Формирование представлений учащихся о воде как природном явлении.
Татьяна САВКО,
учитель белорусского языка и литературы
ГУО «Новодворская средняя школа Свислочского района»,
Гродненская область
Цель: формирование представлений учащихся о воде как природном явлении.
Задачи:
– закрепить представления о свойствах воды и её видах;
– развивать творческо-поисковую активность, самостоятельность, интерес к практической деятельности; умение чётко передавать свои мысли, ставить цель, находить пути решения задач;
– способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде.
Оборудование: мультимедийная установка, телефоны, глобус, стаканы, соль, сахар, лимон, чай, кофе, мята, песок, 2 варёных яйца, бумага, пищевой краситель.
Презентация: волшебные капельки
Ход мероприятия
Учитель.
Я держу в ладошках солнце!
И дарю его друзьям!
Улыбайтесь –это просто!
Лучик солнца – это вам!
Учитель раздает «лучики солнца» (Приложение 1)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Что это у нас на полу? Чьи это следы? Ребята, кто приходил к нам в гости? (Вода. Приложение 1) Ребята посмотрите, что она оставила нам.
«Здравствуйте, ребята! Совсем заскучала я в своём царстве. У меня сегодня праздник. Я приглашаю вас в удивительное путешествие к моим помощницам, волшебным капелькам. Я вам подготовила задания. Если вы выполните все задания, вы узнаете обо мне много нового и интересного, научитесь сами и научите других бережно относиться к воде. Я надеюсь, что путешествие будет интересным и познавательным».
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать один пазл картинки. После выполнения всех заданий у нас должна получиться картинка – сюрприз для Царицы Воды (Приложение 1).
1-я капелька (Приложение 1) «Какой видят нашу планету космонавты?»
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
(Учитель показывает учащимся глобус.) Вспомните, что обозначено на глобусе зелёным цветом? Коричневым? Жёлтым? А голубым? Дети, а как вы думаете, а почему нашу планету называют голубой? (Ответы детей) Да, на нашей планете воды больше, чем земли. А где на нашей планете есть солёная вода? (В море, океане). А какая вода нужна для человека, животных и растений? (Пресная). Посмотрите на глобус. Как вы думаете, какой воды на земле больше – солёной морской, океанической или пресной – из рек, озёр, ручьёв? (Пресной – мало). Что надо делать, чтоб пресной воды нам хватило надолго? (Нужно беречь). А как это сделать? (Ответы детей)
2-я капелька. «Как вода приходит в дом?»
Ребята, это картинки, которые вам необходимо их разместить в правильной последовательности (Приложение 6).
3-я капелька. «Как растения пьют воду?»
Ребята, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней). Давайте проведем опыт, чтобы наглядно в этом убедиться.
Опыт. Помещаем в сосуд с окрашенной водой капустный лист (пекинская капуста). Постепенно лист окрашивается. Вывод: вода от корней поднимается к верхушкам растения.
4-я капелька. «Что вы знаете о воде?»
Так как мы уже в лаборатории, предлагаю вам превратиться в учёных, и проведем опыты по исследованию воды и её свойств.
Опыт № 1 «Вода прозрачная?»
Нужно взять 2 стакан: в одном налита вода, в другом – молоко.
Ребята, попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. Почему в стакане с водой мы увидим предмет, а в молоке нет?
Вывод: вода – прозрачная.
Опыт № 2 «Имеет ли вода вкус?»
Ребята перед вами 3 стакана. Ваша задача – угадать, какое вещество растворили в стаканах. (Соль, сахар, лимон).
Вывод: вода приобретает вкус вещества, которое в ней растворили.
Опыт № 3 «Имеет ли вода запах и цвет?»
В воде растворены различные вещества (чай, кофе, мята).
Ребята, вам нужно догадаться, что растворено в воде.
Вывод: вода приобретает запах и цвет вещества, которое в ней растворили.
Молодцы, ребята! И с этим заданием вы прекрасно справились! Давайте посмотрим, какое задание приготовила для нас 5-я капелька.
5-я капелька «Игра «Три состояния воды»
Ребята, давайте вспомним три состояния воды.
На мониторе появляются картинки воды в разном состоянии (жидком, твёрдом, газообразном).
Жидкое состояние – ребята бегают.
Твёрдое – стоят на месте не двигаясь.
Газообразное – подпрыгивают на месте вверх.
Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним свойством воды. Для этого прошу вас занять свои места за столами. Перед вами песок. Какой песок? (Сухой, рассыпчатый) Попробуйте сделать из него пирожок. Получается? Почему нет? (Песок сухой, рассыпается)
Из какого песка лучше всего делать постройки? Правильно, из влажного.
Попробуйте в песок добавить немного воды. Что же помогает пирожку не рассыпаться? (Вода)
Давайте проверим. Я вам дам два листа бумаги. Попробуйте сдвинуть их относительно друг друга. Много ли усилий вам потребовалось? А теперь намочим листы, приложим, друг другу и слегка прижмём. Попробуйте сдвинуть теперь. Усилий потребовалось гораздо больше. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: вода влияет на состояние других веществ.
6-я капелька «Музыкальная минутка»
Ребята, вам надо угадать название песни по мелодии.
Педагог включает музыку, дети отгадывают.
7-я капелька «Почему в морской воде легче плавать?»
Ребята, кто из вас плавал в море? Скажите, где легче плавать, в соленой морской воде или в пресной, в реках и озерах? Почему, как вы думаете? Давайте проведем еще один опыт и разберемся в этом вопросе.
Опыт: В два стакана наливаем воды, в один стакан с водой насыпаем соль, чтоб вода была хорошо солёная. Помещаем в оба стакана варёное яйцо. В пресной воде оно опускается вниз, в солёной – всплывает.
Вывод: солёная вода плотнее, поэтому держаться на ней легче.
8-я капелька «Почему Беларусь называют синеокой?»
Ребята, вы слышали, что нашу страну часто называют синеокой? Как вы считаете, почему? (Ответы детей)
Беларусь – это страна рек, озер, а самый крупный озёрный регион – Браславские озёра, который насчитывает около 300 водоёмов и более 20 рек.
Викторина «Беларусь синеокая» (Приложение 2)
9-я капелька «Поздравить воду с праздником»»
Мы сегодня с вами работали дружно в одной команде, поэтому у нас всё получилось. И теперь мы передадим нашу энергию воде, которая находится в кувшине. Давайте подойдём к кувшину, поздравим воду и скажем ей добрые слова.
Дети подходят к кувшину и говорят хорошие слова.
Вы молодцы! Отлично справились. Скажите, что больше всего понравилось вам на занятии? Что было самым сложным? Что вы узнали нового?
Всем спасибо, на этом наше занятие окончено.
Приложение 1
Лучик солнца
Следы воды
Картинка капельки
Картинка
(разрезать на пазлы)
Картинка «Как вода попадает в дом»
(разрезать)
Приложение 2