Автор описывает эффективные приемы формирования функциональной грамотности учащихся. «Псевдотекст», «50 на 25», «Цепочка из ключевых слов», «Пирамида-отзыв» – это приемы, которые могут пополнить копилку любого педагога.
Вероника ОРЛОВА,
учитель английского и немецкого языков, учитель-методист
ГУО «Гимназия имения Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область
Формирование функциональной грамотности учащихся играет ключевую роль в подготовке их к жизни в современном обществе. В условиях стремительных изменений в технологиях и методах работы способность адаптироваться и применять знания в практических ситуациях становится особенно важной.
Давайте попробуем представить мир без образования. Каким он будет? И как жить в этом мире? Ответ вполне очевиден: без знаний не будет развития, не будет учёных, врачей, учителей, а вокруг будут царить пустота и хаос. Хотим ли мы такое будущее для своих детей? Однозначно: нет.
Современному белорусскому обществу нужны функционально грамотные, мыслящие люди, проявляющие инициативность и способность находить нестандартные решения, демонстрирующие готовность обучаться в течение всей жизни и активно участвовать в развитии и преобразовании нашей страны. Для того чтобы сформировать эти качества у учащихся, современная школа должна создать все условия, в числе которых повышение профессиональной компетентности педагогов в области функциональной грамотности не только на уровне государства, но и в каждом отдельном учреждении образования.
С этой целью в учреждении образования «Гимназии имени Я.Купалы» г. Мозыря регулярно проводятся разного рода семинары, где педагоги реализуют принцип «равный обучает равного» и демонстрируют практические способы формирования функциональной грамотности учащихся на учебных занятиях по разным учебным предметам посредством ознакомления коллег с разнообразными типами заданий и последующим обсуждением их практической значимости.
В рамках одного из таких семинаров мной были предложены приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности учащихся и могут пополнить копилку любого педагога: это приёмы «Псевдотекст», «50 на 25», «Цепочка из ключевых слов», «Пирамида-отзыв».
Приём «Псевдотекст»
Задача участников при работе с псевдотекстом – проанализировать его, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом, выделить смысловые и стилистически единые части одного текста и, в конце концов, выделить исходные тексты-оригиналы. Этот приём позволяет вовлечь всех в обсуждение и нацелен на проверку способностей участников работать с текстами, а также управлять собственной читательской деятельностью через такие учебно-познавательные действия, как понимание смысла текста (интерпретация информации), осмысление и оценка содержания и формы текста. Кроме того, участники отвечают на вопросы: «Выделите предложение, в котором объясняются причины…», «Основываясь на информации из текста, определите, какие утверждения являются фактами, а какие – только мнением автора или других людей», – что также способствует развитию их читательской грамотности.
Пример псевдотекста
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Многие учителя нетерпимы к ошибкам (как, впрочем, и родители, руководители и др.). Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Однако современные исследования раз за разом доказывают, что ошибки – одно из ключевых условий успешного обучения. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. На ошибках можно и нужно учиться. – Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. – Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. – Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Терпимость к ошибкам, к неудачам крайне важна. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Воспитывать перфекционистов – довольно сомнительная и опасная задача. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. – Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. В жизни мы все допускаем ошибки. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». – Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. Именно знание, полученное после совершения ошибки, как правило, усваивается лучше всего. – Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель. Ошибки – это возможность для роста и развития.
Приём «50 на 25»
Суть приёма состоит в том, что участники делятся на пары, придумывают и записывают краткое содержание текста, уместив его в 50 слов (текст 1 и текст 2). Затем пары обмениваются своими произведениями и сокращают доставшееся им краткое содержание до 25 слов. Сокращенный тест возвращается к своим первоначальным владельцам, где снова сокращается, только теперь до одного предложения (10–12 слов). В результате зачитываются полученные варианты, и выбирается самое лучшее краткое содержание. Этот приём способствует развитию критического мышления участников и умения выражать свое мнение.
Текст 1. Пример возможного сокращения: «Многие нетерпимы к ошибкам, но ошибки – это возможность роста и развития!»
Текст 2. Пример возможного сокращения: «Дела всегда говорят громче, чем слова».
Прием «Ключевое слово»
Практическая задача приема заключается в том, чтобы во время взаимодействия в парах/группах, основываясь на базовых знаниях содержания текста, участниками были установлены логические связи между ключевыми словами. Перемещая карточки с ключевыми словами, участники затем из них складывают логическую цепочку. Приём направлен на систематизацию и наглядное обобщение объемного материала, развивает критическое мышление и обеспечивает возможность включенности каждого участника в работу.
Группа 1. Карточки с ключевыми словами: ошибки, условия, развитие, обучение, терпимость, знание, рост, исследование, успешность.
Группа 2. Карточки с ключевыми словами: учитель, тонкости, слова, ученики, чай, белый журавль, дворец, правило, дела.
Приём «Пирамида-отзыв»
Суть приёма состоит в том, что участники объединяются в группы и вместе заполняют пирамиду. В ходе такой работы возникает позитивная взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга и коллективная ответственность за выполняемую работу. Помимо того, этот приём является эффективным способом изучения материала, сам процесс заполнения пирамиды поощряет активное слушание, участие и сопереживание, предоставляет всем членам группы значимые роли в практической деятельности.
В заключение хочется отметить, что формирование функциональной грамотности учащихся – непростая задача, и от самого учителя требуются креативность и постоянное профессиональное самосовершенствование через использование инновационных форм, средств и приёмов обучения. Вместе с тем, это увлекательный процесс, результатом которого является функционально грамотный, инициативный, самостоятельный, социально ответственный учащийся, демонстрирующий уровень качества образования граждан Республики Беларусь.