Будущее гимназии – создание компетентностно-ориентированной образовательной среды

- 9:32Стиль работы, Стиль работы. Педсовет

Форсайт является действенным педагогическим средством, а использование методов стратегии форсайта – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. В ходе семинара-практикума в форме форсайт-сессии педагоги определяют направления деятельности коллектива гимназии по созданию практико-ориентированной образовательной среды.

Марина БАЛЮК,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 имени П.Василенко г. Свислочь»,
Гродненская область

 

Использование методов стратегии форсайта в методической работе учреждения образования побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, профессиональному росту и личностному развитию. Знакомясь с тем или иным методом форсайта, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей педагогической деятельности. И эта инновационная работа не оставляет педагога до тех пор, пока он осознаёт, что форсайт является действенным педагогическим средством, а использование методов стратегии форсайта – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Предлагаем методический семинар-практикум «Будущее гимназии – создание компетентностно-ориентированной образовательной среды».

Технология: форсайт-технология.

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, участвующих в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Форсайт-технология помогает ответить на вопросы: чего хотим мы (реальные участники проекта), чего хотим достигнуть в будущем, над чем будем работать, к чему прилагать усилия.

Основа технологии: совместная работа; карта будущего (не директива, а перспектива); ставки участников (вероятность наступления события оценивают несколько человек); проверка реальностью (корректировка на ходу).

Тип форсайта: образовательный форсайт.

Образовательный форсайт – это генерирование общего информационного поля, понимание задач и вопросов развития, создание необходимых трендов для всех участников проекта.

Форма проведения: форсайт-сессия.

Форсайт-сессия – это прямой обмен мнениями по поводу существующих трендов и их развития. Формируется общее мнение, которое объединяет разные взгляды, чтобы затем перейти к практическим действиям. Задачи форсайт-сессии – ответить на вопросы: Чего хотим достигнуть в будущем? Над чем будем работать? К чему будем прилагать усилия?

Результат форсайт-сессии: визуальный образ совместного будущего практико-ориентированной образовательной среды гимназии.

Участники форсайт-сессии получают визуальный образ совместного будущего, включающего в себя ключевые тренды, события; риски/угрозы; возможности; технологии; форматы; нормативно-методические материалы; события.

Целевая аудитория: педагогический коллектив гимназии.

Цель форсайт-сессии: определение направлений деятельности коллектива гимназии по созданию практико-ориентированной образовательной среды для успешной самообразовательной деятельности учащихся.

Задачи форсайт-сессии:

– создать условия для развития инновационного мышления педагогов, их способностей анализировать меняющиеся данные и выстраивать сценарные версии будущих событий и явлений;

– прояснить намерения педагогов по созданию практико-ориентированной образовательной среды для успешной самообразовательной деятельности учащихся;

– совершенствовать коммуникативные и когнитивные умения, навыки командной и проектной работы.

Оборудование: презентация, магнитно-маркерная доска, листы бумаги для моделирования практико-ориентированной образовательной среды, маркеры.

Порядок проведения форсайт-сессии

I Заочный этап.

II Очный этап.

III Подведение итогов.

IV Рефлексия.

 

Ход форсайт-сессии

I Заочный этап

1. Знакомство педагогов с литературой, интернет-источниками, исследованиями будущего в области формирования и развития практико-ориентированной образовательной среды учреждения образования.

2. Анализ контекста будущего в области создания практико-ориентированной образовательной среды для успешной самообразовательной деятельности учащихся.

 

II Очный этап

1 Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует участников.

Метод «Заверши фразу»

Для оперативного включения присутствующих в деятельность, взаимодействия, создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации ведущий предлагает завершить начатую фразу: «Для успешной самообразовательной деятельности учащихся в гимназии необходимо…». Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.

Ведущий рефлексирует результаты, определяет цель и задачи семинара-практикума.

2 Информационно-деятельный этап

Участники делятся на три группы.

Работа в группах

Задание 1. Необходимо, используя литературу, интернет-источники, актуализировать основные понятия:

1-я группа – «образовательная среда»;

2-я группа – «практико-ориентированная среда»;

3-я группа – «методы стратегии форсайта для организации самообразования учащихся».

Ведущий предлагает спикерам групп презентовать итоги работы. На флипчарт прикрепляются основные определения: «образовательная среда»; «практико-ориентированная среда» и «методы стратегии форсайта для организации самообразования учащихся».

Задание 2. Разработать форсайт-идею по созданию практико-ориентированной образовательной среды гимназии для успешной самообразовательной деятельности учащихся, заполнить дорожную карту «Будущее гимназии».

Дорожная карта «Будущее гимназии»

Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

Временные горизонты

Тренд

Возможности

Угрозы

Формы организации учащихся

Технологии
и форматы

 

 

 

 

 

 

Тренд – направление в создании и развитии практико-ориентированной образовательной среды гимназии, ведущая тенденция, оказывающая влияние на успешную самообразовательную деятельность учащихся.

Возможности – последствия развития тренда, которые оказывают положительное влияние, создают новые перспективы.

Угрозы – негативные последствия развития тренда.

Технологии и форматы – методические методы, приемы, средства и способы.

Задание 3. Спикеры групп по очереди представляют свои форсайт-идеи. На защиту отводится не более 5 минут.

Во время презентации остальные участники заполняют индивидуальный чек-лист.

Образец чек-листа

Тренд по созданию
практико-ориентированной образовательной среды гимназии

Формы организации
учащихся

Технологии и форматы

Вопросы/комментарии

 

 

 

 

Задача заполнения чек-листа – отразить суть представляемой форсайт-идеи и зафиксировать, какие формы и технологии можно использовать для создания практико-ориентированной образовательной среды гимназии для успешной самообразовательной деятельности учащихся. В последней колонке фиксируются вопросы, которые возникают в ходе презентации.

Ведущий предлагает участникам мероприятия создать образ будущего практико-ориентированной образовательной среды гимназии путем сведения групповых карт в общую карту «Будущее гимназии».

 

III Подведение итогов

Ведущий представляет результат форсайт-сессии: визуальный образ совместного будущего практико-ориентированной образовательной среды гимназии, включающей в себя ключевые тренды, события; возможности; технологии, форматы; нормативно-методические материалы.

 

IV Рефлексия

Метод «Рефлексивный круг»

Все участники садятся в круг. Ведущий предлагает алгоритм рефлексии:

– Расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу мероприятии.

– Что нового вы узнали?

– Какие цели и задачи определили для себя по созданию практико-ориентированной среды и совершенствованию организации самостоятельной деятельности учащихся?

Каждый участник методического семинара-практикума поочередно высказывается в соответствии с заданным алгоритмом.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий