В материале описан опыт реализации инновационного проекта «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью», актуальностью которого является реализация научно-обоснованных теоретических и практических аспектов формирования эмоциональной безопасности, потребность в разработке современного программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической работы по этому направлению.
Анна РЯБЧУК,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 2 им. Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область
ryab4ykanna@mail.ru
В соответствии с главой 8 Государственной программы «Образование и молодёжная политика на 2021–2025 годы», «специальное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, что не только повышает качество их жизни, но и содействует достижению социальной справедливости и социальной стабильности в обществе» [3, с. 14]. Важным элементом социальной адаптации учащихся с особенностями психофизического развития является умение проявлять социально-одобряемое поведение. Одним из важнейших условий становления личности ребенка младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью является формирование эмоционально-волевой сферы, которому способствует семья, школа, вся жизнь, постоянно окружающая и воздействующая на него. У этих детей имеются определенные трудности в развитии эмоциональной сферы, которые затрудняют процесс формирования социально одобряемого поведения и социальной адаптации. В нашем учреждении образования успешно реализуется инновационный проект «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью», актуальностью которого является реализация научно-обоснованных теоретических и практических аспектов формирования эмоциональной безопасности, потребность в разработке современного программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической работы по этому направлению. Являясь педагогом-инноватором, я приступила к изучению и использованию новой для себя темы «Формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы». В своей деятельности я опираюсь на методику «формирования эмоциональной безопасности» [2, с. 3] у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Данные исследований помогли определить основные направления работы по формированию эмоциональной безопасности на коррекционных занятиях.
Процесс подбора и адаптации дидактического материала к занятиям в связи с отсутствием учебных пособий становится трудоёмким и длительным для учителя-дефектолога, что может сказываться на качестве организации образовательной деятельности. Актуальным стал вопрос создания современного научно методического обеспечения коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» для учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью.
На основании проведенной диагностики в «качестве диагностических материалов для исследования были выбраны наборы сюжетных картинок» [1, с. 56], по теме педагогического исследования был составлен портрет учащегося Дениса К.
Определены направления коррекционной работы с учащимся и возможности каждой темы для формирования эмоциональной безопасности учащегося с учетом индивидуального и дифференцированного подходов, разработан план коррекционной работы. Важным моментом явилось налаживание тесного социального взаимодействия между учащимися.
Разработка реальных ситуаций общения, подбор сказочного персонажа, описание его жизни в сказочной стране таким образом, чтобы ребёнок увидел сходство со своей жизнью, помещение сказочного героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную жизнь ребёнка помогает сформировать у него образец поведения в той или иной жизненной ситуации. «Прожив» ситуацию однажды в образе сказочного героя, ребёнок использует полученный опыт в быту самостоятельно. Впечатляет учащегося и самостоятельный выпуск стенгазеты «Мир моих эмоций».
Использование мимических и пантомимических упражнений на развитие эмоциональной чувствительности и выразительности поспособствовало развитию у учащегося выразительности различных эмоциональных состояний. Интерактивные игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта (тема «Палитра эмоций», викторина «Угадай эмоцию» https://learningapps.org/watch?v=piefa4n4523 или игра «Четвертый лишний» https://learningapps.org/watch?v=pywe58qqa23) помогают учащемуся распознавать свои чувства и управлять своими эмоциями, различать эмоции сверстников и окружающих его близких людей, понимать их желания, а главное – понимать самого себя; ему становится проще управлять собственным поведением.
Игры с песком приобретают особую ценность, когда в песочной среде разыгрываются реальные жизненные ситуации, относительно которых ребёнок испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций, а также решение проблемных ситуаций позволяет учащемуся изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения.
Просмотр специально подобранных мультфильмов (Сборник мультфильмов для развития детей «Наши эмоции и чувства» https://yandex.by/video/preview/16682809449583373597), чтение и анализ художественных произведений на тему «Какие бывают эмоции», прослушивание аудиозаписи и ответы на вопросы (тема занятия «Парад литературных героев», задание «Назови чувство» https://learningapps.org/watch?v=p2jr7i0ua23) содействуют правильному выбору тактики поведения в эмоционально опасной ситуации.
Использование разнообразных методов и приемов способствует не только эмоциональному развитию и формированию эмоциональной безопасности, но и снятию эмоционального напряжения, устранению чувства страха, неуверенности в себе, дискомфорта, отсутствия интереса к занятию, вызывает у учащегося неподдельный интерес и восхищение.
Сравнительно-сопоставительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента говорит о положительной динамике внедрения этой методики на коррекционных занятиях: в начале по всем показателям результат составил 1 балл (6,6 %), а в конце – 10,5 баллов (70 %), вырос на 63,4 %.
По итогам педагогического наблюдения можно сделать вывод: у учащегося сформированы умения замечать, правильно определять и выражать эмоции, устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями; ему стало интересно предъявлять требования к самому себе как к самостоятельной и активной личности, способной выполнять нормы и правила, принятые нашим обществом, к общению со сверстниками, он стремится защищать себя и своих друзей в эмоционально опасных ситуациях и контролирует свое поведение.
После анализа результатов диагностики и проведенных коррекционных занятий были составлены рекомендации.
Рекомендации по улучшению эмоционального компонента социальной адаптации учащегося младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
1 Необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого учащегося.
2 Планировать занятия с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту, включая в деятельность приемы коррекционно-педагогического воздействия на эмоции, а также обращать внимание на то, что развитие воли и эмоций полностью зависит от общего направления развития личности. От каждого учащегося нужно добиваться осознания им необходимости выполнения общепринятых норм и правил.
3 При использовании художественных произведений уделять больше внимания нравственной оценке поступков героев самим учащимся, а при рассматривании иллюстраций к рассказам и сказкам следует чаще привлекать его внимание к особенностям мимики и пантомимики персонажей в определенном эмоциональном состоянии.
4 Включать игры и упражнения, направленные на выработку умения контролировать свои эмоции в общении со сверстниками, со взрослыми, на развитие чувства юмора и сопереживания.
С учетом особых образовательных потребностей этой категории учащихся и с целью повышения эффективности и качества коррекционно-педагогической работы, внедряя методику формирования эмоциональной безопасности у учащихся, разработаны коррекционно-развивающие задания, составляющие основу учебного пособия «Я в мире эмоций – IV (V)», которые будут методической поддержкой коррекционных занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для учащихся V класса.
В настоящее время система работы внедряется мою в практику работы.
Список использованных источников
1 Акопян, Н.И. Изучение основ эмоциональной безопасности у младших школьников с нарушением интеллекта (с легкой умственной отсталостью) / И.В.Ковалец, Н.И.Акопян // Дефектология. – 2018. – № 2. – С. 55–64.
2 Акопян, Н.И. Методика формирования основ эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью / Н.И.Акопян // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. V регион. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), Гродно, 27 нояб. 2018 г / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Н.В.Крюковская (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2018. – С. 4–6.
3 Государственная программа «Образование и молодёжная политика на 2021–2025 годы». [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г., № 57 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100057&p1=1. – Дата доступа: 01.10.2024