Содействие формированию у учащихся ценностного отношения к нравственным идеалам личности. Материал можно использовать в воспитательной работе с учащимися колледжей, а также старшими школьниками.
Елена ГРИШЕЧКИНА,
преподаватель
УО «Гомельский государственный колледж строителей»
Цель: содействие формированию у учащихся ценностного отношения к нравственным идеалам личности
Задачи:
– изучить биографию Сенеки, а также идеалы и ценности учащихся;
– расширить представления учащихся о нравственных идеалах, способствовать их формированию у учащихся.
Форма проведения: философский стол.
Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал, компьютер, портрет философа, текст методики самооценки личности.
Ход мероприятия
Создание психологической атмосферы
Здравствуйте. Я очень рада нашей встрече. Сегодня мы будем думать, размышлять. А любое мероприятие проходит лучше, когда у нас хорошее настроение.
Приём «Золотые слова. Комплимент»
Объявление темы мероприятия
«Поговорим о нравственности» – тема нашего «философского стола». Проблема нравственности волновала людей ещё в античные времена. В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «нравственность» имеет следующее значение: внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». У каждого человека свой индивидуальный вкус, соответственно, свой нравственный идеал. В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «идеал» имеет следующие значения: 1) То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2) Совершенное воплощение чего-н. 3) Наилучший вид, элитный образец чего-н.
Организация работы
Напоминаю правила «круглого стола»:
– выслушай говорящего до конца;
– не перебивай другого человека;
– будь активен и внимателен.
Вопросы для обсуждения
1 Проанализируйте пословицы о нравственности.
В ком честь, в том и правда.
Береги честь смолоду.
2 Какими качествами должна обладать нравственная личность?
3 Что такое совесть? (Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)
4 Легко ли поступать по совести?
5 Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему?
6 Нужно ли прощать тех, кто заставил страдать?
7 Что такое милосердие? (Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)
8 Что вам известно о Доме милосердия в Гомеле? Посетите его и соберите информацию о нем. Расскажите о Доме милосердия своим друзьям, родным, знакомым. (В Доме милосердия на улице Советской, 146 а, малоимущим оказывают помощь не только добрым словом. В единственном на всю Беларусь приюте имени блаженной Матери Терезы нуждающимся предоставляют бесплатные горячие обеды.)
Примером нравственной личности может быть личность античного мыслителя Сенеки.
Сообщение учащегося о биографии Сенеки.
Луций Анней Сенека (лат-Lucius Annaeus Senecaminor), Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим). Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников. Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца, известного философа Сенеки Старшего) — римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Сенека родился на территории южной Испании более 2000 лет назад и получил образование в Риме. Родился в г. Кордуба (в настоящее время — испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона. В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью. В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору. Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона. С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора, а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника, влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство. Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив Нерону все приобретенное за долгие годы состояние. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору, возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним покончила с собой его супруга. Несмотря на все эти жизненные неурядицы, именно стоицизм оставался неизменным спутником нашего героя на протяжении всей жизни. В то же время, Сенека не ограничивал себя лишь Стоицизмом — он с легкостью заимствовал мудрые мысли философов других школ, например Эпикура, чьи цитаты также можно встретить в работах Сенеки.
Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные работы: «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», « О милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами, почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его «Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVI-XVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.
Анализ произведения «Нравственные письма к Луцилию»
Пристальное внимание к наследию Сенеки вовсе не удивительно. Сенека не просто писал о философии, но использовал её по назначению: как компас по жизни и как верную помощницу в делах переменчивой судьбы. А о капризности Фортуны Сенека знал не понаслышке — маятник судьбы философа качался от неслыханного богатства, до изгнания, от славы и почестей до принятия с достоинством приказа о самоубийстве от своего же ученика Нерона. И в этом есть уроки для каждого из нас, независимо от того, с чем мы в данный момент сталкиваемся в жизни. Приятно отметить, что произведения Сенеки читать не только легко, но и увлекательно, в отличие от многих философов древности. Очень значимой частью наследия Сенеки стали «Нравственные письма к Луцилию»
Читая письма Сенеки к его другу и соратнику, прокуратору Сицилии Луцилию, понимаешь, что философ был заслуживающим доверия и уважения другом, всегда готовым дать мудрый совет. Изучая сегодня эти письма, мы находим немало подсказок о том, как вести себя в отношении горя, богатства, гнева, злости, бедности, успеха и неудач, образования и множества других тем. Это отличное произведение, являющее собой квинтэссенцию жизненного опыта и философии великого стоика.
Сейчас, ребята, каждый из вас прочитает советы, цитаты из произведения «Нравственные письма к Луцилию» известного древнеримского поэта.
Учащиеся по очереди читают его советы.
Избранные цитаты Сенеки
«Не сожалей о том, что наша жизнь столь скоротечна и о том, как мало времени нам дано, задумайся лучше о том, как расточительно ты относишься к тому малому, что имеешь».
«Обдумывай заранее свой путь через сложности жизни: жесткие условия могут быть смягчены, ограничения могут быть расширены, и тяжесть бытия может стать намного легче для того, кто знает, как справляться с ними».
«Чаще пользуйся ушами, чем языком».
«Работай с умом, а не до ночи».
«Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе».
«Проводи время только с теми, кто делает тебя лучше. Допускай к себе только тех, кого ты сам сможешь сделать лучше».
«Пока мы откладываем жизнь, она проходит».
«Пусть все твои действия будут направлены к определенной цели, всегда имей в виду конечный пункт».
«Часто старики не имеют другого доказательства своей долгой жизни, кроме своего возраста».
«Говорят, что ничто не происходит с мудрым человеком, вопреки его ожиданиям».
«Поверь мне, гораздо лучше разбираться в балансовой ведомости чьей-то жизни, чем в балансовой ведомости торговли зерном».
«Жизнь данная нам не коротка — мы сами делаем ее таковой, расточительно относясь к самому ценному, что мы имеем — времени».
Ведущий читает практические упражнения Сенеки (Приложение 1).
Просмотр документального фильма «Сенека»
Индивидуальная работа
Работа с методикой самооценки личности (Приложение 2).
Подведение итогов
В заключение хотелось бы сказать, что на примере жизни Сенеки мы учимся нравственному самосовершенствованию, освобождению от страха смерти, ненужного честолюбия, неправильных мнений, дурных движений души… Качества нравственного идеала человека – доброта, внимание к людям, ответственность… Дополните этот список.
Учащиеся могут дополнительно составить индивидуальный список качеств нравственного идеала человека.
Я благодарю за творческое отношение к работе, за доверительный разговор.
Рефлексия
Учащиеся с ведущим составляют синквейн к слову «нравственность»:
Нравственность
Общественная, высокая
Помогает, исправляет, воспитывает
Прививает ценности человеку в жизни
Смысл, Мораль
Список использованных источников
1 Азбука этических ценностей : пособие для педагогов учреждений общ.сред. образования / В.Т.Кабуш [ и др.] ; под ред. В.Т.Кабуша. – Минск : Нац. ин-т образования, 2013. – 192 с.
2 Сенека, Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л.А.Сенека. – М. :Эксмо, 2010. – 576 с.
3 Электронный ресурс: Сенека // https://vk.com/video-44822526 456239030
Приложение 1
Практические упражнения Сенеки
1 Найди свой якорь
В своих письмах Луцию Сенека призывает друга выбрать себе ролевую модель, по примеру которой следует стараться жить. Конечно, эта идея не является изобретением стоицизма, но Сенека доказывает, что это действие является важным шагом на пути к добродетельной жизни. Выбранный нами герой снабдит нас принципами, которые помогут нам находить достойный выход даже в самых сложных и опасных обстоятельствах, а также стандарты, с которыми мы сможем сверять своё поведение и поступки день за днем. Как пишет Сенека:
«Так что выбери себе примером Катона, или, если Катон кажется тебе слишком суровым по отношению к себе, выбери Лаэлия, чей характер не столь строг. Выбирай того, чья жизнь, поступки, слова и сама внешность точно отражает характер, стоящий за ними. Обращайся к своему герою как к поддержке и используй его в качестве примера для подражания. Каждому, кто стремится к добродетельной жизни, следует иметь стандарт, с которым следует себя сравнивать и к которому стоит стремиться. Сложно выправить искривленное, не имея соответствующего шаблона».
2 Никогда не становись рабом своего богатства
Вернемся к парадоксальному сочетанию философии и богатства. Писатель Нассим Талеб, предлагает смотреть на этот кажущийся парадокс следующим образом: Сенека всегда стремился лишь к положительным сторонам богатства и с радостью использовал их, никогда не впадая в болезненную зависимость от своего состояния. Он был хозяином своего богатства, а не рабом. Брал только позитивное, стараясь отсекать негативные аспекты. Так и нам стоит регулярно оценивать своё отношение к дарам благосклонной Фортуны: не боимся ли мы потерять то хорошее, что имеем? Не становимся ли мы рабами своего материального достатка, положения и успеха? Как писал Сенека в трактате «О Счастливой Жизни», касательно богатства:
«Мудрец не считает себя недостойным подарков Фортуны: он не любит богатство, но предпочитает его бедности; он с радостью впускает изобилие в свой дом, но не в свое сердце; он не отказывается от плодов богатства, но сберегает их, желая лишь одного — чтобы его богатство позволяло ему ещё в большем объеме проявлять добродетель». Суммируя своё отношение к богатству, Сенека пишет: «Мудрый делает из своего богатства верного слугу, глупец же сам становится рабом своего богатства».
3 Усмиряй своё эго
Сенека прекрасно понимал, как наше эго может мешать нам учиться и развиваться. В сегодняшней культуре, раздувающей самолюбие каждого, мы привыкли слышать лишь восхваление. И мы всё больше и больше попадаемся на удочку этого самообмана. Как сказал один журналист, когда ты на каждом углу слышишь, что ты супермен, ты начинаешь и сам верить в это. Сенека предупреждал Луция об опасности этой иллюзии:
«Г лавным препятствием является то, что мы очень легко удовлетворяемся самими собой. Мы не довольствуемся умеренной похвалой, но принимаем как должное любую лесть, которой нас бессовестно осыпают. Мы соглашаемся с теми, кто называет нас лучшими и мудрейшими, несмотря на то, что слышали от них много лжи и неправды: мы опьянены собственной персоной так сильно, что желаем восхваления за добродетели, которыми мы вовсе не обладаем. Кто-то слышит о своих деяниях «самый великодушный», в то время как он творит пытки… В итоге мы не желаем ничего менять в своей жизни, так как мы верим, что уже достигли совершенства».
Приложение 2
Методика самооценки личности
Работа с методикой самооценки личности
Прочитайте слова и слева от них поставьте знак «+», характеризующий положительные качества вашего идеала. Справа поставьте знак «–» рядом со словами, выражающими качества, которыми ваш идеал не должен обладать. Из отмеченных положительных и отрицательных черт выберите присущие вам и обведите кружком значок возле этих слов.
Качества идеала |
Качества личности |
Качества антиидеала |
|
Агрессивность |
|
|
Беспечность |
|
|
Бескорыстие |
|
|
Гордость |
|
|
Дружелюбие |
|
|
Жестокость |
|
|
Заботливость |
|
|
Застенчивость |
|
|
Изнеженность |
|
|
Искренность |
|
|
Легковерие |
|
|
Лицемерие |
|
|
Мнительность |
|
|
Навязчивость |
|
|
Настойчивость |
|
|
Небрежность |
|
|
Непринуждённость |
|
|
Нерешительность |
|
|
Обаяние |
|
|
Отзывчивость |
|
|
Осторожность |
|
|
Подвижность |
|
|
Принципиальность |
|
|
Презрительность |
|
|
Равнодушие |
|
|
Расчётливость |
|
|
Самозабвенность |
|
|
Сдержанность |
|
|
Скупость |
|
|
Терпеливость |
|
|
Трусость |
|
|
Увлекаемость |
|
|
Уступчивость |
|
|
Холодность |
|
|
Чёрствость |
|
|
Честность |
|
|
Эрудиция |
|
|
Энтузиазм |
|
|
Эмоциональность |
|
|
Язвительность |
|