Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”,
Гродненская область
Тема: «Пионы Лоллипоп».
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
– формировать умение рисовать воздушным шариком, украшать рисунок декоративным элементом завиток;
– продолжать формировать умение рисовать трубочкой для сока, разрезанной на кончике бахромой, ватной палочкой;
– формировать умение передавать форму, величину предметов;
– развивать зрительное восприятие, воображение, фантазию;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.
Предварительная работа:
– рассматривание цветов пионов (иллюстраций или в природе) и картины белорусского художника Антона Станиславовича Корженевского «Пионы»;
– подготовить воздушные шарики (надуть примерно до размера небольшого яблока).
Оборудование:
– образец рисунка,
– магнитная доска,
– магниты.
Материалы:
– альбомный лист (формат А4);
– воздушный шарик;
– гуашь;
– стаканчик-непроливайка с водой;
– трубочка для сока, кончик которой разрезан бахромой;
– ватная палочка;
– тонкая кисточка;
– ложечка (или что-то подобное) для выкладывания гуаши на альбомный лист;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Ребята, отгадайте мою загадку:
Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых,
Белых, розовых, бордовых. (Пион)
Правильно, это – пион, прекрасный, ароматный цветок. Он начинает цвести примерно в середине мая. Существует много видов этого чудесного цветка, и одним из них является пион с вкусным названием Лоллипоп. Почему вкусным? Потому, что название его переводится как «леденец». Сорт пионов Лоллипоп не зря получил такое название, ведь цветочки растения действительно выглядят, как сладкие конфетки. Лепестки у этого сорта махровые, имеют двойную полосатую окраску. Многие цветоводы предпочитают приобретать именно этот сорт пионов, поскольку он очень красочный, имеет оттенки розового, красного, желтого цвета или их сочетания.
2 Пальчиковая гимнастика «Букет»
Раз – гвоздика, два – тюльпан,
Три – пион из жарких стран.
(Загибают по одному пальчику на каждое название цветка).
Соберу скорей букет
И поставлю на буфет.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
II Основная часть
1 Рассматривание образца
Предложить детям рассмотреть образец рисунка. Обратить внимание на лепестки цветов, на то, как смешаны между собой желтый и красный цвета, что тем самым напоминает цветовую гамму леденца лоллипоп. Такие плавные переходы цвета в цвет можно получить, используя новую технику – рисование воздушным шариком. Таким же образом рисуются и листочки. Детали цветов (тычинки) нарисованы при помощи трубочки от сока и ватной палочки. Украшен рисунок декоративными элементами завитками. Они рисуются тонкой кисточкой и придают рисунку дополнительную красоту и законченность.
2 Выполнение рисунка
1. Наносим на альбомный лист ложечкой гуашь желтого цвета, слегка размазываем, придавая овальную форму. Затем выкладываем гуашь красного цвета поверх желтого, но уже наполовину меньше по объему. Опускаем шарик на будущие лепестки поочередно, слегка прижимаем, аккуратно отрываем от поверхности. Движение шариком (желательно, но не обязательно) должно быть прокатывающим от края к центру. Если это затруднительно кому-либо из воспитанников, то можно ограничиться просто нажатием на шарик, что тоже даст интересный результат. Таким образом рисуем три пиона.
2. По такому же принципу рисуем листочки пионам. Сначала выкладываем ложечкой гуашь зеленого цвета на альбомный лист, затем наверх гуашь желтого цвета. Прижимаем (прокатываем) шариком. Таким образом рисуем несколько листочков вокруг бутонов. На этом этапе, при необходимости, помочь воспитанникам удачно расположить листочки.
3. Трубочкой от сока печатаем серединки (макаем ее в гуашь зеленого цвета и ставим отпечаток в центр бутона).
4. Ватной палочкой гуашью желтого цвета наносим точки поверх отпечатка трубочкой.
3 Физкультминутка «Цветок»
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем,
(Потягивания, руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре.
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим.
(Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем?
(Прыжки на одной ножке.)
4 Украшение рисунка декоративными элементами
Гуашью зеленого цвета тонкой кисточкой, самым кончиком рисуем завитки вокруг бутонов. Для этого необходимо вести прямую линию от цветка, но не длинную, а короткую и закручивать ее на кончике «улиточкой».
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают свое оценочное мнение.
Детям задаются вопросы: понравилось ли рисовать в новой технике? Было ли сложно? Что именно?
Если ребятам понравилось рисовать в новой технике, и они хотели бы порисовать, используя ее, дома, объяснить, что такой шарик можно сделать даже из лопнувшего шара. Родители наверняка знают и умеют это делать и окажут помощь. Рисовать шариком можно не только пионы, но и другие цветы. При этом можно смешивать любые цвета красок, проявляя свое творчество и фантазию.
Рисунки собираются, просушиваются, затем помещаются в портфолио воспитанников.