Для повторения раздела «Как люди открывали Землю» автор собрала обобщающий материал, который включает как задания на знание теории, так и практические задания разного уровня сложности, от упражнений на знание терминов до заданий на умение сопоставлять события и ориентироваться по карте. Также материал содержит вопросы, требующие размышления и дополнительных знаний по теме.
Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Вариант 1
Первый уровень, задание 1
Дайте определение представленным терминам:
Перешеек – это… (узкая полоса, соединяющая два участка суши.)
Остров – это… (небольшой, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженный водой.)
Второй уровень, задание 2
Дополните текст недостающими словами:
Отважными моряками были (1) – народ, живший на восточном побережье (2) моря. В VI в. до н.э. никто не знал, омывается ли морями со всех сторон (3) (тогда ее называли Ливией). За три года (1) обогнули (3) и убедились, что она (4) окружена водой. Плавание (1) считается самым (5) путешествием (6).
современности |
финикийцы |
Средиземного |
действительно |
индейцы |
не |
знаменитым |
Антарктида |
бесполезным |
Африка |
китайского |
древности |
(1) Финикийцы, (2) Средиземного, (3) Африка, (4) Действительно, (5) Знаменитым, (6) Древности.
Третий уровень, задание 3
Определите, является ли утверждение верным:
1. Жак-Ив Кусто соорудил батискаф. (Нет)
2. Роберт Пири покорил Северный полюс в 1909 году. (Да)
3. Руаль Амундсен покорил Южный полюс в 1911 году. (Да)
4. Жак Пикар вместе с отцом соорудил батискаф. (Да)
5. Юрий Гагарин первым полетел в космос. (Да)
Четвертый уровень, задание 4
Сопоставьте маршруты, путешественников и результаты путешествий. Ответ запишите в виде шифра (Аа1Бб2Вв3):
а) Христофор Колумб
б) Фернан Магеллан и Хуан Элькано
в) Финикийцы
г) Джеймс Кук
1) Доказательство того, что Африка омывается со всех сторон морями.
2) Первое кругосветное путешествие, доказавшее шарообразность земли.
3) Открытие Америки.
4) Открытие Австралии.
Ответ: (Аа3Бб2Вг4Гв1).
Пятый уровень, задание 5
Дайте ответ на вопрос: Определите роль открытия Америки.
(Открытие Колумбом Америки дало начало Великим географическим открытиям, Колумбову обмену, трансатлантической работорговле и колониализму, что впоследствии привело Западный мир к господству над всеми остальными.)
Вариант 2
Первый уровень, задание 1
Дайте определение представленным терминам:
Архипелаг – это… (группа островов.)
Материк – это… (огромный участок суши, со всех или почти со всех сторон окруженный водой.)
Второй уровень, задание 2
Дополните текст недостающими словами:
В 1497 году на поиски Индии отправился португалец (1). Его экспедиция, состоящая из четырех кораблей, прошла мимо мыса Доброй Надежды, обогнув (2) с юга. Далее корабли двигались вдоль восточных берегов (2) и достигли Индии. Так был открыт (3) путь из (4) в Индию и установлено, что Индийский и (5) океаны (6) между собой. Закупив пряности, экспедиция (1) отправилась в обратный путь и в 1499 году вернулась в Португалию.
Атлантический |
речной |
Васко да Гама |
Австралии |
Джеймс Кук |
не связаны |
морской |
Африку |
Тихий |
Америку |
Европы |
соединены |
(1) Васко да Гама, (2) Африку, (3) морской, (4) Европы, (5) Атлантический, (6) соединены.
Третий уровень, задание 3
Определите, является ли утверждение верным.
1. Жак-Ив Кусто соорудил батискаф. (Нет)
2. В Индии считали, что Земля держится на трех слонах. (Да)
3. Руаль Амундсен покорил Южный полюс в 1911 году. (Да)
4. Аристотель первым собрал доказательства шарообразности Земли. (Да)
5. Юрий Гагарин первым полетел в космос. (Да)
Четвертый уровень, задание 4
Сопоставьте материки, их названия и площадь. Ответ запишите в виде шифра (Аа1Бб2Вв3).
а) Антарктида
б) Южная Америка
в) Африка
г) Северная Америка
д) Евразия
е) Австралия
1) 53,4 млн км2
2) 30,3 млн км2
3) 24,3 млн км2
4) 18,3 млн км2
5) 14 млн км2
6) 7,6 млн км2
Ответ: (Ад1Бв2Вг3Га5-Дб4Ее6).
Пятый уровень, задание 5
Дайте ответ на вопрос: Определите роль открытия морского пути в Индию.
(Португальцы привели из Индии в Европу пряности, специи; они стоили дорого, приносили доход купцам и в казну государства, а Османская империя, итальянцы и арабы потеряли монополию на торговлю с Индией.
Другим важным плюсом было общее расширение географических знаний, ведь ранее вокруг Африки никто не плавал (арабы добрались только до Мозамбика с севера).
Открытие морского пути в Индию послужило созданию колоний и факторий на побережье Индии и далее на востоке (Индонезия, например).)