Своя игра по теме «Педагогические технологии» для учителей начальной школы

- 13:54I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Мастер-класс

Игру можно провести как самостоятельное мероприятие, так и в рамках занятия школы совершенствования педагогического мастерства по теме «Применение инновационных технологий при обучении учащихся русскому (белорусскому) языку».

Наталья ВОЙТОВА,
учитель начальных классов
ГУО «
Средняя школа № 4, г. Орша”,
Витебская область

 

 

Игра состоит из четырех номинаций: «Развитие критического мышления», «Проблемное обучение», «Активная оценка», «Игровая технология». Каждая номинация содержит по три вопроса стоимостью в 10, 20 и 30 баллов.

Номинации скрыты от игроков. Игра начинается с разминки, в которой игрокам необходимо по описанию ведущего угадать номинацию.

Далее участники игры выбирают номинацию и категорию вопроса.

К некоторым вопросам даются комментарии ведущего, которые он дает после ответа игроков (это может служить как обучающий момент при включении игры в рамки занятия школы совершенствования педагогического мастерства), либо игроки сами раскрывают понятия.

 

Своя игра «Педагогические технологии»

 

Разминка

Игроки по описанию ведущего угадывают номинацию.

1) В ходе работы в рамках этой технологии обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, строить умозаключения и логические цепочки, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. (Технология «Развитие критического мышления»)

2) Обучение, при котором учитель, систематически создавая ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных задач, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов. (Технология «Проблемное обучение»)

3) Технология обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи, радоваться им, видеть свои ошибки и работать над ними. (Технология «Активная оценка»)

4) В.А.Сухомлинский говорил: «Без этой технологии не может быть полноценного умственного развития. Это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений и понятий, это – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (Игровая технология)

 

Номинация «Развитие критического мышления»

10 баллов. Какова цель технологии «Развитие критического мышления»? (Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.)

20 баллов. Назовите структуру технологии «Развитие критического мышления». (Вызов, осмысление, рефлексия.)

– Если посмотреть на три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они знакомы учителю, не являются чем-то новым.

Стадия вызова – введение в проблему, стадия осмысления – изучение нового материала, рефлексия – закрепление материала, проверка усвоения.

30 баллов. Этот приём в дословном переводе с английского означает «интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления». (Инсерт.)

– «Верные, неверные утверждения»

– Технология «Развитие критического мышления» имеет две стадии:

1) рефлексия.

2) изучению нового материала соответствует стадия осмысления.

– Корзина идей, инсерт, кластер, синквейн – приёмы технологии критического мышления.

– Приём «плюс-минус-вопрос»

– На какой стадии можно использовать приём «Плюс-минус-вопрос»?

– Приём Три «М» (Назовите три момента, которые у вас получились и предложите одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке).

 

Номинация «Проблемное обучение»

10 баллов. В чем суть проблемного обучения? (Учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.)

20 баллов. Назовите этапы проблемного обучения. (Создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения; этап разрешения проблемы («закрытый») – учащийся перебирает, анализирует имеющиеся знания, выясняет, что их недостаточно для ответа и включается в добывание недостающей информации; этап «открытый» приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Завершается пониманием как решить проблему.)

30 баллов. Назовите преимущества и недостатки проблемного обучения. (Преимущества: самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности, высокий интерес к учёбе, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.)

– Занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности знаний.

Например, cообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.

«Сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Граубина, сказал так: Такой падеж как… Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю. Кто догадался, о каком падеже идёт речь? Значит, тема урока…».

Методы постановки учебной проблемы. Предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения (Что удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо. Выбрать подходящее. Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?).

 

Номинация «Активная оценка»

10 баллов. Использование на практике активной оценки способствует… чему? (Активная оценка способствует мотивации к обучению, повышению результативности обучения, формированию ключевых компетенций: учить учиться, образованию учащихся имеющих трудности в обучении, формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.)

20 баллов. Назовите элементы активной оценки. (Цели урока, критерии достижения цели, ключевой вопрос, техника постановки вопросов, самооценка, взаимооценка, обратная связь.)

– Цели урока формулируются так, чтобы были понятны детям. Цель урока, например, … Эта же цель для учащихся… .

Разработка критериев очень полезна при написании различного рода работ. Приём ученик узнаёт о требованиях не перед уроком повторения темы, а перед изучением её. Благодаря чему он может самостоятельно отслеживать свои успехи, определяя, что он уже изучил и над чем должен поработать. Ученики знают, что тесты, контрольные будут составлены и оценены именно по этим критериям.

Человек охотно учится тому, в чём заинтересован, что его интригует, что необходимо для достижения цели. Поэтому учитель должен уметь формулировать ключевой вопрос. Благодаря хорошей формулировке учащиеся видят широкий контекст проблемы, хорошие вопросы побуждают к поиску ответов и более активному участию в процессе обучения.

Например, урок белорусского языка по теме «Правапіс падоўжаных зычных”. Пытанне: У чым сакрэт напісання падоўжаных зычных? По теме “Правапіс д-дз”. Пытанне: “З якімі літарамі сябруе д, а з якімі дз? Урок обучения грамоте в 1-м классе, тема “Закрепление изученного”. Ключевой вопрос: “Повторение – мать учения?” В конце урока, подведя итоги и решив, что цель урока достигнута. вопрос снимается.

30 баллов. Расскажите о технике постановки вопросов. (1. Вопрос. 2. Обдумывание. 3. Выбор того, кто будет отвечать.)

– В классе есть волшебный стаканчик, в котором находятся полоски с именами всех детей. Они охотно воспринимают происходящее, как игру, обдумывают вопрос (время даётся по степени тяжести вопроса) и ждут кого вызовут. Это благоприятно сказывается и на дисциплине урока.

 

Номинация «Игровая технология»

10 баллов. На каких этапах урока может быть использована игра? (На всех этапах урока.)

20 баллов. Каковы цели дидактической игры? (Целевая ориентация дидактических игр – расширение кругозора учащихся, познавательной деятельности, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.)

30 баллов. Назовите структуру любой игры. (1. Роли, которые берут на себя играющие. 2. Сюжет, отношения, которые передаются в игре. 3. Правила игры, которым играющие подчиняются.)

 

– Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Например, если в 1-м классе в игре «Змейка» учащиеся составляют слова по последней букве предыдущего слога, то в следующем классе игра усложняется. Предлагается составить слова с безударными гласными, с парными согласными.

Как я уже говорила, падение интереса к урокам русского языка ведёт к снижению грамотности, неумению правильно выстроить мысль.

Орфографическая грамотность – основа изучения русского языка. Проблема снижения грамотности состоит ещё и в том, что правил много и все их удержать в памяти не так-то просто.

Для развития орфографической зоркости существуют очень эффективные упражнения. Если со 2-го класса, а то и с 1-го (правописание Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу) учащиеся встречаются с названием правила будь то в речи учителя или на доске зашифровано Пжи-ши, Пча-ща, Пчу-щу, то им гораздо легче находить её в тексте. Учащимся поясняют обозначения (ПБГ – правописание безударных гласных ит.д.).  Они постоянно перед глазами. Даётся текст, где слова зашифрованы названиями правил. Учащимся надо вставить слова из справок, глядя на условное обозначение правила. Далее тексты могут усложняться и ребята могут выполнять и лингвисические задачи: отыскать слово по схеме, разобрать глагол 3 лица мн.ч. и т. д.

Попробуем зашифровать предложения.

В лесной тишине хорошо слышался стук дятла.

Лесной – ПБГ, тишине – ПБГ, Пжи-ши, хорошо – НБГ, стук – ПС.

В ПБГ ПБГ Пжи-ши НБГ ПС дятла.

Иногда ребята составляют схему предложения и на ней указывают только орфограммы-буквы

Мне хотелось бы представить универсальную, на мой взгляд, игру, подходящую под любое правило. Это игра «Ручеёк». Ребята получают карточки. Например, слово с пропущенной буквой, вставляют букву, проверяют по эталону, меняются карточкой с соседом, проверяют друг у друга, а затем начинает бежать «ручеёк». Учащиеся передвигаются по классу в определённом порядке, каждый со своей карточкой побывает у каждого из своих одноклассников. Изначально это занимает минут 7-8, а потом, когда ребята научатся, минуты 4-5. Конечно, это зависит и от количества детей в классе. Давайте попробуем выполнить первую часть игры.

Большую ценность по развитию орфографии представляет упражн ение с элементами какографии. Какография, утверждал педагог К.Д.Ушинский, употребляемая вовремя и с умением занятие весьма полезное, но её должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником.

Когда ребята познакомятся с тем или иным правилом можно проводить игру «Что, где, почему?». Особенно игра полезна детям с нарушениями письма. Для решения любой орфографической задачи надо выполнить действия по алгоритму.

Алгopитм peшeния opфoгpaфичecкoй зaдaчи

1. По опознавательным признакам найти орфограмму 
2. Определить в какой морфеме находится орфограмма 
3. Объяснить написание, применив соответствующее правило

Что?
Где?
Почему?

 

Три вопроса Что? Где? Почему? делают поиск орфограмм и объяснение написания слов динамичным и увлекательным.

Слово сапог. Что? – гласный а. Где? – в корне. Почему буква а? – словарное слово. Что? – звук к. Где? – в конце слова. Почему г? – потому что сапоги.

 

Развитие творческого потенциала на уроках русского языка неразрывно связано с формированием языковой компетенции. Учебные программы по русскому (белорусскому) языку требуют не только современного подхода к изучению теоретического материала, а и нацеливаю на развитие речевой деятельности.

Наши дети разучились красиво говорить, давать полный ответ на поставленный вопрос, логически мыслить.

Вот почему в основе современного урока русского языка лежит текст, на основе которого строятся все задания. Это называется комплексным анализом.

Большую роль в изучении русского языка играет коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для общения.

Это обучение всем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению, письму. Помогают сосредоточиться и подготовиться к восприятию новых знаний разные виды словарной работы.

Комплексный анализ текста не даст хороших результатов при индивидуальном выполнении всех заданий. Поэтому постепенно учу ребят выполнять творческие задания, начиная работу с понятий, которые часто встречаются в художественных текстах и являются отправной точкой для дальнейшего творчества.

Предлагаю часто такие слова: глаза, улыбка, руки, берёза, осень, мгновенье, звезда, любовь, дружба, характер и другие.

Часто начинаю урок с тренинга «Слово – предложение – вопрос – ответ».

Понятие называет учитель или ученик.

Например: Глаза – понятие.

Предложение: Я люблю смотреть подолгу в глаза своей мамы.

Вопрос: Почему именно в мамины глаза ты любишь смотреть?

Ответ: Я люблю смотреть в мамины глаза, потому, что они всегда излучают любовь.

Для заданий в парах и группах предлагаю выполнить такие виды работ:

– составить ассоциативный ряд, подбирая прилагательные к слову глаза;

– подобрать однокоренные слова к данному понятию;

– вспомнить пословицы и поговорки о глазах, взгляде;

– написать лирическую миниатюру, стихотворение в прозе на предложенные названия (или прилагая свой вариант): «Я в глаза в твои, как в зеркало, смотрю», «мамины глаза», «Зеркало души», «Эти глаза напротив» и др.;

Для развития речевой компетенции начиная с первого класса играем с учащимися в игру «Резиночка». Даётся предложение из двух слов. Учащиеся растягивают его как можно больше, добавляя в него только по одному слову. Например. Белка скачет. Красивая белка скачет. И т.д.

Также развитию речи способствуют речевые минутки, або маўленчыя хвілінкі. Напрыклад, Уявіце, што знялі фільм пра ваш клас на рускай мове. А яго трэба агучыць па-беларуску. Разыграйце гэтую сітуацыю: адзін з вас расказвае пра свой клас па-руску, а другі працуе перакладчыкам і расказвае тое самае па-беларуску.

Уявіце сабе, што вы захацелі пазнаёміць бацькоў са сваім сябрам ці сяброўкай. Перад тым як запрасіць іх да сябе ў госці, вы расказваеце тату і маме пра іх: як завуць, дзе жывуць, як завуць бацькоў, дзе яны працуюць. Раскажыце гэта свайму суседу па парце.

Орфографические и пунктуационные навыки приобретаются годами, из урока в урок. Поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует методы и приемы, способствующие выработке устойчивых навыков.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий