Строение словосочетания. Грамматическое значение словосочетания (ознакомление). Урок русского языка в 8-м классе

- 13:58II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Актуализация и углубление знаний учащихся о словосочетании, его строении и грамматическом значении.

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

Цель: актуализация и углубление знаний учащихся о словосочетании, его строении и грамматическом значении.

Задачи:

– научить различать словосочетания и сочетания слов, не являющиеся словосочетанием; определять грамматическое значение словосочетания; разграничивать именные, глагольные, наречные словосочетания;

– употреблять синонимичные словосочетания в предложении.

Задачи личностного развития и воспитания:

– способствовать формированию читательской грамотности учащихся посредством озвучивания схематического (опорного) конспекта, работы с текстами;

– создать условия для воспитания таких духовно-нравственных ценностей, как сострадание, милосердие, отзывчивость.

Тип урока: углубленное повторение изученного.

Форма урока: урок-практикум.

Организация деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, плакат с изображением моря, карточки с изображением морских звёзд, баскетбольного и футбольного мяча, разноцветные жетоны для деления на группы, карточки с тестом и текстом, магниты.

 

Ход урока

I Организационный момент. Мотивация

– Здравствуйте, ребята. Предлагаю начать наш урок с притчи «Морские звезды». Определите ее основную мысль.

Однажды во время прилива на берег принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив, и огромное их количество стало высыхать на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море. К нему подошёл человек и сказал:

– Но это просто глупо, оглянись! Здесь лежат миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: …

– Предположите, что мог сказать мальчик. (Примерные ответы учащихся: «А может, что-то изменят», «Я буду очень стараться», «Вы и вправду думаете, что не стоит?», «Может, вы и правы»).

– Послушайте концовку: «Мои попытки изменят очень многое для этой звезды».

– Какую мысль доносит до нас эта притча? (Примерный ответ: «Не бывает маленькой помощи, бывают большие и добрые сердца»).

– А как называют людей, которые часто в ущерб себе, своему времени, а иногда и здоровью безвозмездно помогают другим? (Волонтеры или добровольцы).

Словарная работа

– Расскажите о происхождении этого слова.

Сообщение учащегося:

Волонтер – слово французского происхождения: volontaire – «волонтёр», далее из лат. voluntarius – «добровольный, действующий по своей воле», из voluntas – «воля, желание, хотение», далее из volo – «хотеть, желать».

Слово имеет русский синоним «доброволец». Волонтеры – это люди, которые добровольно занимаются благотворительной деятельностью без получения денег и финансовой выгоды. Они готовы пожертвовать своим временем, усилиями, чтобы помочь нуждающимся, поддержать социальные и экологические инициативы.

– А знаете ли вы, ребята, что 2024 год объявлен Годом волонтерского движения в СНГ? Что вы знаете о волонтерской деятельности, ее направлениях, есть ли среди нас такие люди, готовы ли вы стать волонтерами? Сегодня мы порассуждаем над этой темой. Вы будете работать не только самостоятельно, но и в парах и группах, поэтому умение оказывать помощь вам пригодится. 

– Запишите дату, словосочетание «классная работа».

 

II Тема, задачи урока

– Посмотрите на левую сторону доски. Что вы видите на ней (Приложение 1)? (Звезду.)

– А на второй стороне (Приложение 1)? (Морские звезды.)

– Почему вы по-разному назвали то, что увидели? (Потому что на второй стороне доски изображения более конкретные, чем на первой.)

– Что представляют собой конструкции «Звезда» и «Морские звезды»? (Слово и словосочетание.)

– Сегодня мы повторим и углубим знания по теме «Словосочетание», которую вы изучали в начальной школе и в пятом классе.

Запишите тему урока: «Строение и грамматическое значение словосочетания».

В качестве домашнего задания вам было предложено изучить материал § 8 учебника [3, с. 37–42] и отметить то, что знакомо, знаком «+»,новое – восклицательным знаком, непонятное – вопросительным знаком. Кроме того, вы составляли опорный конспект параграфа, чтобы проще было восстановить правило.

– Что в параграфе вам было знакомым? (Ответы учащихся)

– С чем вы столкнулись впервые? (Ответы учащихся)

– Какой материал вызвал вопросы? (Ответы учащихся)

– Подумаем над тем, какие задачи мы будем решать на уроке, и сформулируем их. Чтобы вам было проще, предлагаю продолжить предложения, которые вы видите на экране (по ходу озвучивания продолжение предложения появляется на экране):

Вспомним:
из чего … (состоят словосочетания);
что такое … (смысловая) связь, (грамматическая) связь, (грамматическое) значение словосочетания.

Научимся различать:
1) словосочетания и … (сочетания слов, не являющиеся словосочетанием);
2) грамматическое … (значение словосочетания);
3) вид словосочетаний по … (способу выражения главного слова).

Сможем:
употребить синонимичные … (словосочетания) для построения … (предложения).

– А еще мы с вами поможем морским звездам вернуться в свою стихию.

В процессе урока вы будете выполнять задания и зарабатывать баллы, которые запишете в тетрадях. 

 

III Актуализация знаний «Знакомство с эмблемой волонтерского движения»

1. Озвучивание опорного конспекта «Словосочетание»

– Обратимся к домашнему заданию. Используя свой опорный конспект, озвучьте материал.

Отвечает один учащийся, вызванный по технике «неподнятой руки».

2. «Тестирование на профпригодность»

– Итак, вернемся к теме волонтерства. Как вы думаете, что является символом этого движения? (Ответы учащихся)

– Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, вам предстоит решить тест, состоящий из 12 заданий. Возьмите бланки с тестом (Приложение 2), подпишите их.

Прочитайте утверждения, определите, верны они или нет. Если утверждение верное, ручкой обведите букву, расположенную в колонке со знаком «+», если неверное, то со знаком «–». На выполнение задания вам дается 2 минуты.

– А сейчас обменяйтесь бланками и проверьте правильность выполнения по ключу, который видите на экране. Ошибки исправляйте карандашом: неправильный ответ зачеркните, правильный – обведите.

Взаимопроверка

– Прочитайте, какая фраза у вас получилась. Если всё выполнено правильно, должно получиться выражение «Символ – цветок». Этот цветок был фоном на бланках с тестом. 

Символ появляется на экране.

– Являются ли эти слова словосочетанием? Почему нет? (Примерный ответ: это предложение).

 Какой знак препинания нужно поставить? Почему? (Между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в И.п. ставится тире.)

– Запишите предложение в тетрадь.

– Давайте определим, в чём заключались ошибки в утверждениях под № 4, 5, 6, 9 и 12. (Выбор отвечающего осуществляется по технике «неподнятой руки»).

– За правильно выполненное задание вы получаете 2 балла. Если были 1–2 ошибки, поставьте 1 балл. Если допущено больше двух ошибок, поставьте 0.

 

IV Углубленное повторение с попутным закреплением

1 Тема «Социальное волонтерство»

Фронтальная беседа

– Знаете ли вы, какие существуют направления в работе волонтеров?

– Посмотрите на экран, определите, какие направления иллюстрируют рисунки. (Ответы учащихся)

– Среди множества направлений выделяются такие, как социальное, спортивное, экологическое волонтерство.

Какова задача социального волонтерства, по-вашему? (Оказание различных видов помощи инвалидам, одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам, ветеранам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, неполным семьям.)

– Эту задачу решают и в нашей школе. Под руководством учителя английского языка Людмилы Антоновны Захаревич учащиеся 9-х классов посещают социальный приют, дома совместного самостоятельного проживания в Белковщине, в Лылойтях, где их ждут те, кто оказался в трудном положении. Ребята готовят концерты и передают подарки, которые собирают учащиеся школы и их родители.

Есть и другие способы помочь нуждающимся.

Работа с текстом «Великое в малом» [2, с. 67]

– Давайте познакомимся с одной из ситуаций социального волонтерства и отработаем наши знания на практике. Прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль.

Читает учащийся.

Великое в малом

Однажды зимой с телевизионных экранов прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

Люди сидели в уютных квартирах, никто за ними не следил. Любой мог потом сказать, что не смотрел телевизор и обращения не слышал. Но контролёр всё же у большинства был – совесть. Люди ехали в больницу. Через тридцать минут здесь было триста двадцать человек. Пострадавшего спасли.

Журналист встретился с некоторыми из доноров. Они действовали, исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. У них не было других мотивов. Поступок этих людей – не подвиг, а выполнение нравственного долга.

Но тот, кто на это способен, может сделать и гораздо большее. Одно берёт начало в другом. Большое – в малом, великое – в большом.

– Какую мысль доносит до читателя автор этого текста? (Основная мысль: «Каждый человек, который может пожертвовать личным благополучием ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее».)

Анализ словосочетаний «Помощь другу» (работа в парах)

– Переверните листы с текстом и выполните задание в парах: распределите сочетания слов из выделенного предложения на две группы: словосочетания и не словосочетания. У словосочетаний укажите крестиком главное слово и грамматическое значение, у конструкций, которые не являются словосочетаниями, определите, что они собой представляют (Приложение 3). На выполнение задания вам дается 5 минут.

– Дополнительное задание для тех, кто справится раньше, – подчеркнуть все члены в выделенном предложении.

– А теперь проверьте себя. Читаем и анализируем словосочетания и конструкции, не являющиеся словосочетаниями.

Озвучивание решения двумя учащимися. Отвечающие выбираются по технике «неподнятой руки».

Словосочетания

Не словосочетания

Каждый человек (предмет и признак)

Не каждый (частица + мест.)

Пожертвует благополучием (действие и предмет)

Человек пожертвует (грам. основа)

Личным благополучием (предмет и признак)

Ради помощи (предлог + сущ.)

Пожертвует ради помощи (действие и предмет)

 

Помощи другому (предмет и признак)

 

– Поставьте 3 балла, если ошибок нет, 2 балла при наличии 1–2 ошибок, 1 балл, если допущены 3–4 ошибки. Если ошибок 5 и больше, поставьте 0.

Выполнение дополнительного задания проверяет учитель индивидуально.

 

Гимнастика для глаз

– Даже волонтерам необходим отдых, а мы с вами только учимся ими быть. Пришло время остановиться и сделать гимнастику для глаз (Приложение 4).

 

2 Тема «Спортивное волонтерство»

– Продолжаем наше знакомство с волонтерской деятельностью и после гимнастики перейдем к спортивному волонтерству. В чем, по-вашему, может заключаться деятельность спортивных волонтеров? (Спортивное волонтёрство – добровольческая деятельность, связанная с участием в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, проектов и программ по популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни.)

Распределительный диктант «Лишний инвентарь» (самостоятельная работа)

– Одна из задач спортивных волонтеров – проверка и маркировка инвентаря. Со спортивным азартом приступим к выполнению следующего задания. Прочитайте словосочетания из упражнения 58 [2] и определите, в каком стиле они могут быть использованы. (Официально-деловой стиль.)

– Определите виды словосочетаний по способу выражения главного слова, найдите «четвертое лишнее». Задание выполняйте по вариантам (по 1 строчке на каждый вариант). Запишите «лишнее» словосочетание на соответствующую карточку: именное – на футбольный мяч, глагольное – на волейбольный (Приложение 5). Укажите главное слово и его часть речи. «Лишний инвентарь» положите в соответствующую коробку: именные – в коробку с футбольными мячами, глагольные – в коробку с баскетбольными мячами. Карточку-мяч подпишите. Оставшиеся словосочетания запишите в тетрадь, укажите их вид по способу выражения главного слова. Работаете самостоятельно 3 минуты.

1) музейный фонд, готов к сотрудничеству, коллекция картин, осуществлявший надзор; (именные – глагольное)

2) находящийся на учёте, обеспечив сохранность, доступ к материалам, создать условия; (глагольные – именное)

3) предоставление информации, организаторы выставки, приобретение коллекции, изучать фонды; (именные – глагольное)

4) поддержание традиций, приносящий доходы, характерный для территории, в течение будущего года; (именные – глагольное)

5) вновь создаваемый, предварительно подготовленные, временно запрещено, о внесении изменений; (глагольные – именное)

6) далеко от истины, недостаточно прочно, изложенный выше, близко к центру (наречные – глагольное)

Дополнительное задание для тех, кто справится раньше, – на оставшемся мяче записать «лишнее» словосочетание, подходящее по условию задания, из другого ряда.

После записи учащиеся передают «лишний инвентарь» в коробки, стоящие на учительском столе.

– Читаем ряды и называем «лишнее» словосочетание в каждом из них. (Выбор отвечающего осуществляется по поднятой руке).

Самопроверка по ключу

Именные

Глагольные

доступ (сущ.) к материалам
о внесении (сущ.) изменений

осуществлявший (причастие) надзор
изучать (глагол) фонды
приносящий (причастие) доходы
изложенный (причастие) выше

Содержимое коробок во время самопроверки проверяют учащиеся, занимающиеся в Школе интеллектуального развития по русскому языку и являющиеся победителями районного этапа олимпиады.

– Были ли ошибочные варианты в коробках? Озвучьте их. Объясните суть ошибки.

– За правильно выполненное задание поставьте 2 балла, за одну ошибку – 1 балл, если допущены 2 и больше ошибки – 0.

 

3 Тема «Экологическое волонтерство»

Фронтальная беседа

– Давайте обратимся к задачам и определим, какие из них мы уже выполнили. (Вспомнили, из чего состоят словосочетания, что такое смысловая, грамматическая связь, грамматическое значение словосочетания; научились разграничивать словосочетания и сочетания слов, которые не являются словосочетаниями; смогли определить грамматическое значение словосочетаний и вид словосочетаний по способу выражения главного слова.)

– А выполнить последнюю задачу – использовать словосочетания для построения предложения – нам поможет экологическое волонтерство. Кто такие эковолонтеры? (Эковолонтеры – это люди, которые добровольно и бескорыстно участвуют в экологической деятельности организаций, направленной на решение проблем экологии. Это люди, неравнодушные к судьбе планеты.)

– В нашей школе есть неравнодушные педагоги и учащиеся, которые проводят мероприятия экологической направленности или участвуют в них. Это, например, акции «Поможем зимующим птицам», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Новая жизнь в обмен на крышечки», декада «Будь природе другом» и другие мероприятия. 

Деление на группы

– Сейчас вы тоже сможете стать эковолонтерами и спасти морских звезд, которых выбросило на берег. Цвет вашей звезды решит судьба. Вытягиваем жетон и садимся в ту группу, где находится звезда такого же цвета.

Пока происходит жеребьёвка, необходимо разложить «морских звезд» на пять парт для работы в группе.

Творческое задание «Лингвистический эксперимент»

– А теперь выполните следующее задание: перед вами заготовки для правил (Приложение 6). Ваша задача, работая в группе, восстановить правило: подобрать подходящие по смыслу словосочетания, заменить их синонимичными, записать правило на звезде, которая вам досталась, и в тетрадь. Например: «красота природы – природная красота». На выполнение задания вам дается 2 минуты.

– Озвучьте правила, которые у вас получились. Соблюдая их, мы сможем помочь природе.

Презентация работы в группе: выходит один человек, озвучивает результат и магнитом прикрепляет морскую звезду на мольберт с изображением моря. Правила поочерёдно появляются на экране.

– Поставьте 2 балла, если ошибок нет, 1 балл при наличии 1 ошибки и 0, если задание выполнено неправильно.

 

V Подведение итогов урока

– Посчитайте баллы, которые вы заработали на уроке. Добавьте дополнительный балл за озвучивание опорного конспекта, выполнение дополнительных заданий (разбор предложения по членам, запись «лишнего» словосочетания из другого ряда), презентацию работы в группе, активное и продуктивное участие в обсуждении темы волонтерства (назвать фамилии).

– Поднимите руки те, кто заработал максимум. У кого 9? 8? 7? Что у вас не получилось выполнить правильно? (Выслушиваются ответы 2–3 учащихся).

– Те ребята, которых устраивает результат, сдают свои работы на перепроверку. Если наши отметки совпадут, я выставлю их в журнал.

 

VI Домашнее задание

– Те, кто справился со всеми заданиями урока и получил 9–10 баллов, выполняют по желанию творческое задание по упражнению 60. Остальные повторяют § 8 и выполняют упражнение 59. 

 

VII Рефлексия

– Посмотрите небольшое видео [1]. Подумайте над смыслом слов героя мультфильма (Приложение 7).

«Делай добро и бросай его в воду» – как вы понимаете эти слова? (Примерные ответы учащихся: «Не стоит рассказывать всем подряд, что хорошего ты сделал», «Добрые дела делаются тихо».)

– Сегодня вы делали доброе дело для себя – учились. Что полезного вы вынесли с этого урока? Ответьте словосочетанием.

(Грамматическое значение, правила волонтеров, отключать зарядку, сортировать мусор, строение словосочетания, спасали звёзд и др.)

– В конце урока позвольте дать вам наказ: забудьте о том, что хорошего вы сделали людям. Не ждите благодарности. Ведь чаще всего они вас об этом и не просили. Делайте добро и бросайте его в воду. Оно к вам обязательно вернется.

Урок окончен.

 

Список использованных источников

1 Дед мой говорит: «Делай добро и бросай его в воду» [Видеозапись]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=yakdt-l-4Y4&t=14s. – Дата доступа: 26.09.2024.
2 Мурина, Л.А. Русский язык: учеб. пособие для 8 кл. учреждений общ. сред. образования, с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А.Мурина [и др.]. – Минск : Академия образования, 2024.
3 Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общ. сред. образования: тексты для изложений / Сост.: Г.В. Галкина [и др.]. – Минск : НИО, 2022.

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Тест «Строение и грамматическое значение словосочетания»

 

Приложение 3

Распределительный диктант

Распределите сочетания слов на две группы: словосочетания (укажите в них главное слово и грамматическое значение) и не словосочетания (укажите, что представляет собой каждая из конструкций).

Образец:

       ×

приехал в дом (действ. + предмет);                      мимо дома (предлог + сущ.).

Не каждый, каждый человек, человек пожертвует, пожертвует благополучием, личным благополучием, пожертвует ради помощи, ради помощи, помощи другому.

 

Приложение 4

Гимнастика для глаз

1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке парты, затем выдохнуть. Повторить 5–6 раз.

2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5–6 раз.

3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.

4. Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5–6 раз.

5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдыхая. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнув. Повторить 5–6 раз.

6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 5-6 сек., перенести взор на кончик носа на 5–6 сек. Повторить 5–6 раз.

7. Исходное положение – сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.

 

Приложение 5

 

  

Приложение 6

Заготовки для правил «Как помочь природе»

I. Замените __________ на экологические _____________.

Для справок: мешочки из ткани, полиэтиленовые пакеты.

II. Откажитесь от __________ и кофе в ___________________.

Для справок: стаканчики из пластика, пакетированный чай.

III. Используйте _______________ вместо _______________.

Для справок: салфетки из бумаги, тканевые полотенца.

IV. Сортируйте _____________, прежде чем выбросить их в _________.

Для справок: мусорный контейнер, отходы быта.

V. Отключите от сети __________, если нет __________________ его.

Для справок: нужда в использовании, устройство для зарядки.

 

Приложение 7

Ссылка на видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=yakdt-l-4Y4&t=14s

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий