Приемы, способствующие реализации воспитательного потенциала уроков русского языка

- 9:29II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Автор описывает используемые ею на уроках русского языка приемы, которые способствуют формированию у учащихся чувства любви к Родине, умению работать самостоятельно, оценивать результаты своего труда.

Наталия ДОСОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Филатовская средняя школа имени С.А.Ловенецкого»
Круглянского района,
Могилевская область

 

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.

Каковы же наиболее эффективные приемы реализации воспитательного потенциала уроков русского языка?

В качестве примера приведу описание нескольких приемов, которые (как показывает моя практика) способствуют формированию у учащихся чувства любви к Родине, умению работать самостоятельно, оценивать результаты своего труда.

 

Приём  «Синтаксический конструктор. Четвертое лишнее» 

Краткое описание. Учащиеся должны определить вид придаточной, расставить знаки препинания, найти «четвертое лишнее» по виду придаточной части и проверить по ключу. Это формирует умения самостоятельно отработать навыки разграничения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи. 

Класс: 9-й.

Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной».

Этап урока: операционно-познавательный.

Воспитательная задача: содействовать формированию у учащихся чувства любви к Родине, умению работать самостоятельно.

Задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Определить вид придаточной, расставить знаки препинания, найти «четвертое лишнее» по виду придаточной части.
1. Пойми где твои корни и не суетись насчет других миров (Г.Торо).

2. Известно что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело. (Л.Леонов).
3. Не спрашивай что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей родины (Д.Кеннеди).
4. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В.Сухомлинский).

Ключ



1
. [Глаг., (где …),]. СПП с придаточной изъяснительной (что?), союзное слово где.



2.
[Пред. наречие], (что …). СПП с придаточной изъяснительной (что?), союз что.

3. [Глаг.], (что …), – [глаг.], (что …). СПП с двумя придаточными изъяснительными частями


4. [… тот ], (кто …). СПП с придаточной определительной (какой?), союзное слово кто.

 

Приём «Распределительный цифровой диктант»

Краткое описание. Учащиеся распределяют предложения в два столбика: первый – с простым глагольным сказуемым, второй – с составным глагольным сказуемым, указав только их номера. Проверяют по ключу. Такой приём позволяет организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся на усвоение новых знаний, применить теоретические знания на практике, создать ситуацию взаимодействия. Требует минимального количества времени для выполнения задания. 

Класс: 8-й.

Тема: «Составное глагольное сказуемое».

Этап урока: операционно-познавательный.

Воспитательная задача: содействовать формированию у учащихся патриотических чувств, умению оценивать результаты своего труда.

Задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Распределите предложения, указав только их номера, в два столбика: первый – с простым глагольным сказуемым, второй – с составным глагольным сказуемым.
1. Человек должен с детства знать историю своей страны.

2. Все годы мы будем помнить о страданиях, выпавших на долю нашей Родины.
3. Настоящий патриот должен помнить и чтить дела своих предков.
4. Мы обязаны любить эту великую и красивейшую землю в мире.
5. Наши деды одержали победу, защищая родную страну, родной язык, родной дом.
6. В единстве и дружбе хочет жить наш народ.

Распределяют предложения. Проверяют по ключу.




I – 2,5;
II – 1,3,4,6

 

Приём «Сопоставительный анализ текстов» (Работа в группах) 

Краткое описание. Работа с текстом позволяет установить осознанность усвоения изучаемой темы, устранить пробелы в знаниях, формирует навыки читательской грамотности, что даёт возможность быстро анализировать и понимать суть информации, логично и последовательно мыслить. Для развития эстетического вкуса у учащихся работу с текстом целесообразно сопровождать музыкальными произведениями русских композиторов. Данный текст можно читать под звучание мелодии Чайковского «Времена года».

Класс: 7-й.

Тема: «Причастие как особая форма глагола».

Этап урока: операционно-познавательный.

Воспитательная задача: содействовать развитию эстетического вкуса у учащихся через прикосновение к прекрасному, развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.

Задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начинает звучать мелодия Чайковского Ноябрь “Времена года”.
 Посмотрите за окно: еще недавно на деревьях была золотистая листва, птицы громко пели свои песни, а сейчас… На улице поздняя осень, опустившееся небо, наступающие холода, ожидающаяся зима. На смену теплой осени приходят холода. Такова природа. Писатели в своих произведениях сумели показать разные состояния природы.
 Перед вами карточки с двумя текстами. Давайте посмотрим, как известный писатель Борис Полевой использует причастия и причастные обороты.
1) Ядрёный морозец сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней лежал на дороге, деревьях, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок вертелся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела.

2) Ядрёный морозец, ударивш…  ночью, сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней, густо посеребривш… всё вокруг, лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья, ещё не сбросивш… своих уборов, радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва, убит…  морозом, текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок, сорванн…ветром, вертевш… ся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком, порхающ…  легко и грациозно, устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела, будто устланн… ситцем.
Задания
1. Прочитайте текст под № 1 (чтение вслух).

2. Определите стиль текста, обоснуйте ответ.
3. Дайте заглавие тексту.
4. Обратите внимание, как много глаголов в этом описании. Назовите их. Подумайте, почему их так много? (Автору необходимо показать те изменения, которые произошли от ядрёного морозца).
5. Найдите причастия в тексте.

6. Вставьте необходимые окончания.
7. Выпишите словосочетания причастие+ существительное.
8. Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении причастия глаголами.

Выполняют задания, обсуждают свои решения. Определяет время причастий, делают вывод, что причастие не имеет будущего времени.
Составляют ОК правописания окончаний прилагательных и причастий, предлагают его на доске. Делают вывод, что правило одинаковое.
Все учащиеся оформляют конспект в рабочей тетради.

 

Приём «Реши тест»        

Класс: 9-й.

Краткое описание. Тестовое задание позволяет установить степень усвоения нового материала, создать условия для взаимоконтроля, самокоррекции и самооценки знаний и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование. Учащиеся самостоятельно проводят взаимопроверку и устраняют пробелы в знаниях, выполняя работу над ошибками. Учитель предлагает тестовое задание и организует взаимопроверку по ключу с последующей коррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение задач урока.

Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной».

Этап урока: контрольно-коррекционный.

Воспитательная задача: содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, умению оценивать результаты своего труда.

Задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает тестовое задание и организует взаимопроверку по ключу с последующей коррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение задач урока.
1. Найдите предложения с придаточной изъяснительной частью.

а) С озера, что тускло мерцало, раздались трубные клики лебедей.
б) Он так похудел, что стал похож на ребёнка.
в) Я радовался, что наступила долгожданная осень.
г) Все знали, что женщина невиновна.
2. Найдите схемы предложений с придаточной изъяснительной частью.

а) […узнал], (почему…).
б) (Хоть…), [  ].                          
в) [  ], (так  что…) 

г) […не заметил], (что…).
3. Что является союзным словом в предложениях.

а) Часто я спрашивал у дедушки, что такое счастье.
б) Все знали, что женщина невиновна.
в) Многие маленькие дети верят, что именно Дед Мороз приносит им счастье.
г) Мы понимаем, что хорошая погода приносит радость.
4. Союзное слово выделено в предложениях:

а) Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
б) Ведёт дорога длинная туда, где должен быть уют. 
в) Истиной называют то, что выдерживает проверку опытом.

 г) Как только прозвенел звонок, ребята побежали на улицу.
5. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

а) Объясните людям о том, что им нужно делать.
б) Я робко поинтересовался, можно ли мне посетить музей.
в) Малыша постоянно спрашивали, что не заблудился ли он.
г) Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в парк.

Выполняют тестовое задание, (взаимопроверку по ключу), работу над ошибками


Ключ
           1 —  в, г; 
           2 —  а, г;  
           3 —  а;  
           4 —  б, в;  
           5 —  а, в, г.

 

Приём «Распределительный диктант»       

Класс: 8-й.

Краткое описание. Приём «Распределительный диктант» позволяет организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия. Используется для формирования орфографической зоркости. Направлен на развитие умений определять части речи и их разряды или находить орфограммы и определять их тип. Учитель организует работу в паре. Предлагает карточки со словами, среди которых нужно отобрать причастия (1-я, 2-я группы), прилагательные (3-я группа), глаголы (4-я группа).

Тема: «Причастие как особая форма глагола».

Этап урока: операционно-познавательный.

Воспитательная задача: создать условия для воспитания культуры

индивидуальной коллективной учебной деятельности.     

Задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует работу в паре. Предлагает карточки со словами, среди которых нужно отобрать причастия (1-я, 2-я группы), прилагательные
(3-я группа), глаголы (4-я группа).
Белеть, белеющий, белый, читавший, серебряный, любящий, каменный, услышанный, читать, любить, молотый, молоть, лучший, мельчайший, услышать.

Работают в паре, обсуждают свои решения, делают выводы. Проверяют свою работу по ключу (ключ на доске).
 Соотносят причастия 1-й колонки с глаголами 2-й колонки. Объясняют, почему причастие является формой глагола. Определяют окончания прилагательных и причастий, отличие прилагательного от причастия. Наблюдают, сравнивают, делают выводы.
                        Ключ на доске.

Причастия        Глаголы             Прилагательные
белеющий          читать                        белый

читавший            молоть                      серебряный
любящий            любить                      каменный
услышанный       белеть                       мельчайший
молотый             услышать                  лучший                               

 

Приём «Распределительный тест с перфокартой»       

Класс: 7-й.

Краткое описание. Перфокарты позволяют проверить знания учащихся по всем орфограммам. Используются для формирования навыков письма. Такой приём экономит время проведения контроля и проверки заданий. Одна перфокарта может состоять из нескольких заданий на разные правила. С помощью ключа из букв учащийся быстро зрительно видит ошибки, не читая все слова или текст.

Тема: «Употребление предлогов».

Этап урока: операционно-познавательный. Проверка домашнего задания.

Воспитательная задача: содействовать умению работать в парах, оценивать результаты своего труда.

Задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает перфокарту.
В-1
1. (В) следствие рассеянности, (на) счёт экзаменов, (в) роде колокольчика.
2. (На) подобие крылышек, (в) течение секунды, (на) встречу опасности.
3. Говорить (на) счёт экскурсии, пошёл (в) место него, (не) взирая на протесты.
4. (В) виде башни, (в) продолжение часа, брошка (на) подобие пчёлки.
5. (В) случае аварии, (в) связи с болезнью, (с) верх нормы.
6. (В) заключение концерта, (в) целях улучшения, (в) виду плохой погоды.
7. (В) следствие простуды, (не) смотря на морозы, (в) место супа.

В-2
1. (В) место дублёра, (в) виду износа деталей, (на) встречу нам.
2. (На) счёт экзаменов, иметь (в) виду, (в) роде цветочка.
3. (В) следствие дождя, (на) подобие ромашки, (на) встречу друзьям.
4. (В) заключение спектакля, (в) целях профилактики, (в) виду плохой видимости.
5. (В) продолжение недели, (в) виде шара, сумка (на) подобие мешка
6. (В) случае удачи, (в) силу перемен, (не) смотря на снег.
7. (С) верх нормы, (в) место друга, (в) следствие грозы.

Учащиеся записывают слитно – с, раздельно – р.

Ключ:
1.  С   С   С
2.   С   
р   С
3.   С   С   С
4.   
р   р   С
5
.    р   р   С
6.   
р   р   С
7.   С   С   С
 
Из букв С получится цифра 9,если задание выполнено правильно.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий