Занятие предназначено для учащихся младшего школьного возраста и способствует формированию гражданско-патриотических чувств, интереса к изучению белорусской культуры через ознакомление с национальным костюмом как одним из этнических атрибутов белорусского народа.
План-конспект занятия предлагается педагогам дополнительного образования, учителям, а также родителям, которые активно развивают у своих детей творческие умения и навыки и формируют интерес, любовь к Родине.
Наталья ДИМИТРИАДИ, педагог дополнительного образования,
Наталья КОВАЛЕВА, методист,
ГУО «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева»
agatmogilev@yandex.by
Тема занятия: «Знакомство с народным белорусским костюмом»
Цель занятия: изготовление куклы в народном белорусском костюме.
Задачи:
– познакомить учащихся с историей белорусского национального костюма, белорусским орнаментом;
– научить основам построения композиции, соблюдению пропорций фигур; выполнить графическое (аппликативное) изображение фигуры в белорусском костюме;
– формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражению этих представлений в оформлении национального костюма;
– воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Тип занятия: изучение нового материала.
Продолжительность занятия: 2 часа (45 + 45).
Возраст учащихся: 7–9 лет.
Оборудование:
– зрительный ряд – иллюстрации костюмов регионов Беларуси, образцы кукол в народных костюмах, выставка детских работ в техниках «пластилинография», «соломоплетение», «папье-маше».
– материалы и инструменты – заготовки шаблонов – элементы белорусского костюма; заготовки силуэтов кукол из пластиковых бутылок; природные материалы и тесьма для украшения, ножницы; клей ПВА, гуашь, кисти, емкость для воды, фломастеры;
– музыкальный ряд – вариации белорусских песен «Спадчына» (Я.Купала, И.Лученок), «Мой родны кут» (Я.Колас, И.Лученок)).
– ТСО – мультиборд.
План занятия
I Организационная часть (10 минут)
II Основная часть (60 минут)
Подготовка учащихся к активно-познавательной деятельности.
1 Актуализация знаний (10 минут)
Знакомство с выставкой кукол. Рассказ педагога об истории белорусского костюма.
2 Объяснение нового материала (10 минут).
Повторение правил безопасного поведения при работе с ножницами.
Объяснение последовательности выполнения практической работы.
Перерыв (10 минут)
3 Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога (индивидуальная работа с отдельными учащимися) (39 минут).
Физкультминутка.
Раскраска заготовки (ПЭТ бутылка в технике папье-маше).
III Подведение итогов (10 минут).
IV Уборка рабочих мест (10 минут).
Ход занятия
1 Организационный этап (приветствие, подготовка рабочего места к работе). Приветствие, проверка готовности к занятию.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите на иллюстрации и на выставку кукол. Попробуйте угадать, какая тема нашей работы сегодня? (Куклы в национальных костюмах).
Сообщение темы и цели.
2 Подготовка учащихся к активно-познавательной деятельности
Педагог. Сейчас мы послушаем песню и ответим на вопрос, о чем песня? (Песня о Беларуси, о Родине)
Звучит песня «Спадчына».
Ребята, наше занятие посвящено национальному белорусскому костюму. Это не тот костюм, который мы видим в магазинах и на людях сегодня. А национальный народный костюм наших далеких предков. Почему мы должны знать и помнить белорусские традиции? В наше время где вы встречали людей в таких костюмах? (Ответы детей).
Посмотрите на иллюстрации.
Демонстрируются иллюстрации
Костюмы сделаны своими руками. Издревле белорусы выращивали лен, обрабатывали его и из полученного полотна шили себе одежду. Комплекс белорусской национальной одежды еще называют – строй.
Белорусский костюм – это комплект одежды, обуви и аксессуаров, украшений, который использовался белорусами в повседневной жизни и в праздничные дни. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах.
Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. В разных областях нашей Родины сложились разные, характерные для каждой местности костюмы. Костюм имел определенные особенности: чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понемонье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.
Отчасти именно одежде обязаны своим названием белорусы: вплоть до середины XIX века белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и ученые.
Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, чем мы с вами сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и изо льна, благодаря которому получали буквально все, от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Беларусь для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые. Простые люди – крестьяне – для одежды использовали ткани собственного производства, окрашивая их с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод; и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-желтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.
Посмотрим несколько образцов костюмов и попробуем определить, что у них общего и чем они отличаются? Давайте сейчас обратимся к нашей выставке, и ответим на вопрос, какие из этих костюмов народные? (Ответы детей)
Во все времена ценились вещи, сделанные руками человека. Способных и трудолюбивых людей называли мастерами. Огромное количество пословиц посвящено труду и умению: «Умение везде найдет применение», «Не будет скуки, когда заняты руки», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается». А какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете? (Учащиеся вспоминают пословицы и поговорки о труде).
Звучит музыка.
Со времен глубокой древности и почти до середины 19-го века девочки в белорусских деревнях учились прясть, ткать, шить, вышивать. Ведь от мастерства хозяйки в этих видах домашнего ремесла во многом зависело благосостояние семьи. Именно она изготавливала одежду для себя, мужа, детей, а также для домашнего обихода.
А что должны были уметь изготавливать мальчики? Конечно, строить дом, делать мебель. От мастерства мужчины зависело, каким будет его дом, мебель в доме.
Демонстрируются иллюстрации
Белорусский костюм приобрел завершенность и сложился как единый художественный образ в конце 19-го века. Костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форму; отдельные элементы сохранились и используются сейчас, например, старинный орнамент и полосатый декор.
В древние времена считали, что орнамент оберегал от зла, был обращением к богам с просьбой о помощи и защите, орнамент рассказывал, какие люди живут в той или иной местности, выделял белорусов среди других народов. Белорусский орнамент – это традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий назад. Цвета символов имеют разные характеристики. Белый фон – цвет чистоты. Красный – цвет солнца, жизни. У белорусов не было символов смерти. Сохранившиеся символы – очень сильные знаки, которые должны оберегать человека, хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они оберегают и помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.
Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты – мать и ребенок, которые воодушевляли мастеров и художников всех времен. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.
Своеобразны орнаменты Могилевщины. На Дрибинской земле знаки – солнце, земля и жизнь – это ромб, ломаная линия и круг. На аутентичной одежде (рубахе, фартуке) могилевского крестьянина можно встретить вышитые розы с листьями в красно-черной гамме. В цветовом решении тканых и плетеных белорусских поясов преобладает красный цвет, но иногда орнамент включает в себя зеленый и синий цвета, чего в других областях Беларуси нет. В орнаменте первоначально использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими. В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.
Нашитые полоски орнамента на воротнике, рукавах, по низу одежды, служили остерегающим знаком от злых духов, давали силу в работе – так орнамент играл в украшении костюма основную композиционную роль.
Существовало много регионов Беларуси, и в них 22 самостоятельных костюма.
Итак, из каких же элементов состоит белорусский костюм?
Мужской костюм:
– полотняная сорочка (носили навыпуск, с поясом);
– ноговицы (калоши, обкрученные онучами, обували лапти или кожаные постолы (напоминают современные чешки);
– комизелька (безрукавка),
– головной убор – соломенная шляпа (брыль с широкими полями в 4–10 см, высотой примерно сантиметров в 10; на Полесье вокруг повязывали узорчатую тесьму, плетеную из черного конского волоса и суровых ниток), ближе к Витебску – герка (магерка) – шапка, валянная из шерсти, серого или коричневого цвета;
– законченность ансамблю придавала кожаная сумочка – шабета;
– пояс на Беларуси передавался от отца к сыну; богато украшен вышивкой.
Женский комплект
Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с рубахой и поневой (из нескольких кусков ткани на талии), фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Беларуси, два последних в восточных и северо-восточных районах.
Женский костюм:
– самотканая сорочка;
– юбка;
– фартук;
– обувь – лапти; в холодную погоду – постолы; сапоги и женские башмаки (чаравики) по праздникам или в наиболее зажиточных семьях;
– головной убор (женский) – намёт, намитка, скиндачка (девичий) – полоса полотна с орнаментом на концах;
– украшались богатым орнаментом, обвязывались кружевами;
– фигуру подчеркивал гарсет (безрукавка).
Украшения: подвески из простых металлов, кости, камней, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных – иногда жемчужные, рубиновые).
Игра – пазл «Национальный костюм»
Сейчас из имеющихся элементов составим белорусский народный костюм: мужской или женский. Из каких элементов он состоит? Какой костюм будете вы изготавливать?
Подготовка к практической части.
Учащиеся определяются с костюмом: нарисованный, вырезанный из ткани и бумаги. Выбирают подходящие шаблоны для костюма куклы.
Правила безопасного поведения при работе с ножницами.
1 Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
2 При работе внимательно следите за направлением резания.
3 Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4 Не держите ножницы лезвием вверх.
5 Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6 Не режьте ножницами на ходу.
7 Не подходите к товарищу во время работы.
8 Передавайте закрытые ножницы кольцами вперед.
9 Во время работы удерживайте материал, с которым работаете, левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
4 Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога (индивидуальная работа с отдельными учащимися) (практическая работа под музыку)
Педагог. Прежде чем приступить к выполнению костюмов, давайте подготовим наши ручки к работе.
Физкультминутка (под музыку «Куклы неваляшки»).
Дин, дон, дили-дон (топают ногами), что за странный перезвон, (выполняют движения кистями рук)?
Слышен он со всех сторон. (руки подносят к ушам),
Дили, дили, дили-дон. (топают ногами)!
Мы – милашки, (руки – к груди),
Куклы неваляшки, (качаются в стороны),
Куклы неваляшки, (качаются в стороны),
Яркие рубашки. (руки вверх).
Не спим, не сидим, (топают ногами),
И ложиться не хотим. (кивают головой),
Днем и ночью мы стоим, (руки на пояс),
Очень весело звеним. (выполняют движения кистями рук).
Мы – милашки, (руки – к груди),
Куклы неваляшки, (качаются в стороны),
Куклы неваляшки, (качаются в стороны),
Яркие рубашки (руки вверх).
Я раздала вам заготовки из папье-маше на пластиковых бутылках, ранее изготовленные вами.
Алгоритм изготовления теста для оклеивания пластиковой бутылки Масса папье-маше: туалетная бумага заливается кипятком в миске, после остывания измельчается в единую массу. Затем отжимается и добавляется клей ПВА, вымешивается и наносится на бутылку.
Одеваем кукол. Раскрасим акварелью и фломастерами. Можно сделать из ткани или цветной бумаги костюмы по шаблонам и образцам, приклеиваем тканевую (бумажную) одежду. Куклы готовы.
5 Анализ выполненных работ. Подведение итогов
Из какого материала изготавливались народные костюмы?
Перечислите элементы мужского и женского костюма?
Какие элементы украшали народный костюм?
6 Рефлексия
Учащимся предлагается выбрать одну из карточек и высказаться одним предложением о том, что узнали на занятии и понравилось ли им, используя начало фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Предлагаю взять в руки карточки зеленого и красного цвета. Поднимите зеленую карточку те, у кого не было трудностей на занятии, а красную – те, кому требовалась помощь. Спасибо за занятие!
8 Уборка рабочих мест
Список литературы
1 Москин, Д. Загадка народной куклы / Д.Москин, Т.Яшкова. – П., 2011.
2 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский. – М., 2020.
3 Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В.С.Мухина. – М., 1989.
Выполненные работы