Олимпиадные задания по учебному предмету «Русский язык». Тема “Морфология”, 5-й класс

- 13:26Подготовка к олимпиадам

Автор представляет задания для подготовки учащихся 5-х классов к олимпиаде по учебному предмету “Русский язык”. Часть 1-я

Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

1. Составьте словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета:

1) по величине;                                  8) по вкусу;
2) по форме;                                       9) по назначению;
3) по цвету;                                        10) по принадлежности;
4) по весу;                                          11) по цене;
5) по месту;                                        12) по возрасту;
6) по времени;                                   13) по внешнему виду;
7) по материалу;                                14) по внутренним качествам.

2. Распределите существительные по трём группам:

1) употребляются в формах единственного и множественного числа;
2) употребляются только в форме единственного числа;
3) употребляются только в форме множественного числа.

Часы, помощь, воздух, глаза, оковы, нежность, губы, пот, азарт, рожь, волосы, рукава, городки, очки, студенчество, народ, брюки, кенгуру, леса.

3. Укажите смысловые оттенки глаголов одеть и надеть. Вставьте в предложения вместо точек один из этих глаголов в нужной форме.

1. Бабушка …. на нос очки и стала вязать свитер.
2. Мальчик ….. брата и пошёл с ним гулять во двор.
3. Мама …. на сынишку свитер.
4. Бабушка …. внучку и повела её в детский сад.
5. Я с трудом …. коньки.

4. Перед вами отрывок из «Российской грамматики» М.В.Ломоносова (1755). Вставьте вместо пропусков названия частей речи.

«Слово человеческое имеет семь частей знаменательных:

1. ….. для названия вещей;
2. ….. для сокращения именований;
3. ….. для названия деяний.

5. Подберите определения к словам. Укажите род существительных.

Тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.

6. Объясните, почему данные слова объединены в одну группу.

1) лестница, солнце, здравствуйте, честный;
2) лесной, лесного, лесным, лесных;
3) счастливый, сливовый, серебристый;
4) говорить, придержать, увидеть, готовить.

7. Укажите падеж, который никогда не употребляется с предлогом. Укажите падеж, не употребляющийся без предлога.

8. В русском языке это слово известно с начала XVIII века. Заимствовано оно из голландского языка, буквально означало «яблоко из Китая». Назовите это слово. Какая грамматическая норма связана с образованием форм этого слова?

9. К каким частям речи можно отнести следующие слова? Составьте с ними словосочетания. Запишите части речи указанных слов.

Жаркое –
Мелок –
Смел –
Быстрее –
Простой –
Рой –
Спой –
Раскрой –
Пасть –
Уж –
Три –
Прав –
Мечи –
Дали –
Стекла –
Мой –
Стих –
Течь –
Белила –
Строй –
Надел –
Жгут –
Пила –
Припас –

10. Укажите предложение, в котором подчёркнутое слово является предлогом.

а) Напротив кинотеатра находится сквер.
б) Кинотеатр находился в доме напротив.
в) Сквер расположен напротив.

11. Выпишите из каждой группы слов существительное. Ответьте на вопрос: какое значение – признак или действие – является общим для слов в каждой группе?

1) Смелый, смелость, осмелеть; 2) черный, чернеет, чернила, чернота; 3) синий, синеют, синева, синь; 4) толкаться, толкотня; 5) бегут, беготня, бегство, пробежка; 6) решать, решение, решимость.

12. Подберите известные вам слова, получившие свои названия от собственных имен существительных. Объясните происхождение этих слов.

13. Выпишите существительные в следующей последовательности:

1) люди; 2) животные; 3) вещи; 4) вещества; 5) явления природы; 6) события; 7) признаки; 8) действия.

Снегопад, смелость, молотьба, зеркало, медведь, резолюция, ледоход, тетрадь, реформа, землетрясение, Олег, радость, чемодан, олень, стрельба, нефть, синева, делегат, велосипед, пилот, собака, ураган, комбинезон, малахит, тракторист, корова.

14. Поставьте слово в скобках в нужную форму:

Имя (известный), фамилия (знакомый), госпиталь (прифронтовой), деталь (запасной), лазурь (светлый), изморозь (белый), снегирь (красногрудый), рысь (хищный), флигель (небольшой).

15. Как правильно:

Надеть ту́флю или туфель, снять тапку или тапок, дай мне один помидор или одну помидору, чистый полотенец или чистое полотенце, моя фамилия или мое фамилие, сливо́вой повидлой или сли́вовым повидлом, новая простыня́ или новая про́стынь?

17. Выпишите имена существительные:

1) имеющие форму и единственного, и множественного числа;
2) употребляющиеся только в форме множественного числа.

Брюки, лекарства, ножницы, очки, поэты, цветы, сливки, шахматы, яблони, чернила, километры, проценты, хлопоты, ворота, птицы.

17. Допишите окончания существительных.

К операци.. на сердце, в детской редакци.., писать Мари.., вспоминать о Марь.., идти по территори.., писать о галере.., обратитесь к Клавди.., к Наталь.., находиться на собрани.., находиться в унынь.., быть в уныни…

18. Прочитайте стихотворение Л.И.Кондрашенко «Тарарам». К какой части речи вы можете отнести слово тарарам? Правильно ли склоняют его ребята? Какое у этого слова окончание? На что оно указывает?

Говорят, что по утрам
В нашем доме – тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Все вверх дном перевернули –
Тарарама в доме нет!
Мы искали до упаду,
Но опять сказали нам:
– Эй, друзья, прибрать бы надо,
В вашем доме – тарарам.

19. В старину в русском языке существовали прилагательные лепый (красивый), смурый (хмурый), существительное бры (бровь). Назовите современные прилагательные, в которых они сохранились.

20. Найдите «лишние» слова:

1) писать, решать, держать; 2) лететь, краснеть, жалеть; 3) купить, ушибить, пилить.

21. Для чего понадобилось выучивать четверостишие?

Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

22. Какой глагол можно отнести и к I, и ко II спряжению?

23. Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно писать Ь. Объясните написание. Определите части речи, сделайте синтаксический разбор.

1. Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).
2. Лусый морош(?) увертал чулёную велоч(?).

24. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как и в русском языке. Определите части речи, сделайте синтаксический разбор данных предложений.

1. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.
2. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

25. Ответьте на необычные вопросы:

1. Какие два местоимения портят дорогу?
2. Как превратить ветку в водоём?
3. Ради какого предлога русский изобретатель Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?
4. Как с помощью одних личных местоимений сказать, что фрукты чистые?
5. Как превратить оценку в вечер танцев?
6. Как превратить сооружение для ремонта кораблей в собаку?
7. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов?
8. В каком глаголе 100 отрицаний?
9. Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда.
10. Название какого города состоит из одного мужского имени и ста женских.

26. Выберите предлог из или с.

В Прибалтику – …, на Камчатку – …, в школу – …, в магазин – …, на отдых – …, на рынок – …, в отпуск – …, в город – …, на концерт – …, на Нарочь – … .

27. Раскройте скобки. Выберите правильный вариант.

1. Одеть/надеть (мальчишку, девчонку, обувь, шарф, малыша).
2. Оплатить/заплатить (билет/за билет, покупку/за покупку).

28. Вставьте глагол (с корнем -лож- или -клас-/-клад-).

1. Мама закончила уборку и … тряпку в ведро.
2. Учитель раздал тетради, и мы … их перед собой.
3. Не забывай, пожалуйста, … свои вещи на место.
4. Бабушка не стала … в кашу изюм.
5. Сделал уроки – … вещи в портфель.
6. Мне понравилось приготовленное мамой второе, и я … в свою тарелку добавку.
7. Чтобы постоянно не искать ключи, следует … их в одно и то же место.
8. Я попросил сестру: «… мне, пожалуйста, в портфель цветные карандаши».
9. Закончив выпиливать фигурку, дедушка … инструменты в шкаф.
10. «Ребята, если вы завершили работу, …, пожалуйста, тетради на мой стол», – сказала учительница.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий