Сортировка и фильтрация данных в электронной таблице. Урок информатики в 9-м классе

- 15:13II И III СТУПЕНИ, Информатика, Методичка

Цели урока: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать понятие сортировки и фильтрации; уметь выполнять сортировку данных и использовать текстовые и числовые фильтры.

Светлана ВОЙТЧУК,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 7 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

 

Цели: предполагается, что к концу урока учащиеся будут

знать понятие сортировки и фильтрации;

уметь выполнять сортировку данных и использовать текстовые и числовые фильтры.

Задачи:

– содействовать развитию навыков работы с информацией через выполнение заданий урока;

– воспитывать культуру труда с ВТ и учебным пособием; дисциплинированность, любознательность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Учебно-методическое обеспечение урока: учебное пособие, программа MS Excel, презентация для организации мотивации, рабочие файлы с заданием, карточки «Маршрутный лист» для проведения самоконтроля с таблицей критериев оценки на уроке.

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

Приветствие.

– Ребята, предлагаю вам совершить экскурсию в Беловежскую пущу. Любите ли вы путешествовать? Однако не всегда у нас есть возможность отправиться в желанное путешествие. Но многие музеи и заповедники предоставляют возможность совершить виртуальную экскурсию.

Опережающее задание (виртуальная экскурсия)

Рассказ учащегося о Национальном парке Беловежская пуща.

 

2 Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

Цель: повторить пройденный материал, устранить обнаруженные пробелы в знаниях.

– Перед вами лежит маршрутный лист нашей экскурсии (Приложение 1). На протяжении урока вы будете отмечать этапы прохождения маршрута, ставя баллы за выполненные задания. В конце урока на основании полученных вами баллов будут выставлены отметки (таблица перевода баллов в отметки).

Чтобы сделать посещение национального парка «Беловежская пуща» незабываемым, существуют специальные туристические маршруты – пешие, конные, автомобильные.

Найдите в списке туристических маршрутов самый длинный и самый короткий по протяженности, определите количество маршрутов, среднюю протяженность маршрута (Приложение 2). На выполнение задания у вас есть четыре минуты.

Выполнение задания за компьютерами. Проверка задания. Учащиеся выставляют полученные баллы за выполнение задания 1 в маршрутные листы.

– Тема нашего сегодняшнего урока – «Сортировка и фильтрация данных в электронной таблице». Подберите ассоциации к словам «сортировка» и «фильтрация». Эти процессы можно применять к данным в ячейках электронной таблицы.

 

3 Целеполагание

Цель: формировать умение определения задач на уроке.

Формулировка задач урока совместно с учащимися с использованием облака слов:

знать:
– что такое сортировка данных;
– что такое фильтрация данных;

уметь:
– выполнять сортировку данных;
– использовать текстовые и числовые фильтры.

 

– В каких ситуациях в жизни вы встречаетесь с этими процессами?

– В каких случаях знания сортировки и фильтрации могут пригодиться в повседневной жизни?

Вывод. Сортировка и фильтры используются для удобного быстрого поиска нужных данных в таблице, их эффективного анализа и определения закономерностей.

 

4 Изучение нового материала

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы; дать учащимся конкретное представление об изучаемом.

– Электронные таблицы позволяют производить сортировку и фильтрацию данных. Для этого данные организуют специальным образом:   

– в одном столбце размещают данные только одного типа (текст, число, дата и т. д.);  

– столбцы имеют заголовки;  

– каждая строка представляет собой запись о каком-либо одном объекте.

– Что такое сортировка? (Выслушать ответы учащихся, обратиться к учебнику).

– Сортировка – упорядочение данных по возрастанию или по убыванию их значений. Давайте запишем определение понятия в тетради.

– Сортировка позволяет переставить строки в таблице так, чтобы в определенном столбце они располагались по порядку. Числовые данные могут располагаться в порядке возрастания или убывания, а текстовые – в алфавитном порядке или в порядке, обратном алфавитному (обратиться к с. 97 учебника, пример 16.1).

– По возрастанию или убыванию можно располагать данные формата дат и времени?

– Для сортировки нужно установить курсор в одну из ячеек столбца и выбрать АЯ (Сортировка по возрастанию) или АЯ (Сортировка по убыванию). Строки таблицы будут переупорядочены согласно выбранному критерию сортировки.

Определение совместно с учащимися алгоритма действий:

1. Установить курсор в одну из ячеек столбца.

2. Выбрать Сортировка по возрастанию или Сортировка по убыванию на вкладках Главная или Данные.

– Обратите внимание, что при выполнении сортировки отображаются все исходные данные в таблице.

 

Продемонстрировать на конкретных примерах в таблице Задание 1 (велопешеходные маршруты).

1. Отсортировать таблицу по названиям маршрутов в порядке убывания значений.

2. Отсортировать таблицу по протяженности маршрутов в порядке возрастания значений.

– Что такое фильтр? (Выслушать ответы учащихся, обратиться к учебнику).

– Фильтр – средство отображения только тех строк таблицы, которые соответствуют заданным условиям. Запишем определение понятия в тетради.

– В отфильтрованном списке отображаются только строки, отвечающие условиям отбора данных, заданным для столбца.

Задание: пользуясь учебником, составить и записать на доске алгоритм основных этапов выполнения фильтрации.

Алгоритм:

1. Выделить заголовки столбцов.
2. Выбрать команду Фильтр на вкладке Главная или Данные (команда располагается вместе с командой Сортировка).
3. Справа от названий столбцов в фильтруемом списке появляются кнопки со стрелками
4. Для установки параметров фильтра нужно нажать на кнопку рядом с тем столбцом, по которому фильтруются значения.
5. В выпадающем списке выбрать нужные значения или задать условие (пример 16.5).

– Для числовых и текстовых данных применяются разные условия фильтрации (пример 16.6). 

Критерии применения фильтров

1. Можно выбрать конкретное значение из нижней части раскрывающегося списка, тогда на экране компьютера останутся только строки, содержащие это значение в данном столбце. (Обратиться к с. 99 учебника, пример 16.7).

2. (Первые 10…) Можно выбрать только первые 10 (хотя это количество можно изменить в появившемся диалоговом окне) наибольших или наименьших элементов столбца. (Обратиться к с. 100 учебника, пример 16.8).

3. (Условие…) Это наиболее интересная возможность установить фильтр. При выборе этого критерия, появляется диалоговое окно, в котором можно установить условия на вывод данных на экран:

– Для каждого столбца можно устанавливать свои критерии фильтрации. (Обратиться к с. 101 учебника, пример 16.12).

Продемонстрировать на конкретных примерах в таблице Задание 1 (велопешеходные маршруты)

1. Выбрать условие фильтрации (маршруты, протяженность которых меньше 10 км).

2. Выбрать условие фильтрации (маршруты, названия которых начинаются на букву «З»).

3. Выбрать условие фильтрации (маршруты, названия которых заканчиваются на букву «ы»).

4. Выбрать условие фильтрации (маршруты, протяженность которых ≥ 25 км и ≤15 км).

5. Выбрать условие фильтрации (маршруты, протяженность которых > 20 км или <5 км).

 

5 Физкультминутка

1) Предложить построиться по росту у доски от самого низкого ученика по росту до самого высокого.

– Как вы думаете, мы выполнили сортировку или фильтрацию? Почему?

2) Предложить всем вернуться за парты, а затем – выйти к доске тем учащимся, которые имеют по информатике за первое полугодие более 7 баллов.

– Как вы думаете, а теперь мы выполнили сортировку или фильтрацию? Почему?

– В чем отличие сортировки от фильтрации? В отличие от сортировки фильтр не меняет порядок записей в списке. При фильтрации (применении фильтра) временно скрываются строки, которые не требуется отображать. Строки, отобранные при фильтрации в Excel, можно редактировать, форматировать, выводить на печать, не изменяя порядок строк и не перемещая их.

 

6 Закрепление нового материала (практическая работа, индивидуальная форма работы)

– Определим с помощью сортировки, какие услуги можно выбрать во время экскурсии по Беловежской пуще (Приложение 2). На выполнение задания дается 2 минуты.

1) Отсортируем данные в столбце «Стоимость на одного человека» по убыванию (задание 2 практической работы). После сортировки первую строку займет услуга:

А) Посещение Поместья Деда Мороза;
Б) Настольный теннис за 1 час;
В) Экологический маршрут «По зеленому коридору»;
Г) Раскопки в археологическом музее под открытым небом.

2) Отсортируйте данные в столбце «Наименование услуги» в алфавитном порядкеПосле сортировки первую строку займет услуга:

А) Экологический маршрут «По зеленому коридору»;
Б) Настольный теннис за 1 час;
В) Посещение квеста «Озерное кольцо»;

Г) Посещение Музея природы.

Учащиеся выполняют задание 2 за компьютерами.

– Беловежская пуща является настоящим чудом света. По числу видов растений и животных национальный парк не имеет себе равных в Европе.

Здесь можно найти деревья, возраст которых превышает несколько сотен лет, а некоторых – даже тысячелетние. Леса пущи состоят преимущественно из лиственных пород, таких как дуб, бук, ясень, осина и другие.

– В задании 3 мы познакомимся с наиболее распространенными деревьями Беловежской пущи (Приложение 2). На выполнение задания дается 5 минут.

1) Найдите с помощью фильтра записи, удовлетворяющие следующему условию: деревья, высота которых больше 30 м. Их количество:

А) 5; Б) 3; В) 4; Г) 8.

2) Найдите с помощью фильтра записи, удовлетворяющие следующему условию: деревья, названия которых начинаются на букву «Д». Их количество:

А) 2; Б) 1; В) 7; Г) 3.

3) Найдите с помощью фильтра записи, удовлетворяющие следующему условию: деревья, названия которых заканчиваются на букву «А». Их количество:

А) 2; Б) 5; В) 1; Г) 4.

4) Найдите с помощью фильтра записи, удовлетворяющие следующему условию: деревья, возраст которых ≥ 200 и ≤ 500  лет. Их количество:

А) 5; Б) 3; В) 4; Г) 8.

5) Найдите с помощью фильтра записи, удовлетворяющие следующему условию: деревья, высота которых > 40 м или < 10 м. Их количество:

А) 2; Б) 1; В) 4; Г) 8.

Учащиеся выполняют задание 3 за компьютерами.

– В задании 4 решите, в каком месяце лучше запланировать экскурсию в Беловежскую пущу. Поскольку для знакомства с достопримечательностями Беловежской пущи мы планируем воспользоваться велосипедными и пешеходными туристическими маршрутами, экологическими тропами, изучим статистику погоды за прошлый год. Благоприятным для отдыха будет месяц со средней дневной температурой не ниже +14 и минимальным количеством дождливых дней.

– Для этого с помощью фильтра найдите записи, удовлетворяющие следующему условию: средняя дневная температура не ниже ≥ 14. А затем отсортируем данные по столбцу «Количество дождливых дней» по возрастанию. Первую строку займет месяц (Приложение 2):

А) май; Б) июнь; В) сентябрь; Г) август.

На выполнение задания дается 2 минуты.

Учащиеся выполняют задание 4 за компьютерами. Проверка правильности ответов. Ученики выставляют полученные баллы за выполнение задания 2–4 в маршрутные листы. Оценивание учащихся. Учащиеся подсчитывают баллы. Учитель переводит баллы в отметки (таблица).

 

7 Информация о домашнем задании

§ 16.

 

8 Рефлексия

Обратиться к целям урока, оценить степень их достижения.

 

Приложение 1

Маршрутный лист

 

Приложение 2

Практическая работа

1) Найти в списке туристических маршрутов самый длинный и самый короткий по протяженности, определите количество маршрутов, среднюю протяженность маршрута.

 

2) Отсортировать данные в столбце «Стоимость на одного человека» по убыванию;

Отсортировать данные в столбце «Наименование услуги» в алфавитном порядке.

3) Найти с помощью фильтра записи, удовлетворяющие следующему условию:

– деревья, высота которых больше 30 м.
– деревья, названия которых начинаются на букву «Д».
– деревья, названия которых заканчиваются на букву «А».
– деревья, возраст которых ≥ 200 и ≤500 лет.
– деревья, высота которых > 40 м или <10 м.

 

4) С помощью фильтра найти записи, удовлетворяющие следующему условию: средняя дневная температура не ниже ≥14. А затем отсортировать данные по столбцу «Количество дождливых дней» по возрастанию.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий