Тематическая прогулка с воспитанниками старшей группы по исследованию окружающего мира (наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками) с целью активизации и закрепления имеющихся у воспитанников представлений о весенних изменениях в природе.
Наталья ЖОЙДЬ, Анжелика ОРЛОВИЧ,
воспитатели дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
zhoidznatashka69@gmail.com
Тема: «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками» в старшей группе.
Цель: активизация и закрепление имеющихся у воспитанников представлений о весенних изменениях в природе.
Задачи:
– формировать умения выделять сходства и различия цветущих деревьев и кустарников;
– развивать умения группировать растения по разным признакам (по жизненной форме – куст, дерево), строению листьев – лиственные, хвойные), отношению к человеку – культурные, дикорастущие), способу использования – пищевые, лекарственные), характеризовать сезонные изменения в мире растений –весной появляются необходимые условия для роста растений;
– воспитывать ответственность за состояние растений ближайшего окружения.
Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев (хвойные, лиственные, фруктовые) и кустарников (дикие и культурные); магнитная доска или мольберт; детский стол; карточки-символы: хвойная иголочка, лист, яблоко, веточка, гроздь смородины (Приложение 3); загадки, пословицы и поговорки; детские стульчики или скамейка; детские грабли.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке детского сада, заучивание стихов про деревья, чтение познавательной литературы.
Ход прогулки
Воспитатель. Дорогие дети! Я хочу вас сегодня удивить. А удивительным будет то, что вы видите каждый день. Мы поговорим о растениях.
Что относится к растениям? (Деревья, кустарники, цветы, грибы, трава)
Ребята, на столе лежат картинки с растениями (Приложение 1). Необходимо взять только одну картинку с изображением дерева или кустарника и разместить ее на магнитной доске под лучиком схемы согласно символу (дерево – ствол с кроной, куст – несколько тонких стволов с кроной).
Воспитатель обращается к некоторым воспитанникам индивидуально.
– Почему ты положил сюда именно эту картинку?
– Как ты определил, что это дерево? Куст?
– Есть ли одинаковые деревья? (Кусты?)
– Какие части дерева вы знаете? (Корень, ствол, ветки)
Дерево – это живой организм. Оно так же, как и вы, дышит, растет. Питается.
По каким признакам мы отличаем деревья от кустарников? (У дерева один ствол, а у куста – много тонких стволов).
Молодцы, вы правильно разместили на доске деревья и кустарники.
Кто назовет хвойные деревья? (Ель, сосна) Ель и сосну мы поместим туда, где у нас картинка с хвойной иголочкой.
Береза, клен, дуб, рябина – лиственные деревья.
Их необходимо разместить под картинкой, на которой что изображено? (Листок) Правильно, листочек.
Как мы называем деревья яблоневое, грушевое, вишневое? Это фруктовые или плодовые деревья. Символ этих деревьев – яблоко. Давайте разместим под этим символом наши картинки с плодовыми деревьями.
Кустарники мы делим на дикие и культурные. Какие их них вы знаете? (Сирень, черемуха, смородина, крыжовник)
Дикие кустарники мы разместим под карточкой, где изображена веточка с листочками, а культурные кустарники – где веточка с ягодами.
Подвижная игра «Что растет в родном краю» (Н.Пикулевой)
Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас в Беларуси. Если растут – то хлопайте в ладоши, если нет – молчите. Итак, да – хлопок, нет –молчок!
Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Молодцы! Так держать. Теперь буду называть быстро.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча!
А что вы смеетесь? Разве каланча не может расти у нас в Беларуси? (Каланча – высокая наблюдательная башня).
Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
По каким признакам можно узнать весну? (Ярче светит солнце, зеленеет трава, распускаются цветы и т.д.)
На прошлой прогулке мы с вами ходили к цветущей яблоне. А кто мне скажет, какие деревья цветут? (Вишня, груша)
Отгадайте загадку про дерево, которое цветет весной.
Прилетели в гости к ней
Стайки алых снегирей
По ветвям они скакали,
Красны ягодки клевали. (Рябина)
Давайте подойдем к этому дереву, присядем на скамейку и внимательно послушаем мой рассказ.
Рябина зацветает в мае. Весной она оживает, просыпается от зимнего сна. Медленно растут резные зеленые листочки, и она зацветает. Пчелы весело гудят возле нее, они переносят пыльцу рябинки с одного цветка на другой цветок. Рябина – популярное у нас дерево, обладает душистым ароматом и невольно привлекает внимание.
Посмотрите на соцветия рябины. Как они выглядят? Какого они цвета? (Бело-кремовые)
По каким еще признакам можно узнать рябину? (Резные листочки)
Кто из вас знает, какую пользу приносит рябина людям? (Плоды рябины являются источником витаминов, варят варенье).
Давайте вспомним стихотворение о рябине.
Я по парку погуляла,
Где заря растет, узнала.
Поглядела вверх – она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?
– Это дерево – рябина!
(В. Сибирцев)
А как много пословиц и поговорок о рябине. Послушайте.
Нет рябины – и осень не осень.
Зацвела рябина – наступит тепло.
Рябина зацвела – пора сеять лен.
А сейчас мы встанем и подойдем к очень красивому кустарнику, сейчас он цветет. А как называется этот кустарник, мы узнаем, если отгадаем загадку.
Она кустиком растет и сиренево цветет,
Правда иногда бывает, белым цветом расцветает.
Ее цветки душистые и четырехлучистые. (Сирень)
Давайте подойдем к сирени.
Сирень – это дерево или куст? (Куст, у куста много тонких стволов, а у дерева один большой ствол)
Давайте рассмотрим листья и цветы сирени.
Какого цвета листья? (Зеленые)
На что они похожи? (На сердечко)
Листики кустарника остаются зелеными до поздней осени.
Какого цвета цветы? (Сиреневые). Верно, сиреневые, но бывают еще и белого цвета.
Отдельный маленький цветочек сирени обычно имеет четыре лепестка. Но некоторые цветочки имеют пять лепестков, а иногда и более. Существовал обычай: кто находил такой цветок, засушивал его и хранил в книгах, или же съедали на счастье. Давайте попробуем найти цветочек с пятью лепестками и загадаем желание.
Физкультурная минутка (движения по смыслу текста)
Просыпается цветок и тянет к солнцу лепесток,
И от ветра он качается,
Низко-низко к земле наклоняется.
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается.
Сирень является лекарственным растением. Из листьев сирени делают чай от кашля. Сирень является обезболивающим средством. Лист сирени можно положить на ранку, и он охладит ее и снимет боль. А еще аромат сирени применяют для изготовления духов.
Дыхательная гимнастика
Вдохните аромат сирени. Почувствуйте, какой волшебный запах она издает! (Вдох – выдох)
Послушайте стихотворение про сирень.
Сирень запахла за окном,
Цветами белыми влюбляя,
Парфюм манящим ветерком,
Вокруг бесшумно разливая.
Лучами греет теплый день,
Летают бабочки порхая,
Стоит нарядная сирень,
Во всей красе благоухая!
(А.Гарипов)
Сирень душистая, но долго вдыхать ее нельзя. Потому что может заболеть голова.
Воспитатель читает стихотворение об охране природы «Мы не будем рвать цветы».
Мы не будем рвать цветы –
Это капля красоты.
Пусть они растут, цветут,
Радость людям принесут.
Ну, что ребята, удивила я вас? А чем я вас удивила? (Рассказом о цветущих деревьях и кустарниках, бережном отношении к природе).
А теперь мы пойдем на нашу игровую площадку. Давайте вместе со мной наведем порядок на игровой площадке (Раздаю детям детские грабли и ведра) (Приложение 2).
Мы хорошо потрудились, наш участок, красивый, чистый! В завершение занятия предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Ручеек» (Приложение 3).
Приложение 1
Карточки-символы с изображениями деревьев и кустарников
Приложение 2
Конспект трудовой деятельности «Уборка участка детскими граблями от веточек» в старшей группе
Цель: формировать умение совместно со взрослым ухаживать за участком, очищать участок от опавших веток.
Оборудование: ведро для мусора, детские грабли.
Ход
Педагог собирает детей на участке детского сада и обращается к ним: «Мы с вами каждый день играем на участке. Здесь вы легко находите интересное занятие для себя. Но приятно и удобно находиться на участке тогда, когда на земле нет мусора, опавших веток. Давайте сегодня все вместе уберем наш участок».
Педагог спрашивает: «Как вы думаете, что нужно сделать?»
Дети осматривают участок, отвечают (собрать ветки, убрать мусор и т.п.)
Воспитатель в процессе деятельности дает советы, напоминания, следит за действиями детей. В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем деле: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу. Хорошие вы друзья!»
По окончании работы воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Что мы с вами сегодня сделали? Как изменился наш участок?» (Дети перечисляют выполненную работу).
Воспитатель с удовлетворением замечает, что так много дел смогли сделать потому, что трудились вместе дружно, помогая друг другу. Приводит примеры настойчивости, старательности, самостоятельности детей в труде.
Приложение 3
Конспект подвижной игры «Ручеек» в старшей группе
Цель: формировать умение взаимодействовать в парах; развивать равновесие; воспитывать физические качества (ловкость, гибкость ,выносливость) и двигательные способности (координационные).
Ход
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами сыграем в новую игру. Сначала нам надо встать в круг:
1, 2, 3, 4, 5 –
Все бегите в круг вставать!
Поиграем, порезвимся
И со скукой мы простимся!
Какой большой круг!
Сегодня мы будем играть в новую игру «Ручеек».
Сначала распределимся парами: в кругу расчет на первый-второй, первые поднимают руку вверх и смотрят направо – вторые номера образуют пару с первыми.
Послушайте правила игры.
– Для игры нам надо встать парами друг за другом, взявшись за руки и образовав «домик».
– Тот, кто остался без пары, или последняя пара будут водящими.
– Когда зазвучит мелодия ручейка, водящий/водящие заходят внутрь ручейка и по ходу движения выбирают себе пару и встают в конце, образуя домик.
– Оставшийся без пары становится новым водящим и идет в начало ручейка, игра не останавливается.
Игра заканчивается с выключением мелодии.
Водящий идет в полуприсяде, наклоняется немного туловищем вперед, чтобы пройти под домиками, не спешит. Выбирает пару за руку. Пары образуют пространство между собой, чтобы ребенку было место для прохода.
Давайте повторим правила!
– Когда ведущий начинает движение?
– Что делает ребенок, оставшийся без пары?
– Куда встает новая пара?
– Как мы будем идти под домиками?
Встали парами друг за другом, водящий – перед «ручейком». Включаю мелодию!
Не забываем держать руки высоко в домике.
Стоим ровно.
Оставшиеся без пары молодцы, быстро реагируют и идут к началу!
Мелодия заканчивается.