В материале представлен сценарий занятия для воспитанников от 5 до 6 лет по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте».
Алеся КАБАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать умение составлять предложения с заданными словами и заданным количеством слов;
– формировать умение определять последовательность слов в предложении;
– формировать умение делить слово на слоги, определять их количество в слове;
– развивать умение определять последовательность звуков в слове;
– развивать представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках;
– воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.
Материал: аудиозаписи голосов Снежной Королевы и Весны, солнышко без лучиков, лучики, картинки для дидактической игры «Посадим цветы на клумбы» (роза, тюльпан, астра, ромашка, василёк, лилия, гвоздика, гладиолус, колокольчик, незабудка, мак), 4 обруча, рабочая тетрадь «Подготовка к обучению грамоте» Н.С.Старжинской, шкатулка, картинки для дидактической игры «Цепочка слов» (роза, карандаш, шар, ананас, стол, линь, ночь).
Ход занятия
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Ребята, я очень люблю время, когда природа просыпается от зимнего сна, когда всё вокруг оживает. Я загадаю загадку, а вы отгадайте мою любимую пору года.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко ласкает.
Кто это время года знает?
Дети. Это весна.
Вдалеке слышен чей-то голос.
Голос.
Что за шум здесь, не пойму,
Кто здесь веселится?
Посадила я Весну
в мрачную темницу.
Никогда и никому
С ней не повстречаться!
И теперь лишь мне всегда
Надо поклоняться.
Весну я не люблю,
Всё яркое на свете
Испорчу, затопчу,
В серый цвет всё превращу.
Воспитатель. Кто ты? Верни нам Весну, пожалуйста!
Голос. Кто я? Я – Снежная Королева! Хотите вернуть Весну? Надо подумать! Ладно, верну, но с таким условием: вы должны выполнить все мои задания и расколдовать солнце. Справитесь – солнце будет светить, Весна вернётся, а нет – навечно в темнице оставлю!
Воспитатель. Ребята, спасём Весну? Выполним все задания и расколдуем солнышко. Посмотрите, наше солнышко заколдовано. Какое оно? (Без лучиков, грустное, мрачное, не светит, не сияет, не греет.)
Чтобы расколдовать солнышко, нам нужно выполнить все задания Снежной Королевы. За каждое выполненное задание мы получим лучик.
Первое задание. Составить предложения с заданными словами и заданным количеством слов.
Сосульки, таять, начали. (Сосульки начали таять.)
Воспитатель: Из скольких слов состоит предложение?
Воспитатель: Назовите первое слово, второе слово, третье слово.
Далее воспитанники выполняют задание по образцу.
Журчат, ручьи, весело. (Весело журчат ручьи.)
Перелётные, возвращаются, птицы. (Возвращаются перелетные птицы.)
Прикрепляют первый лучик к солнышку.
Второе задание. Разделить слово на слоги, определить их количество в слове.
Весной появляются цветы. Давайте и мы посадим цветы на клумбы.
Определяют количество слогов в слове, размещают картинку на соответствующую клумбу.
1-я клумба – 2 слога (роза, тюльпан, астра);
2-я клумба – 3 слога (ромашка, василёк, лилия, гвоздика);
3-я клумба – 4 слога (гладиолус, колокольчик, незабудка);
клумба посередине – 1 слог (мак).
Прикрепляют второй лучик к солнышку.
Физкультминутка «Вот идет к нам весна»
Все вокруг оживает (дети встают, потягиваются):
Подснежники просыпаются,
Подснежники улыбаются (улыбнуться, потереть кулачками глаза),
Птички прилетают (помахать руками, как крыльями),
Дети бегают (бег по кругу),
На полянке играют (прыжки).
Прикрепляют третий лучик к солнышку.
Четвертое задание. Звуковой анализ слова
Воспитанники садятся за столы. Воспитатель обращается к детям.
Ноги? (На месте!)
Руки? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спинка? (Прямая!)
Дыхательная гимнастика «Цветок»
Соединить пальцы рук, образуя бутон цветка. Сделать спокойный вдох через нос, задержать дыхание. На продолжительном выдохе сказать «а – а – ах».
Выполняют звуковой анализ слова «роза».
Назовите первый звук в слове? (Первый звук [р], согласный твёрдый звук, обозначаем синим цветом и т.д.)
Прикрепляют четвертый лучик к солнышку.
А сейчас я хочу с вами поиграть. Игра называется «Определи место звука в слове».
Назовите первый звук в слове «солнышко»? (Первый звук [с]).
Я буду произносить. Если звук [с] находится в начале слова, вы топаете, если в середине слова – хлопаете, в конце слова – прыгаете.
Весна, стая, сад, лес, лис, месяц, ананас, сок, носорог, сыр, редис, самовар.
Прикрепляют пятый лучик к солнышку.
Ребята, Снежная Королева оставила шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней. В шкатулке – картинки (роза, карандаш, шар, ананас, стол, линь, ночь).
Выкладывают цепочку слов, определяя первый и последний звук в слове.
Прикрепляют шестой лучик к солнышку.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, у солнышка появились лучики, а значит, оно сможет снова сиять. Мы его расколдовали.
Весна (голос).
Здравствуйте, дорогие ребята!
Вы зло победили,
Вы меня освободили.
Я вернулась из темницы,
Чтоб вокруг запели птицы.
Солнце в небе засияло,
Всё цветами заиграло.
Пусть в природе всё растёт,
Жизнь и радость нам несёт!
Спасибо вам, ребята! А теперь пора мне уходить, за цветами, травами следить. Чтоб они цвели и распускались, всеми соками земными наливались.
Рефлексия
Ребята, какие задание были сложными?
А какие вам больше всего понравились?
Что получалось лучше?
Спасибо, на этом наше занятие окончено.