Игра «Креативные станции». Конструирование имиджа современного педагогического работника

- 12:58Стиль работы, Стиль работы. Педсовет

Развитие творческих способностей, совершенствование навыков группового взаимодействия.

Елена ЛИТОШ,
методист
ГУО «Жлобинский районный центр творчества
детей и молодежи «Эврика»,
Гомельская область

 

 

 

Цель: развитие творческих способностей, совершенствование навыков группового взаимодействия.

Целевая аудитория: педагоги.

Форма проведения: игра.

Оборудование: карточки с названиями креативных станций и описанием заданий, бумага (формат А3), маркеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, тетради (блокноты), ручки, карточки для создания бейджей, булавки.

 

Ход занятия

Педагог. Добрый день, коллеги. Рада вас видеть. Как говорят, театр начинается с вешалки, а мы начнем с приветствия.

Упражнение «Половинка к половинке»

Цель: активизировать участников, погрузить в рабочую атмосферу.

Инструкция. Участникам предлагается по очереди назвать половину того слова, которым он хотел бы поприветствовать группу.

Например: «При-вет», «Здоро-во». Рядом сидящий говорит вторую половину слова, а затем половинку своего приветствия соседу слева и т.д.

Теперь в обратную сторону. Воспоминание из профессиональной деятельности. Например: «Зар-плата», «Де-ти» и. т.д.

– Теперь посмотрите на лица друг друга. Что вы видели? Улыбки!

Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Как говорил Карнеги: «Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится».

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам выполнить упражнение «Картинка».

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки, выразите свое эмоциональное состояние в данный момент и попытайтесь определить, с чем данное эмоциональное состояние может быть связано (педагоги объясняют свой выбор).

Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.

 

Упражнение «Грецкий орех»

Цель: осознание каждым участником своей индивидуальности.

Инструкция. Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

– На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и, почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.

Индивидуальность – вот фундамент педагогического имиджа. От того каким будет сам педагог, от его креативности, творческого подхода к своей деятельности, профессиональной компетентности, инициативы зависит воспитание детей. Сегодня мы с вами остановимся на нашем профессиональном имидже, имидже педагога. Каким же он должен быть? Имидж – это то, как тебя воспринимают и видят окружающие. Слово происходит от латинского imago, что означает «картинка». В переводе с английского – образ, престиж, репутация.

Упражнение «Мозговой штурм»

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.

Инструкция: Продолжить предложение, не повторяя друг друга: «Имидж современного педагога – это…»

– Так кто же такой современный педагог? Сейчас мы с вами в ходе интерактивной игры, попробуем сконструировать имидж современного педагогического работника. Одновременно освоим один из современных интерактивных методов – метод «Креативные станции».

 

Алгоритм проведения игры

1 Участникам предлагается выбрать КРУГ, КВАДРАТ, ЗИГЗАГ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Интерпретация «Психогеометрический тест» (Приложение).

2 Столы расставляются в разных частях учебной аудитории, где будут работать группы.

3 Каждому столу присваивается название станции (Круг – «Студия звукозаписи», квадрат – «Полиграфический комбинат», зигзаг – «Рекламное бюро», треугольник – «Ателье моды», прямоугольник – «Агентство адвокатов»). Участники распределяются по группам по выбранным фигурам и занимают «станцию».

4 Когда группы займут исходные позиции:

Группа № 1 (квадрат) превращается в полиграфический комбинат. Ваша задача изготовить любой вид полиграфической продукции (буклет, обложку журнала, журнал, газету, открытку, плакат, коллаж), в которой должно быть отражено главное: слагаемые имиджа современного педагогического работника. Творить печатную продукцию голыми руками невозможно. Поэтому, уважаемые коллеги, получите необходимые атрибуты для изготовления печатной продукции (карандаши, маркеры, клей, ножницы, скотч). Также вам разрешается использовать по своему усмотрению предоставленные вам периодические издания: резать, клеить, рисовать и т.д.

Членам группы № 2 (круг) предстоит поработать на станции «Студия звукозаписи». Ваша задача сочинить совершенно новую или переложить уже известную песню, рэп (речитатив), арию, оперу и исполнить своё произведение на тему «Слагаемые имиджа современного педагогического работника». Ваш главный атрибут – листы бумаги, карандаши для записи слов музыкального произведения + ваши творческие способности и ваш креатив.

Группа № 3 (зигзаг) получает своё творческое задание на станции «Рекламное бюро». Ваша задача создать текст рекламы, рекламный слоган-девиз, рекламный щит-билборд, а возможно, вы создадите и покажете нам целый рекламный ролик на тему «Слагаемые имиджа современного педагогического работника». Ваш главный атрибут для работы – ваше творчество и ваш креатив, а также бумага и ручки.

Группе № 4 (треугольник) предлагается поработать на станции «Ателье моды». Ваша задача создать образ позитивного, современного, внешне и внутренне красивого педагогического работника. Вы должны придумать фирменный стиль, дресс-код для педагогического работника. Вам необходимо нарисовать облик идеального педагога, который обязательно нравится нашим учащимся (выбрать силуэт, форму головы, «одеть» его). Это и будет ваше важное слагаемое имиджа педагогического работника. Главный атрибут в вашей работе – бумага, карандаши + ваше творчество, ваш опыт и ваши знания.

Группе № 5 (прямоугольник) предлагается поработать на станции «Агентство адвокатов». Вы должны определить (10 утверждений) зачем каждому педагогическому работнику необходима хорошая репутация и позитивный имидж. Получите, пожалуйста, бумагу и карандаши.

После выполнения заданий каждая творческая группа представляет свой творческий продукт.

Рефлексия

Педагог. Одной из главных составляющих личности современного педагога является адекватная самооценка. В заключение нашего занятия, я хочу, чтобы каждый педагог увидел, насколько он уникален и неповторим, а поможет ему в этом педагогический коллектив.

Инструкция. Возьмите чистый лист бумаги и обведите на нём свою руку. Напишите в центре своё имя и два главных профессиональных качества. По моему хлопку передавайте свой лист соседу справа. Получив чужой лист, прочтите имя вашего коллеги, и укажи его положительные качества на ваш взгляд. Как только услышите хлопок, передайте лист дальше. Как только вы получите свой лист обратно, хлопните в ладоши вы. Получив свой лист, прочтите перечень качеств, которыми вы обладаете на взгляд ваших коллег. Знайте, что они у вас есть и цените себя.

Спасибо за работу, я хочу подарить вам символический подарок. Это закладка. С одной стороны у неё – линейка, а с другой – таблица умножения. Линейка символизирует профессиональный рост, а таблица умножения – приумножение ваших профессиональных достижений.

 

Приложение

 

Психогеометрический тест

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они – энергичные, сильные личности.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Треугольники с большим трудом признают свои ошибки!

Треугольники честолюбивы. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя… Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Наиболее характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость поступков. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня».

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и… смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» – всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГ

Круг – это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди. Круг – самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги – лучшие коммуникаторы, прежде всего, потому что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор – ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» – Треугольника и Квадрата. 

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, инакомыслящий.

Вам свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция – это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим трудно понять Зигзагов. Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги – идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг – самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряют интерес к идее).

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий