Авторская картотека упражнений, вырабатывающих артикуляционный уклад сонорных звуков [р], [р’]

- 17:31КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

С целью формирования и развития артикуляционного уклада сонорных звуков [р], [р’] у детей с нарушениями звукопроизношения была разработана авторская картотека артикуляционных упражнений. Картотека состоит из 9 упражнений; каждый лист картотеки включает название упражнения, авторское четверостишие к нему, яркую картинку, описание хода выполнения упражнения.

 

Ирина БЫКОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 5 г.п. Корма»,
Гомельская область 

 

Значение артикуляционной гимнастики трудно переоценить, поскольку она занимает одно из ведущих мест в коррекции речевых нарушений у детей. При произнесении определенного звука артикуляционные органы, участвующие в процессе произношения, занимают определенное положение. Все звуки в словах произносятся не изолированно, а последовательно, один за другим, поэтому артикуляционные органы должны быстро переходить из одного положения в другое. Этого можно достичь лишь при наличии хорошо развитых и гибких мышц органов речевого аппарата, способных быстро переключаться и перестраиваться.

Как правило, у детей, имеющих нарушения звукопроизношения, зачастую артикуляционные органы (язык, губы) недостаточно быстро и точно могут переключаться с одного артикуляционного уклада звука на другой, либо у ребенка вовсе не сформировано правильное положение органов артикуляции, необходимое для произношения нарушенного звука. Чтобы формировать, развивать или совершенствовать артикуляционные уклады звуков необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Основная задача артикуляционной гимнастики состоит в тренировке полноценных движений органов и артикуляционного уклада звуков, а также в развитии умения сочетать простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

С целью формирования и развития артикуляционных укладов сонорных звуков [р], [р’] у детей с нарушениями звукопроизношения была разработана авторская картотека артикуляционных упражнений.

Картотека состоит из девяти упражнений, каждый лист картотеки включает название упражнения, авторское четверостишие к нему, яркую картинку, описание хода выполнения упражнения. Снизу под картинкой размещены авторские игровые задания, направленные на развитие психических познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления), их нужно выполнять после того, как сделано артикуляционное упражнение.

Картотека позволяет разнообразить выполнение артикуляционной гимнастики, сделать ее более увлекательной и интересной для детей.

В дополнение был составлен рабочий лист с комплексом артикуляционных упражнений, который можно выдавать родителям детей с нарушениями звукопроизношения в качестве рекомендаций на дом. Этот комплекс состоит из восьми артикуляционных упражнений с описанием выполнения упражнений, картинкой к нему, Qr-кодом с видеоуроком выполнения упражнения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий