Задачи мероприятия: укреплять чувство коллективизма; развивать умение аргументировать своё мнение, вести рассуждения; формировать представление о том, что такое дружба и понимание почему её нужно беречь.
Мария КОМОВА,
воспитатель группы продленного дня
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область
Класс: 4
Возраст: 9-10 лет
Цель: воспитание у учащихся нравственного отношения друг к другу и к окружающим.
Задачи: укреплять чувство коллективизма; развивать умение аргументировать своё мнение, вести рассуждения; формировать представление о том, что такое дружба и понимание почему её нужно беречь.
Оборудование:
сигнальные карточки (например, можно прикрепить смайлик скотчем к длинной деревянной шпажке);
пословицы;
лепестки с хорошими и плохими качествами человека;
видео «Настоящий друг» из юмористического киножурнала «Ералаш»;
картинки героев из мультфильмов;
проектор, компьютер;
карточки с фразеологизмами;
шаблоны ладошек и ствола дерева;
песня «Дружба крепкая».
Ход мероприятия
1 Организационный момент
– Добрый день, дорогие дети! Я очень рада вас видеть. Я уверена, что сегодня наше мероприятие принесет нам всем радость общения друг с другом.
– А каким бы вы желали видеть наше мероприятие? (Ответы учащихся)
– С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте», мне, пожалуйста. (На партах у учащихся лежат сигнальные карточки).
– Молодцы, спасибо большое! Я вижу, что настроение у всех хорошее, значит, мы можем начинать.
2 Сообщение темы
– Сегодня мы поговорим об очень значимом человеческом качестве. А для того, чтобы узнать о каком именно, давайте посмотрим на экран.
– Я попрошу вас посмотреть картину из знаменитого юмористического киножурнала «Ералаш», и отгадать, о чём будет наше мероприятие.
(Демонстрируется отрывок из Ералаша «Настоящий друг»).
– Так о чём же мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы учащихся)
– Абсолютно правильно, о дружбе.
– Ребята, а какую дружбу вы здесь увидели?
– Дружил ли по-настоящему наш герой?
– Был ли он прав в своих поступках?
– Каждый из нас хочет иметь настоящего друга. А если встретил его, то надо дорожить дружбой и ценить истинных друзей.
– А как вы думаете, можно ли прожить без друзей? Почему? (Ответы учащихся)
– Что, по вашему мнению, представляет собой истинная дружба? И в чём заключается её сущность? (Ответы учащихся)
– В словаре есть такое определение: «Дружба – это близкие отношения двух и более людей, которые основываются на взаимном доверии и общих интересах».
– А что для вас значит слово «Дружба»? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете, лучше иметь одного друга или много знакомых? Почему? (Ответы учащихся)
«Дружба крепкая у нас» – это тема нашего мероприятия. И в конце мероприятия мы должны будем составить правила дружбы.
3 Основная часть
Задание «Собери пословицы»
– Итак, наше мероприятие я предлагаю начать с пословиц и поговорок о дружбе. Первое задание называется «Собери пословицы». На доске вы видите пословицы, но они все перепутаны. Ваша задача – соединить их правильно. (Учащиеся по очереди выходят к доске и соединяют пословицы).
– Отлично, вы хорошо справились с этим заданием!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
– А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Это я, это я, это все мои друзья». Правила игры таковы: если вы согласны с утверждением, то хором говорите: «Это я, это я, это все мои друзья», если нет, то просто молчите.
– Вы готовы?
– Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
– Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
– Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться?
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
– Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
Задание «Составь цветок дружбы»
– Вы замечательно справились с этим заданием. А сейчас давайте узнаем, что такое «Цветок дружбы» и как его создать?
– Ребята, как вы считаете, что значит этот цветок? (Ответы учащихся)
– Правильно, это качества, на котором основывается наша дружба.
– Конечно, я согласна с вами, что дружба очень важна для человека. Дружбу действительно следует ценить и уважать. Я готова помочь восстановить ваш цветок дружбы.
– Пожалуйста, используйте эти слова, чтобы восстановить лепестки и вернуть нашему цветку его полное великолепие.
Слова: помощь, доброта, скромность, забота, внимание, отзывчивость, доверие, честность, злость, лживость, хвастовство, жадность, грубость, равнодушие, эгоизм, зависть.
(Дети крепят лепестки).
– Цветок получился действительно красивым.
– Почему вы выбрали эти лепестки?
– А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему?
– Давайте отдохнем немного. Для этого я попрошу вас встать со своих мест.
Физкультминутка
https://drive.google.com/file/d/12bVbV4RVtF15Dt5Mep1a5AOydbI0T5uR/view?usp=drive_link
Задание «Отгадай загадки о дружбе»
– Теперь, когда отдохнули, давайте продолжим наше дружное мероприятие.
– Дружба – это такое качество, которое встречается везде и во всём. А вот где, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
– Молодцы, вы отгадали все загадки, а сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова.
Игра «Волшебные слова»
– Чтобы быть хорошим другом, нужно быть вежливым и внимательным к своим друзьям. Сейчас мы это и проверим. Пожалуйста, слушайте меня внимательно и продолжите мои фразы. Отвечайте хором.
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь… (Добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем… (До свидания)
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста… (Извините)
До чего ж оно красиво
Слово доброе… (Спасибо)
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше… (Не перебивай)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее… (Извинить, простить)
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (Спасибо)
И во Франции, и в Дании на прощание говорят нам… (До свидания)
Викторина «Кто с кем дружит»
– Следующее задание – викторина на тему «Кто с кем дружит?». На доске есть изображения героев из известных мультипликационных фильмов, и вам нужно будет найти пару.
– Отлично! Следующая игра называется «Найди вторую половину».
Игра «Найди вторую половину»
– Я сейчас вам раздам листочки, на которых в первом столбике указаны фразеологизмы, а во втором – их значения. Но они перепутаны. Ваша задача соединить их правильно. (Повторить понятие фразеологизм).
– Ребята, отличная работа!
4 Заключительная часть
– Наше мероприятие подошло к концу. Давайте сейчас узнаем, что вы запомнили.
– Что такое дружба?
– Как вы понимаете слово друг?
– Понравилось ли вам сегодня?
– Я очень рада, что вам было интересно! А в конце нашего дружного мероприятия мне хотелось бы добавить: помогайте друг другу в трудную минуту и ищите хороших, верных друзей. Такая дружба продлится всю вашу школьную, и не только, жизнь!
5 Рефлексия
– Я надеюсь, что у каждого из вас есть настоящие друзья, которые верны, умеют ценить дружбу, всегда помогают. Давайте сделаем с вами наше дерево дружбы.
– Ребята, я предлагаю вам на дерево прикрепить ладоши, которые символизируют руку дружбы.
(Звучит песня «Дружба крепкая». Дети крепят ладоши под песню).
6 Итог мероприятия
– А теперь, встав в круг, давайте скажем друг другу слова нашего знаменитого мультипликационного героя Кота Леопольда – самого доброго и терпеливого кота: «Давайте жить дружно!»