В материале представлена игровая программа, в ходе которой учащиеся знакомятся с различными профессиями и их особенностями.
Любовь ШУПЛЯКОВА,
воспитатель группы продленного дня
ГУО «Средняя школа № 25 г. Могилева»
shypliakova23@mail.ru
Цель: формирование у младших школьников представлений о социальной значимости профессиональной деятельности.
Задачи:
– познакомить учащихся с разнообразием профессий, формировать уважительное отношение к людям разных профессий;
– расширять словарный запас учащихся;
– создавать условия для развития коммуникативных навыков младших школьников.
Оборудование: таблички для нумерации команд; картинки с изображением инструментов и профессий; конверты и таблички с пословицами; секундомер; фишки «Молодец!»; толковый словарь и словарь синонимов русского языка; сборник пословиц; микрофон; волшебный мешочек с предметами; таблички со словами «работа», «дело», «труд», «деятельность», «страда», «Я хочу стать…»; таблички с толкованием слов «фонендоскоп», «имиджмейкер», «дегустатор», «корректор», «плотник», «столяр»; музыкальный центр, песни «Антошка», «Антошка-Микс», минусовки частушек.
Подготовительная работа: дети по желанию разделены на 3 команды. Учащиеся разучивают частушки и стихи. Совместный поиск в семейных альбомах фотографий пап, дедушек во время прохождения срочной службы в армии, фотографий родственников, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Совместный сбор информации об этих родственниках. Выпуск фотогазет «Наша армия сильна!», «Наши деды и прадеды» к 23 Февраля, к 9 Мая. Знакомство с «профессией» десантника. На мероприятие можно пригласить дедушек воспитанников (воинов-интернационалистов).
Ход занятия
Перед началом мероприятия звучит песня «Антошка» https://deti-online.com/pesni/pesni-dlya-malyshey/antoshka/.
– Как называется эта песенка? («Антошка».)
– Кто впервые сегодня услышал эту песню? Поднимите руку. Кто слышал эту песенку раньше? Поднимите руку.
– Ребята, в каком мультфильме звучала эта песенка? (В м/ф «Антошка».)
– Как поют герои мультфильма – все вместе или по очереди? (По очереди. Сначала ребята, а потом Антошка.)
– Верно. Антошка поёт свои фрагменты песни один, он отвечает в песне на предложения своих друзей, даже спорит с ними. На музыкальном языке такой исполнитель называется солистом. А его друзья поют все вместе, демонстрируют хоровое исполнение. Как вы поёте песни на уроках музыки – сольно, то есть по одному, или хором? (Хором.)
– Какая музыка в этом мультфильме? (Весёлая, радостная, задорная.)
– Какой по характеру Антошка в этом мультфильме? (Ленивый, весёлый, балованный, игривый, забавный.)
– О чём рассказывает эта песня? (О лени Антошки.)
– Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться? (Лентяй, ленивый человек.)
– Подберите слово, противоположное по значению слову «ленивый». (Трудолюбивый, работящий.)
– Чему нас учит история про Антошку? (Нужно быть трудолюбивым, помощником, не лениться.)
– Правильно, дети! Молодцы!
Сегодня мы познакомимся с многообразием мира профессий, станем активными участниками игровой программы «Все работы хороши – выбирай на вкус». Вы постараетесь научиться договариваться и прислушиваться друг к другу. Работать вы будете в командах: сначала обсуждаете варианты ответа в команде, а потом принимаете общее решение и выбираете человека, который предлагает вариант ответа вашей команды.
I Конкурс «Отгадай-ка»
Каждой команде предстоит отгадать по две загадки об инструментах. Не зря говорят: «Без инструментов, как без рук». Ведь инструменты – это незаменимые помощники и дома, и на работе. Отгаданная загадка – одна фишка «Молодец!»
При отгадывании загадки на доске переворачивается картинка-отгадка.
1 Жужжит, а не пчела, не муха.
Звук громкий, но не шмель.
Повесить чтоб картину,
Возьми скорее… (Дрель).
2 Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки
С помощью… (Рулетки).
3 Внешне он не бросок,
Вмиг обтешет доску.
С ним тружусь я спозаранок.
Что в руках моих? (Рубанок.)
4 Я любопытный инструмент.
Узнаю всё в один момент:
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне! (Сверло.)
5 Гвозди я им забиваю,
Очень точно попадаю.
Дом для птиц построить смог,
А помог мне … (Молоток.)
6 Вертится туда-сюда,
Всё закрутит без труда.
Крепко-накрепко скрепляет
В мебели она детали.
Как в работе своей вёртка
Неуёмная … (Отвёртка.)
Какому специалисту принадлежат дрель, рулетка, рубанок, сверло, молоток, отвёртка? (Плотнику, столяру.)
На доску вывешивается картинка плотника и столяра.
Кто такой плотник? Кто такой столяр? В чём сходство? В чём разница?
Педагог показывает таблички с толкованием слов «Плотник», «Столяр».
II Конкурс «Восстанови-ка»
Все мамы хотят, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми и трудолюбивыми. Но чтобы ребенок полюбил труд, уважал чужой труд, его необходимо правильно воспитывать. Пословицы о труде отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений, и, конечно же, помогают нам в воспитании трудолюбия.
А вы знаете пословицы о труде? (Труд кормит, а лень портит. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу – время, а потехе – час. Кто не работает, тот не ест.)
Каждой команде даётся конверт, в котором «разрезана на слова» пословица о труде. По этим словам за полторы минуты необходимо восстановить пословицу.
Давайте вспомним некоторые правила русского языка.
Как обозначается начало предложения? (Заглавной буквой.)
Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? (Точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие.)
Как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)
Какие знаки препинания могут находиться в середине предложения? (Тире, запятая, точка с запятой, двоеточие.)
I команда – Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.
II команда – Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
III команда – Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Педагог показывает таблички с пословицами для проверки правильности составления.
Найдите в этих пословицах слова, близкие по значению, – синонимы. (Работа, дело, труд.) В словаре синонимов русского языка мы можем найти группу слов, близких по значению – работа, дело, труд, деятельность, страда.
Педагог показывает таблички со словами «работа», «дело», «труд», «деятельность», «страда».
III Физкультминутка «Антошка_МИКС».
IV Самая сложная игра
Я прочитаю вам стихотворение Аллы Саповой «Чтобы мама отпустила».
В нём будут упоминаться профессии. Ваша задача – запомнить как можно больше профессий. За каждое правильно названное слово – фишка «Молодец!».
Назову сейчас профессий
Не четыре и не десять,
А почти что три десятка!
(Три десятка – это сколько?)
Ну-ка, слушайте, ребятки!
Сценарист, судья, стилист,
Часовщик, технолог,
Финансист, шахтёр, таксист,
Проводник, геолог,
Переводчик, иллюстратор,
Штурман, архитектор,
Композитор, дегустатор,
Лётчик, врач, корректор,
Имиджмейкер, каскадёр,
Журналист, издатель.
Полицейский, режиссёр,
Машинист, спасатель.
Стало интересно вам?
Всех профессий – океан!
Выберете, что по силам,
Чтобы мама отпустила!
Значение каких слов вам непонятно? Толкование слов мы можем найти в толковых словарях русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
I и II команды ищут в толковых словарях русского языка значение слов дегустатор и корректор. Давайте вспомним, как живут слова в словарях. (По алфавиту, в начальной форме.) III команда использует смартфон для нахождения значения слова имиджмейкер в интернете.
Педагог показывает таблички с толкованием слов «Дегустатор», «Корректор», «Имиджмейкер».
V Игра «Волшебный мешочек»
В волшебном мешочке лежат разные предметы. Вам нужно угадать наощупь, что это за предмет. За каждый правильно угаданный предмет команда получает фишку «Молодец!».
Давайте попробуем разделить все угаданные предметы на три группы и определить, человеку какой специальности они могут принадлежать.
I группа предметов принадлежит врачу – фонендоскоп, бинт эластичный, коробочка от лекарства, молоточек. (Картинка врача)
II группа предметов принадлежит парикмахеру – фен, расчёска, ножницы, зеркало. (Картинка парикмахера)
III группа предметов принадлежит плотнику или столяру – топор, пила, отвёртка, плоскогубцы. (Картинка плотника и столяра)
Педагог показывает табличку с толкованием слова «Фонендоскоп».
VI Конкурс «Расскажи-ка»
На свете много разных и интересных профессий. О некоторых их них сейчас расскажут наши ребята.
1-й ученик. Лесничий (Картинка «Лесничий»)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.
В Беларуси День работников леса отмечается в третье воскресенье сентября.
2-й ученик. Токарь (Картинка «Токарь»)
Токарь склонился над умным станком.
Тонкая стружка бежит ручейком.
В Беларуси День машиностроителя отмечается в последнее воскресенье сентября.
3-й ученик. Учитель (Картинка «Учитель»)
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счёту и письму,
И верности родной Отчизне.
В Беларуси День учителя отмечается в первое воскресенье октября.
4-й ученик. Шофёр (Картинка «Шофёр»)
Шуршат по дорогам весёлые шины,
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофёров трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна!
В Беларуси День автомобилиста и дорожника отмечается в последнее воскресенье октября.
5-й ученик. Доктор (Картинка «Доктор»)
– Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:
– Еже!
Отвечает доктор гневно:
– Еже-, еже-, ежедневно!
В Беларуси День медицинских работников отмечается в третье воскресенье июня.
6-й ученик. Машинист (Картинка «Машинист»)
Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся
Весёлый стук колёс.
Зелёные вагоны на солнышке горят.
В кабине застеклённой
Сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?
В Беларуси День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа.
Педагог. Кем бы вы хотели стать? Почему? Расскажите. (Я хочу стать … (кем?), потому что … Ответы детей. Интервью с микрофоном)
VII Знакомство с «профессией» десантника
Отгадайте загадки.
Крепкий, прочный парашют
За спиной его раскрылся.
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет. (Десантник.)
Был вначале он курсантом,
В полк приехал лейтенантом,
Он обучен воевать,
как его, скажи, назвать. (Офицер.)
Выступление дедушки воспитанника – военного офицера, который исполнял интернациональный долг в Афганистане.
VIII Конкурс «Спой-ка».
Минусовки частушек: https://zvukipro.com/music/2281-muzyka-dlja-chastushek-bez-slov.html
Многие наши дети любят петь. Они исполнят для нас частушки о профессиях.
1) Хороши у нас частушки,
Хороши припевочки.
Веселитесь вместе с нами,
Мальчики и девочки!
2) Мы трудиться очень любим,
Нам трудиться нравится.
Каждый сладит с трудным делом,
С любой работой справится.
3) Вовка хвалится ребятам,
Что он станет адвокатом.
А пока не адвокат,
Он колотит всех подряд.
4) Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать.
Этот опыт пригодится –
Я хочу артисткой стать!
5) Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть астрономом.
Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать!
6) Я врачом мечтаю быть.
Буду всех детей лечить.
Чтоб терпели перевязки,
Окружу теплом и лаской.
7) Буду плавать на просторе
Капитаном корабля.
Изучу я все на свете
Океаны и моря.
8) На гимнастику хожу,
Ем лишь раз в неделю.
По секрету вам скажу:
Стать хочу моделью.
9) Буду поваром работать,
Когда вырасту большой.
Буду всем варить компоты
И любимый суп с лапшой.
10) Всем скажу я по секрету,
И поверьте мне, друзья.
Что исполню мечту эту –
Стану президентом я!
11) Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где – и съел!
12) Наконец до десяти
Научилась я считать.
И теперь судьёй по боксу
Я могу уж точно стать.
13) Я решила, ни к чему
Боксом заниматься.
Стану я зубным врачом,
Все его боятся.
14) У частушек есть начало,
У частушек есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем, молодец!
IX Игра «Доскажи словечко»
Пора бы и поиграть! Играем все вместе! Вы готовы?
Профессий всех не сосчитать,
А вы их можете назвать?
Я говорю начало, а вы договариваете конец.
Поезд водит … (машинист).
Пашет в поле … (тракторист).
Самолётом правит … (лётчик).
Клеит книжки … (переплётчик).
В школе учит нас … (учитель).
Строит здания … (строитель).
Красит стены нам … (маляр).
Столы делает … (столяр).
Песни нам поёт … (певец).
Торговлей занят … (продавец).
На станке ткёт ткани … (ткач).
От болезней лечит … (врач).
Лекарство выдаст нам … (аптекарь).
Хлеб испечёт в пекарне … (пекарь).
Нарисует нам … (художник).
Сапоги сошьёт … (сапожник).
Потушит вмиг пожар … (пожарник).
Часы чинит … (часовщик).
Грузит краном … (крановщик).
Рыбу ловит … (рыбак).
Служит на море … (моряк).
Главный в поле … (агроном).
Знает звёзды … (астроном).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто всё знает … (молодец)!
Ай да молодцы, ребята! Хорошо играли! Были активными и внимательными. Вы знаете много профессий.
X Подведение итогов игровой программы «Все работы хороши – выбирай на вкус».
Подсчёт фишек «Молодец!»
Какие новые профессии вы открыли для себя?
Вы согласны с выражением «Все работы хороши – выбирай на вкус»?
Как видите, дети, профессий немало –
Такую себе выбирай.
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край.