Автор предлагает пример упражнений игрового стретчинга «Сказка о девочке Варе», которые использует в работе с дошкольниками 4–5 лет.
Александра СОРОЧИНСКАЯ,
педагог дополнительного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область
Ни одно занятие по хореографии с дошкольниками не обходится без упражнений на растяжку. Если использовать методику игрового стретчинга и тем самым растяжку превратить в игру, то добиться запланированного результата будет гораздо легче. Растяжка проходит в форме сюжетно-ролевых игр. Педагог рассказывает сказку, историю, включая в них некоторое количество упражнений на разные группы мышц, которые комплексно воздействуют на весь организм ребёнка. Важно нагрузку распределить равномерно. Игровой стретчинг проходит под музыкальное сопровождение, чаще это классические произведения, что способствует музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, а не только физическому развитию.
Предлагаю пример упражнений игрового стретчинга «Сказка о девочке Варе», которые использую в работе с дошкольниками 4–5 лет.
Задачи:
– развивать подвижность суставов, эластичность и гибкость мышц;
– повышать общую двигательную активность;
– формировать правильную осанку;
– воспитывать выносливость и трудолюбие.
Ход занятия
Дети вместе с педагогом становятся в круг, ноги в VI позиции, руки свободно опущены вдоль тела. Под спокойную музыку начинается рассказ.
Педагог. Жила-была девочка Варя. Жила она в волшебном лесу. Однажды утром она проснулась в прекрасном настроении.
1-е упражнение «Потягивание»
Подняться на носочки, потянуть ручки вверх, развести их через стороны вниз – повторить 4 раза.
Педагог. И всё вокруг её тоже проснулось. Проснулись деревья.
2-е упражнение «Деревья»
И.п. – ноги в VI позиции, руки свободно опущены вдоль тела. На «раз» – наклон вниз, постараться дотянуться до пола. На «два» – медленно потянуться вверх. Повторить 4 раза.
Педагог. Проснулось солнышко!
3-е упражнение «Солнышко»
И.П. – ноги на ширине плеч, руки расставлены в стороны. На «раз» – медленно наклониться вниз, стараясь правой рукой коснуться левого носка. На «два» – вернуться в И.П. На «три» – медленно наклониться вниз, стараясь левой рукой коснуться правого носка. На «четыре» – вернуться в И.П.
Педагог. Варя решила прогуляться. И пошла она по высокой траве.
4-е упражнение «Высокий шаг» в медленном темпе
Дети становятся друг за другом. И.П. – ноги в VI позиции, руки на поясе. На «раз» – высоко поднимаем правое колено, носочек смотрит в пол. На «два» – опускаем правую ногу вниз. На «три» – высоко поднимаем левое «колено», носочек смотрит в пол. На «четыре» – опускаем левую ногу вниз. Повторить 8 раз.
Педагог. Пошла по узенькой дорожке.
5-е упражнение «Узенькая дорожка»
Шаг на высоких полупальцах, руки широко расставлены в стороны.
Педагог. И тут она попала в чащу. Стала она пробираться сквозь ветки.
6-е упражнение «Чаща»
Шаг с пятки, разводя руками в разные стороны.
Педагог. Когда она выбралась, то увидела высокую гору.
7-е упражнение «Гора»
И.П. – дети ложатся на пол, ноги сгибают в коленях, руки вдоль тела. На «раз» – поднять таз вверх, немного задержаться. На «два» – вернуться в И.П. Повторить 4 раза.
Педагог. А под горой росли красивые цветы.
8-е упражнение «Цветы»
И.П. – сидя на ковре, поджав под себя ножки, руки в подготовительной позиции рук. На «раз» – руки медленно понимаются в I позицию. На «два» – руки медленно раскрываются во II позицию. На «три» – руки поднимаются в III позицию, поднимая таз с пяток. На «четыре» – опускаемся в И.П.
Педагог. Тут прилетели бабочки!
9-е упражнение «Бабочка»
Сидя на полу стопы вместе, колени развернуты – «бабочка летит и машет крыльями нижними (ноги) и верхними (руками)»; «бабочка устала и спать легла» – носом достать до пальцев ног, при сохранении развернутых колен.
Педагог. Варя налюбовалась цветами, наигралась с бабочками и решила вернуться в свой домик. Весь день улыбка не сходила с её лица.
10-е упражнение «Улыбка»
И.П. – сидя на полу. На счёт «раз-два», вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу, а пятками прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола. На счёт «три-четыре» – сократить подъёмы ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с подошвами и носками образовали прямую линию, то есть должна получиться I позиция («ножки улыбнулись»).
Обязательно во время последнего упражнения нужно дать возможность детям успокоиться, глубоко подышать, даже просто закрыть глаза и послушать музыку.
Педагог. Ребята, я желаю вам, чтобы вы тоже почаще улыбались. А к девочке Варе мы ещё обязательно вернёмся.