воды не прожить
Цель: формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода) в семье и группе.
Ход игры. Воспитанникам необходимо соединить половинки сюжетной картинки (мытье окон, мытье посуды, полив цветов, приготовление пищи, стирка белья, чистка зубов), объяснить, как можно сэкономить воду при выполнении определенного действия.
6 Теплошики
Цель: формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (тепло) в семье и группе.
Ход игры. Воспитанникам необходимо подобрать пару: нарушение в экономии тепла – способ сохранения тепла (открытое окно – закрытое окно, открытая дверь – закрытая дверь, батарея – терморегулятор, отключенный камин – включенный камин, нетопленая печь – протопленная печь, холодный пол – теплый пол электрический).
Дидактические игры, разработанные по принципу группировки и классификации предметов по заданным признакам:
1 Раздели на группы
Цель: формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека.
Ход игры. Воспитанникам необходимо разделить на две группы предметы, которые согревают человека (батарея, солнечная батарея, печь, солнце, костер) и предметы, которые сохраняют тепло (одеяло, шапка, шарф, шуба, термос).
2 Где живет лампочка?
Цель: закреплять представления об электроприборах.
Ход игры. Воспитанникам необходимо среди множества выбрать электроприборы, у которых есть лампочка (утюг, компьютер, кухонная плита, миксер, фонарь).
3 Светит, греет
Цель: развивать умение группировать и классифицировать предметы по назначению.
Ход игры. Воспитанникам необходимо дифференцировать предметы по процессу выполнения действия (светит – лампочка, люстра, светодиод, настольная лампа, торшер; греет – кондиционер, радиатор, утюг, электрогрелка, электрическая плита).
4 Подели на группы
Цель: классифицировать предметы домашнего обихода по энергопотреблению.
Ход игры. Воспитанникам необходимо поделить на две группы предметы домашнего обихода по энергопотреблению: высокое энергопотребление (электрическая плита, фен, утюг, пылесос, кондиционер), низкое энергопотребление (компьютер, холодильник, телевизор, вентилятор, настольная лампа).
Заключение
Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» – отличная альтернатива традиционным настольным играм.
Электровикторина способствует не только решению ряда образовательных задач, но и развитию памяти, логического мышления, расширяет кругозор, тренирует внимание. Является своеобразным нейропсихологическим тренажером. А также служит великолепной заменой компьютерных игр.
Благодаря системе электронного контроля ребенок может играть самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого.
Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» служит прекрасным дидактическим материалом для проведения занятий по образовательной области «Ребенок и общество», совместных видов деятельности.
Оптимальное использование электровикторины «Энерголенд: играя – изучаем» является эффективным средством в популяризации ценностей энергосбережения и энергоэффективности.