Олимпиадные задания по учебному предмету «Биология» для учащихся 6-го класса

- 13:51II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Материалы к урокам, Подготовка к олимпиадам

Часть А включает 50 тестовых заданий, каждое из которых имеет только один правильный ответ. Часть Б включает 10 определений соответствующих понятий. Часть В состоит из двух заданий, в которых необходимо соотнести элементы двух множеств. Часть Г состоит из 4 заданий, ответы заносятся в бланк ответов.

Татьяна ЛЕБЕДЬ,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»

 

 

 

 

 

Часть А

Включает 50 тестовых заданий, каждое из которых имеет только один правильный ответ. Необходимо выбрать единственный правильный ответ и занести его в бланк ответов.

1. Из клеток состоят:

А) только животные;
Б) только растения;
В) только грибы; 
Г) все живые организмы

2. Термин «клетка» был открыт:

А) Ж.Б.Ламарком;
Б) К.Линнеем;
В) Р.Гуком;
Г) А.Левенгуком

3. В растительной клетке находится клеточный сок в:

А) вакуоли;
Б) ядре;
В) пластидах;
Г) митохондриях

4. Чем ограничена от внешней среды животная клетка:

А) цитоплазмой;
Б) клеточной оболочкой;
В) цитоплазматической мембраной;
Г) ядерной оболочкой

5. Клетчатка (целлюлоза) входит в состав:

А) ядра;
Б) цитоплазмы;
В) клеточной оболочки;
Г) вакуоли

6. Впервые было подробно исследовано Р.Броуном в 1831 году:

А) пластиды;
Б) ядро;
В) вакуоль;
Г) цитоплазма

7. Лейкопласты встречаются в:

А) клубне картофеля;
Б) зрелых плодах шиповника;
В) в молодых стеблях растений;
Г) в лепестках цветков

8. Конечными продуктами клеточного дыхания являются:

А) белки, жиры, углеводы;
Б) углекислый газ и мочевина;
В) углекислый газ и вода;
Г) кислород

9. Вещества, поступающие в клетку, перемещаются благодаря движению:

А) цитоплазмы;
Б) вакуоли;
В) пластидам;
Г) цитоплазматической мембране

10. К прокариотам относят:

А) растения;
Б) грибы;
В) бактерии;
Г) животные

11. Грозди кокков – это:

А) стрептококки;
Б) диплококки;
В) стафилококки;
Г) бациллы

12. Не обязательная часть бактериальной клетки – это:

А) слизистая капсула;
Б) цитоплазма;
В) бактериальная хромосома;
Г) оболочка

13. Бактерии, которые живут совместно с другими организмами и приносят им пользу – это:

А) паразиты;
Б) сапротрофы;
В) симбионты;
Г) молочнокислыми бактериями

14. Бактерия стрептококк вызывает заболевание:

А) скарлатину;
Б) дизентерию;
В) холеру;
Г) туберкулез

15. Грибы отличаются от растений тем, что они:

А) имеют клеточное строение;
Б) поглощают из почвы воду и минеральные соли;
В) по способу питания гетеротрофные организмы;
Г) по способу питания автотрофные организмы

16. У какого протиста автогетеротрофный способ питания:

А) амеба обыкновенная;
Б) эвглена зеленая;
В) спирогира;
Г) хлорелла

17. Стигма присутствует у протиста:

А) хлореллы;
Б) инфузории туфельки;
В) эвглены зеленой;
Г) спирогиры

18. Раздел биологии, изучающий грибы – это:

А) альгология;
Б) микология;
В) микробиология;
Г) анатомия

19. Мицелий – это часть:

А) растения;
Б) гриба;
В) животного;
Г) протиста

20. Какие грибы делятся почкованием:

А) плесневые грибы;
Б) трубчатые грибы;
В) дрожжи;
Г) пластинчатые грибы

21. Какой из представленных грибов паразитирует на деревьях:

А) трутовик;
Б) спорынья;
В) головня;
Г) мучнистая роса

22. В симбиоз с деревьями вступает:

А) опенок;
Б) трутовик;
В) подберезовик;
Г) пеницилл

23. Значение грибницы состоит в том, что она:

А) служит местом образования спор;
Б) является пищей для животных, обитающих в почве;
В) поглощает воду с минеральными веществами из почвы и органические вещества из тканей растений;
Г) скрепляет комочки почвы и защищает ее от эрозии

24. Споры у грибов созревают в:

А) спорангиях;
Б) различных участках мицелия;
В) гаметангиях;
Г) сорусах

25. Результатом симбиоза гриба и одноклеточных водорослей является:

А) мхи;
Б) лишайник;
В) плауны;
Г) стрептококки

26. К низшим грибам относят:

А) опенок;
Б) мукор;
В) мухомор;
Г) боровик

27. У каких растений отсутствует корень:

А) мхи;
Б) плауны;
В) папоротники;
Г) хвощи

28. Хвоей у растений называют:

А) стебель;
Б) листья;
В) корень;
Г) цветок

29. Хлорофилл, содержащийся в хлоропластах растений, представляет собой:

А) гормон; 
Б) фермент;
В) пигмент;
Г) витамин

30. Значение хлорофилла в жизни растений:

А) защищает растительный организм от вредного воздействия солнечных лучей;
Б) служит источником энергии, необходимой для жизнедеятельности растений;
В) поглощает солнечную энергию, которая используется в процессе фотосинтеза;
Г) используется растением как питательное вещество

31. В процессе фотосинтеза растения:

А) поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
Б) выделяют кислород и поглощают углекислый газ;
В) поглощают и выделяют углекислый газ;
Г) поглощают и выделяют кислород

32. Почкованием размножается:

А) гидра;
Б) малина;
В) смородина;
Г) картофель

33. Черенок – это:

А) основание цветка;
Б) стеблевая часть листа;
В) основание плода;
Г) часть стебля с листьями и почками

34. Корневыми отпрысками размножается:

А) пырей;
Б) гладиолус;
В) малина;
Г) смородина

35. К холоднокровным животным относится:

А) летучая мышь;
Б) гадюка;
В) кит синий;
Г) синица

36. Во время линьки членистоногие сбрасывают:

А) крылья;
Б) членики конечностей;
В) кутикулу;
Г) роговые чешуйки

37. К разрушителям относятся:

А) насекомоядные птицы;
Б) растения;
В) бактерии;
Г) паразиты

38. Вымер на Земле:

А) тур;
Б) обыкновенная летяга;
В) венерин башмачок;
Г) пихта белая

39. К заповеднику относится:

А) Беловежская пуща;
Б) Браславские озера;
В) Нарочанский;
Г) Березинский биосферный

40. Валлиснерия – это:

А) растение;
Б) насекомое;
В) птица;
Г) рыба

41. Орнитология – это наука, которая изучает:

А) рыб;
Б) птиц;
В) млекопитающих;
Г) пресмыкающихся

42. Какой признак живых организмов изображен на рисунке:

А) рост;
Б) развитие;
В) размножение;
Г) питание

43. Какой этап деления клетки изображен под номером 5:

А) образование двух дочерних клеток;
Б) образование двух дочерних ядер;
В) расхождение хромосом к полюсам;
Г) выстраивание хромосом в центральной части клетки

44. Светочувствительный глазок у эвглены зеленой изображен на рисунке под номером:

А) 1;                      Б) 2;                      В) 3;                      Г) 4

45. У мха на рисунке под номером 4 изображены:

А) ризоиды;
Б) стебель;
В) листья;
Г) коробочка

46. Какой ученый изображен на рисунке:

А) Чарльз Дарвин;
Б) Роберт Гук;
В) Антони ван Левенгук;
Г) Иван Петрович Павлов

47. На рисунке изображен гриб:

А) пеницилл;
Б) трутовик;
В) мукор;
Г) дрожжи

48. На рисунке живой организм размножается:

А) делением пополам;
Б) спорами;
В) частями тела;
Г) почкованием

49. В какой экосистеме обитает птица, изображенная на рисунке:

А) озеро;
Б) луг;
В) лес;
Г) болото

50. На рисунке изображено животное, которое относится к:

А) ракообразным;
Б) паукообразным;
В) пресмыкающимся;
Г) млекопитающим

Бланк ответов

 

Часть Б

Включает 10 определений соответствующих понятий. Необходимо определить название термина и записать в таблицу.

Биологический термин

Определение термина

 

Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических

 

Женская половая клетка

 

Совокупность организмов разных видов, совместно обитающих на одной территории

 

Процесс образования в клетках растений (некоторых бактерий и протистов) на свет органических веществ из углекислого газа и воды

 

Отдельные компоненты среды, которые воздействуют на организмы

 

Совокупность пищевых взаимодействий между видами в экосистеме

 

Процесс слияния половых клеток

 

Совокупность организмов, сходных между собой по внешнему и внутреннему строению, обитающих на определенной территории в сходных условиях и дающих плодовитое потомство

 

Процесс поступления веществ через плазматическую мембрану из области, где их содержится больше, в область, где их меньше

 

Половые клетки

 

Часть В

Состоит из двух заданий, в которых необходимо соотнести элементы двух множеств. Ответы на задания занесите в бланк ответов.

Задание 1. Соотнесите представителей по царствам живых организмов:

Царства живых организмов Представители
1) Бактерии
2) Протисты
3) Грибы
4) Растения
5) Животные
А) хлорелла
Б) спорынья
В) туберкулезная палочка
Г) гидра
Д) эвглена зеленая
Е) тысячелистник
Ж) холерный вибрион
З) кукушкин лен
К) аскарида человеческая
Л) свинушка
1) 2) 3) 4) 5)
         

Задание 2. Соотнесите представителей по группам животных:

Группы животных Представители
1) Кишечнополостные
2) Черви
3) Моллюски
4) Ракообразные
5) Паукообразные
6) Насекомые
7) Рыбы
8) Земноводные
9) Пресмыкающиеся
10) Птицы
11) Млекопитающие
А) скорпион
Б) гадюка
В) тритон
Г) беззубка
Д) летучая мышь
Е) кукушка
Ж) острицы
З) креветка
И) кузнечик
К) щука
Л) актиния

 

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть Г

Состоит из 4 заданий, ответы заносятся в бланк ответов.

Задание 1. Рассмотрите рисунок «Строение клетки» и подпишите видимые структуры (1–6)

Номер

Название структуры клетки

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

 Задание 2. Рассмотрите рисунок «Строение бактерии» и подпишите видимые структуры (1–7)

Номер

Название структуры бактериальной клетки

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

Задание 3. Изучите рисунок «Строение амебы обыкновенной» и ответьте на поставленные вопросы. Подпишите видимые структуры (1–6)

3.1. Какие вещества выделяются из цитоплазмы в пищеварительную вакуоль, которые расщепляют захваченные объекты на отдельные вещества ________?

3.2. Как называется способ захвата пищи у амебы обыкновенной __________?

3.3. В каком состоянии переносит неблагоприятные условия амеба обыкновенная _____________________________________________________?

Номер

Название структуры амебы обыкновенной

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

Задание 4. Изучите рисунок «Устройство микроскопа» и заполните таблицу.

Название части микроскопа

Назначение

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий