Применение интерактивных методов обучения на уроках по учебному предмету «Человек и мир» с целью развития познавательной активности младших школьников. Мастер-класс

- 9:38I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Мастер-класс

Участники мастер-класса актуализируют знания о работе по развитию познавательной активности младших школьников, познакомятся с опытом использования интерактивных методов обучения на уроках «Человек и мир», научатся использовать на практике интерактивный метод «Бумеранг».

Оксана БАЗЫК,
учитель начальных классов
ГУО «Юратишковская средняя школа Ивьевского района»,
Гродненская область

 

Цель: содействие профессиональному совершенствованию педагогов в использовании интерактивных методов обучения на уроках по учебному предмету «Человек и мир» с целью развития познавательной активности младших школьников.

Задачи:

− продемонстрировать участникам мастер-класса процесс использования интерактивного метода «Бумеранг» на уроках по учебному предмету «Человек и мир;

− создать условия для формирования умений по применению его на практике;

− содействовать совершенствованию педагогического мастерства и методической осведомленности педагогов в использовании интерактивных методов на уроках по учебному предмету «Человек и мир».

Прогнозируемые результаты: планируется, что участники мастер-класса:

1) актуализируют знания о работе по развитию познавательной активности младших школьников;

2) познакомятся с опытом использования интерактивных методов обучения на уроках «Человек и мир»;

3) научатся использовать на практике интерактивный метод «Бумеранг».

Этапы мастер-класса:

I Ориентировочно-мотивационный
II Целеполагание
III Актуализация субъектного опыта участников
IV Освоение и применение на практике новых знаний
V Рефлексивный

Техническое обеспечение: раздаточный материал.

Эпиграф: «Обучая других, мы учимся сами» (Сенека).

Девиз: «Учимся вместе».

 

Ход мастер-класса

I Ориентировочно-мотивационный этап

− Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Я буду озвучивать различные вопросы. Когда они подходят вам, вы поднимаете руку. Интерактивный метод «Дюжина вопросов»

1. Кто пришел сегодня на мастер-класс в хорошем настроении?
2. Кто пришел сегодня в брюках?
3. Кто сегодня завтракал?
4. У кого есть смартфон?
5. У кого день рождения 25 числа?
6. Кто любит мороженое?
7. Кто любит мыть посуду?
8. Кто живет в Ивьевском районе?
9. Кто работает во втором классе?

− Мы все очень разные, но сегодня нас объединяет то, что мы все являемся участниками мастер-класса по теме «Применение интерактивных методов обучения на уроках по учебному предмету «Человек и мир» с целью развития познавательной активности младших школьников». Предлагаю вам активно поучаствовать в мастер-классе.

 

II Целеполагание

− Уважаемые коллеги! Предлагаю вам взять геометрическую фигуру любого цвета и занять место за столом, где лежит трафарет того же цвета. На одной стороне сформулируйте и запишите свои ожидания от участия в мастер-классе, напишите, пожалуйста, ответ на вопрос «Чего вы ждете от этого мастер-класса?»

 

III Актуализация субъективного опыта участников

− А теперь ответьте на вопросы:

1) Какие методы и приёмы вы используете для развития познавательной активности младших школьников?

2) Какие интерактивные методы и приёмы вы используете на уроках?

3) Как вы относитесь к использованию на уроках интенсивных технологий?

4) В чём вы видите плюсы и минусы их использования?

− Общеизвестно, что знания, полученные в результате активных действий, – самые прочные. Различия между «дать новые знания» и «достичь понимания, осмысления и запоминания нового материала» огромны. Поэтому работа по развитию познавательной активности должна занимать в образовательном процессе значимое место. Для успешного развития современного общества требуются люди, обладающие творческим потенциалом, нестандартным мышлением, способные быть активными участниками научно-технического прогресса. Информация, полученная младшими школьниками из окружающего мира, позволяет им представлять предметы, явления, процессы в отсутствии их самих. Это возможно благодаря процессу мышления – познавательной деятельности, которая характеризуется обобщённым или опосредованным отражением действительности.

Педагоги применяют в своей практике различные методы и формы обучения: пассивные, активные, интерактивные. При использовании пассивных методов обучения ученики являются только объектом взаимодействия учителя. При использовании интерактивных методов обучения младшие школьники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Важно создание особой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизация предполагает управление активностью школьников, которая выражается в наличии познавательных интересов, освоение навыков получения информации, сформированности саморегуляции поведения.

Какие приёмы и методы эффективнее использовать, чтобы способствовать развитию познавательной активности?

На интенсификацию и активизацию деятельности учащихся направлена соответствующая группа образовательных технологий (по Г.К.Селевко), в которую входят интерактивные технологии.

Интерактивные: от англ. («интер» «между», «акт» действие»). Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса.

Каковы основные характеристики “интерактива”? Многоголосье, диалог, мыследеятельность, ситуация успеха, рефлексия.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Поэтому в своей работе я использовала некоторые интерактивные методы только после накопления у школьников как учебного, так и жизненного опыта. В своей практике с целью развития познавательной активности на уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами отстаивают своё мнение, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, задают вопросы друг другу и учителю, анализируют ответы друг друга, оценивают работу, консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников, самостоятельно выбирают задания. 

 

Варианты использования интерактивных методов на различных этапах урока (личностно-ориентированная модель образовательного процесса)

1) Ориентировочно-мотивационный этап урока

Задачи учителя:

− организовать входную диагностику и повторение;
− сформировать ориентировочную основу деятельности;
− помочь учащимся в самоопределении на результат урока;
− сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

Деятельность учащихся:

− оценивают свои знания как неполные;
− самоопределяются на результат;
− планируют свою работу;
− организуются в группы.

Методы:

«Прогноз погоды», «Дюжина вопросов», «Дерево познания», «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Кластер», «Синквейн».

2) Операционно-познавательный этап урока

Задачи учителя:

− передать знания по новой теме;
− организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, владение которыми является цель урока.

Деятельность учащихся:

− реализуют свои планы;
− «проживают» созданные учителем образовательные ситуации развивающего типа;
− строят личные смыслы в отношении изучаемого материала;
− создают личные образовательные продукты.

Методы:

«Дюжина вопросов», «Мозговой штурм», работа в малых группах, «Логическая цепочка», «Жокей и лошадь», «Вертушка», «Бумеранг».

3) Контрольно-коррекционный этап урока

Задачи учителя:

− создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценке знаний, умений и деятельности учащихся.

Деятельность учащихся:

− осмысливают свою деятельность и её результаты;
− выявляют удачные и неудачные методы и приёмы работы;
− корректируют свои представления и умения;
− оценивают качество личных образовательных продуктов;
− самоопределяются в выборе домашнего задания с учётом собственных успехов и затруднений.

Методы:

«Дюжина вопросов», «Рецепты успеха», «Бумеранг», «Карусель», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «ПОПС-формула», «Займи позицию».

4) Этап объяснения домашнего задания

Задачи учителя:

− обеспечить самоопределение учеников на домашнее задание;
− предложить критерии его выполнения.

Деятельность учащихся:

− отрабатывают то, что считают нужным для дальнейшей успешной деятельности;
− выполняют творческие и открытые задания.

Методы:

Дискуссия, «Беспроигрышная лотерея», «Необычное в обычном».

 

IV Освоение и применение на практике новых знаний

Реализация интерактивного метода обучения «Бумеранг» на уроках «Человек и мир (автор метода – кандидат педагогических наук, доцент Е.С.Шилова)».

− Бумеранг (англ. boomerang) – изогнутая деревянная палица (чаще всего серповидной формы), которая при искусном броске, описав кривую, возвращается к метателю. Бумеранг был распространён в Австралии, Юго-Восточной Азии, Южной Индии.

Вместо метательного орудия серповидной формы у нас будут задания (написанные на листочках разного цвета), которые участники команд «запускают» другим командам. После выполнения эти задания возвращаются к тому месту, откуда они были «запущены».

Существуют несколько вариантов технологии реализации этого метода.

Применение метода «Бумеранг» на уроках «Человек и мир» поможет учителю формировать у младших школьников необходимые умения работать с учебником, а также развивать их устную и письменную речь. Этот метод целесообразно использовать после прохождения определённой темы для обобщения и систематизации полученных знаний. Есть три варианта технологии реализации этого метода.

Первый вариант более простой для выполнения учащимися, так как учитель даёт готовые вопросы, на которые учащиеся отвечают письменно.

Во втором варианте каждый учащийся самостоятельно составляет по определённой теме один вопрос и находит на него ответ, затем группа обсуждает все вопросы и выбирает один, который задаёт другим группам.

В третьем варианте так же, как и во втором, учащиеся самостоятельно по определённой теме составляют по одному вопросу, находят на него ответ, в группе обсуждают все вопросы, а затем задают их своим товарищам.

Как показывает опыт, применение «Бумеранга» впервые занимает на уроке много времени. По этой причине, попробовав раз и не получив нужного результата, учитель может отметить, что у него пропадает желание использовать этот метод ещё раз. Поэтому при использовании «Бумеранга» целесообразно постепенно переходить от простого варианта к более сложному.

 

Пример использования интерактивного метода обучения «Бумеранг» при обобщении
по разделу «Растения – часть живой природы»

Цель: закрепление, обобщение, систематизация и взаимопроверка усвоения изученного материала по разделу «Растения – часть живой природы»; формирование умений работать с учебником; развитие устной и письменной речи; формирование навыков группового взаимодействия.

Оборудование: цветная бумага для написания ответов; карточки разного цвета для каждого ученика; маршрутные листы для каждой группы.

1. Подготовительный этап

Учитель составляет список из четырёх тем, которые фиксируются на фоне определённого цвета (на доске или на слайде), например:

1) «Дикорастущие деревья» (жёлтый);
2) «Дикорастущие кустарники» (синий);
3) «Лекарственные растения» (зелёный);
4) «Ядовитые растения» (красный).

2. Индивидуальная работа

Каждый ученик выбирает одну из цветных карточек.

На фоне определённого цвета записаны вопросы по каждой теме.

По теме «Дикорастущие деревья»

1. В чём отличие дикорастущих растений от культурных?
2. Какие дикорастущие деревья относятся к лиственным, а какие – к хвойным?
3. Какие деревья ты умеешь отличать в природе? По каким признакам?
4. Каково значение дикорастущих деревьев в природе и в жизни человека?

По теме «Дикорастущие кустарники»

1. Какие из дикорастущих кустарников и по каким признакам ты можешь узнать в природе?
2. Какую пользу дикорастущие кустарники приносят животным и людям?
3. Почему крушину назвали крушиной?
4. Почему у многих кустарников зрелые плоды имеют красный цвет?

По теме «Лекарственные растения»

1. Какие лекарственные растения растут на территории нашей страны?
2. Какие из лекарственных растений относятся к травянистым растениям?
3. У каких растений целебными свойствами обладают листья, у каких – цветки?
4. Какие правила надо соблюдать при сборе лекарственных растений?

По теме «Ядовитые растения»

1. Какие ядовитые растения растут в Беларуси?
2. Как уберечь себя от отравления ядовитыми растениями?
3. Какова польза ядовитых растений?
4. Почему волчье лыко прозвали «лесной сиренью»?

Каждый ученик получает задание: подготовить устный ответ на вопрос. На выполнение даётся 3 минуты.

3. Работа в группах

Учитель формирует четыре группы по темам. В каждой группе выбирается «руководитель». «Экспертами» становятся подготовленные ученики. Вместе с учителем они оказывают помощь учащимся своей команды в поиске ответов, в их проверке, оценке, правильном выставлении баллов.

Каждая группа получает задание: устно ответить на полученный вопрос; записать вопрос на цветной бумаге (в соответствии с цветом темы) в конце листа.

Участники других групп пишут ответ на него в начале листа, чтобы другие команды не видели.

Работая в команде, каждый ученик устно отвечает на вопрос, многократно заслушивает ответы товарищей и, следовательно, хорошо запоминает учебный материал.

4. Представление команд (групп)

5. Заполнение маршрутного листа

Записывают названия всех групп под определённым номером.

Маршрутный лист

6. Проведение «Бумеранга»

После того как каждая группа выполнила предложенные задания (устно ответила на вопрос; записала вопрос на бумаге конце листа), учитель даёт определённое время (5 минут) для подготовки ответов на вопросы других групп. (Эти вопросы записаны на доске или представлены на слайде.)

Участники каждой команды, работая с учебником, ещё раз повторяют пройденный материал. (Иногда дети договариваются, кто на какой вопрос будет давать письменный ответ.)

После этого начинается обмен листочками с вопросами между группами. Каждая группа записывает ответ на вопрос в начале листа, указав название или номер своей группы, и сворачивает написанный текст, чтобы другие команды не видели. Пользоваться на этом этапе учебником нельзя.

По истечении времени (3 минуты) учитель даёт команду: «Закончить работу!» Группы заканчивают выполнение задания и передают листочки другим группам.

«Бумеранг» заканчивается, когда листочки с ответами возвращаются в свои группы.

7. Подведение итогов «Бумеранга»

Правила оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Каждая группа проверяет и оценивает ответы трёх групп, выставляет баллы в маршрутном листе. Оглашаются результаты. Выставляются результаты в сводную таблицу. Участники команд оценивают собственные ответа по всем трём вопросам и выставляют баллы в графе «Самооценка».

После выставления общей отметки группы обсуждают успехи своих товарищей, допущенные ошибки, готовят правильные ответы. Можно наградить медалями, но работа каждой команды должна быть отмечена.

 

V Рефлексивный

− Надеюсь, у вас всё получится! Успехов в освоении интерактивных методов!

− Хотелось бы услышать ваши впечатления и пожелания от мастер-класса. Оправдались ли ваши ожидания?

«ПОПС-формула»

Участники выражают свои мысли, формулируют своё мнение.
П – позиция. Нужно сказать, в чём заключается точка зрения. Для этого можно использовать формулировку: «Я считаю, что…», «Я согласен с…».
О – обоснование. Объяснение своей позиции. Здесь приводятся аргументы, подтверждающие мнение. Почему так думает? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, примеры. Начинать нужно со слов «Например …»

С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы. Начать можно: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…».

− Спасибо за внимание!

 

 

Список использованных источников

1 Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения : уч.-мет. пособие / С.С.Кашлев. – 2-е изд. – Минск : Тетра Системс, 2013. – 224 с.
2 Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений / В.С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2006. – 608 с.
3 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К.Селевко. – М. : Народное образование, 2005. – Т. 1. – 816 с.
4 Семенович, А.Г. Аттестация педагогических кадров. Приложение к журналу / А.Г.Семенович // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. – № 9. – С. 53–62.
5 Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф.Талызина. – М. : Просвещение, 1988. – 175 с.
6 Трофимова, Г.В. Человек и мир : учеб. пособие для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г.В.Трофимова, С.А.Трафимов. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017. – 144 с. : ил.
7 Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А.Цукерман. – Томск : Пеленг, 1999. – 268 с.
8 Шилова, Е.С. Учимся радостно, успешно, с интересом и улыбкой. 1–4 классы : методическое пособие для учителей / Е.С.Шилова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017. – 136 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий