Составление рассказа-загадки развивает находчивость, сообразительность, умственную активность, способность ребенка к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы.
Наталья АДАМОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 11 г. Слонима»,
Гродненская область
Развитие речи в дошкольном возрасте имеет очень большое значение в жизни ребенка. Как отмечали известные педагоги и психологи, общее развитие личности ребенка во многом обусловлено уровнем развития его речи. У воспитанников с тяжелыми нарушениями речи очень беден активный и пассивный словарь, им очень тяжело высказать ту или иную мысль. Поэтому при составлении рассказа-загадки воспитанники не только развивают речь, но и обогащают словарь через познание жизни человека, окружающей его действительности, растительного и животного мира, явлений природы, предметов труда и быта. Составление рассказа-загадки развивает находчивость, сообразительность, умственную активность, способность ребенка к анализу, обобщению. Происходит интенсивное развитие монологической и диалогической речи.
Задачи:
– формировать умение составлять загадку-описание по схеме;
– закрепить знание о фруктах и овощах (внешний вид, вкус, место произрастания);
– закрепить умение дифференцировать овощи и фрукты;
– воспитывать любовь к природе,
– развивать умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки с изображение фруктов (яблоко, лимон, апельсин, банан, груша), овощей (капуста, картошка, баклажан, лук, помидор), мультиборд, компьютер, презентация, разрезные картинки овощей и фруктов.
Презентация: https://disk.yandex.by/i/ckSGlhCZShwZkw
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка! (На экране появляется Незнайка)
Он просит помощи у нас. Он совсем ничего не знает о фруктах и овощах. Мы ему расскажем о них? (Ответы детей)
Незнайка принес в корзинке фрукты и овощи! Давайте мы сейчас разложим овощи и фрукты по корзинкам. В желтую корзинку – фрукты, а в зеленую – овощи. (Смотрят на экран. Сортируют овощи и фрукты по очереди.)
Молодцы! А теперь давайте проверим, что вы положили в корзинку с овощами?
А что вы положили в корзинку с фруктами?
Молодцы! Правильно справились с заданием.
Физкультминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. (Маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают сахар)
Варим, варим мы компот – (Повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши)
Ребята, мы с вами в корзинки раскладывали что? (Ответы детей)
Правильно! Молодцы! А теперь давайте научим Незнайку о них рассказывать. А ты, Незнайка, внимательно слушай и запоминай.
Смотрим на экран. (Педагог рассказывает, по какой схеме необходимо описать фрукт или овощ)
На первой карточке изображен цветной круг; необходимо сказать, какого цвета предмет. На второй карточке – язык; необходимо сказать, какой он на вкус. На третьей карточке – геометрические фигуры; на какую фигуру похож? На четвертой картинке – где растет?
Теперь я выберу одну карточку. Но что на ней изображено, вам надо угадать из моей загадки. Ее я загадаю вам по схеме.
Перед педагогом разложены карточки (овощи и фрукты) изображением вниз. Педагог берет любую карточку и смотрит, что изображено, но не показывает детям. Начинает описывать свой фрукт по схеме.
Оранжевого цвета, круглой формы, кисло-сладкий, растет на дереве.
(Ответы детей)
Правильно, молодцы, апельсин. (Педагогический работник показывает изображение на карточке)
А теперь вы сами будете описывать фрукт или овощ. А мы с детьми будем угадывать, что это. Кто хочет попробовать первым?
Ребенок подходит к педагогическому работнику выбирает карточку и начинает описывать изображение по схеме.
Банан – желтого цвета, кисло-сладкий, овальной формы, растет на пальме. (Ответы детей)
Лимон – жёлтого цвета, кислый, круглой формы, растет на дереве. (Ответы детей)
Груша – желтого цвета, сладкая, овальной формы, растет на дереве. (Ответы детей)
Капуста – зеленого цвета, сладкая, круглой формы, растет в огороде на грядке. (Ответы детей)
Картошка – коричневого цвета, вкусная, овальной формы, растет в огороде. (Ответы детей)
Баклажан – фиолетового цвета, вкусный, овальной формы, растет в огороде на грядке. (Ответы детей)
Лук – желтого цвета, не сладкий, круглой формы, растет на огороде на грядке. (Ответы детей)
Помидор – красного цвета, сладкий, круглой формы, растет в огороде на грядке. (Ответы детей)
Молодцы все карточки описали. Чтоб глазки наши отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Там редиска, там салат – Наша грядка – просто клад! |
Дети выполняют круговые движения глазами. Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть влево, вправо. Быстро поморгать. |
Незнайка теперь точно запомнил названия фруктов и овощей, какого они цвета и формы, какие они на вкус и где растут. Незнайка благодарит вас дети. Ему очень понравились ваши загадки про овощи и фрукты. И он хочет с вами поиграть.
Упражнение «Сложи из частей картинку»
(Каждому ребенку педагог раздает конверт, в котором лежат части разрезной картинки.)
Каждый из вас должен сложить картинку, которая в конверте. И назвать, что у вас получилось.
Дети складывают картинки и называют, что у них получилось.
Молодцы! Все справились с заданиями.
Рефлексия
Педагог. Расскажите, что вам сегодня понравилось на нашем занятии?