Гражданско-патриотическое воспитание – одно из основных направлений современной школы. Цель занятия – повышение профессионального мастерства участников в процессе активного педагогического общения, обмен опытом работы по гражданско-патриотическому воспитанию подростков.
Марина КУРБАТ,
классный руководитель 10-го класса
ГУО “Вердомичская средняя школа” Свислочского района,
Гродненская область
Тема: «Патриотизм – дело каждого».
Целевая аудитория: классные руководители, заместители директора по воспитательной работе
Цель: повышение профессионального мастерства участников в процессе активного педагогического общения, обмен опытом работы по гражданско-патриотическому воспитанию подростков
Задачи:
– систематизировать представления о понятии патриотизма, гражданственности;
– акцентировать внимание на способах формирования нравственной, правовой и политической культуры у детей и подростков;
– проработать с участниками приемы, которые можно применять в работе по осознанию социальной действительности и своего положения в обществе детей и подростков;
– обсудить методы воспитания активной гражданской позиции детей и подростков.
Ход занятия
1 Мотивация
Ведущий. Я рада приветствовать вас в нашей школе, которая имеет свои традиции, гордится своими выпускниками. Думаю, что каждый из вас о своей школе тоже может сказать теплые слова. Давайте представим, что у вас появилась такая возможность.
Прием «Продолжи фразу»: «Я люблю свою школу, потому что…»
Я не просто так начала это мероприятие с такой фразы. Сегодня я предлагаю вам окунуться в школьные годы, почувствовать себя учениками, побыть на их месте.
Деление участников на три группы (прием «Выбери картинку»)
2 Введение в тему
Ведущий. Тему нашего классного часа вы не знаете, я осознанно не предупреждала вас об этом.
Обычно при проведении урока или внеклассного мероприятия в его начале объявляется тема. Но сегодня я решила отступить от этого правила. Предлагаю вам самим определить тему мероприятия, выбрать эпиграф и объяснить свой выбор.
Работа в парах
Задание: прочитайте высказывания, найдите, что объединяет их, попробуйте сформулировать тему и выберите эпиграф к ней.
«Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения», – А.Г.Лукашенко.
«Быть патриотом своей страны – это надо жить в своей стране, любить ее и делать все для процветания этой страны, как бы банально это ни звучало», – А.Г.Лукашенко.
«Патриотизм – убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился», – Бернард Шоу.
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины», – Джон Кеннеди.
3 Корректировка названия темы, постановка целей
Ведущий. Тема нашего мероприятия ‒ «Патриотизм – дело каждого…». Чем отличается тема, предложенная вами, от той, которую предлагаю я? Какие цели мы поставим перед собой?
4 Основная часть
Ведущий. Вопрос «Нужен или не нужен нам патриотизм?» звучит нелепо. Каждый из нас однозначно ответит: «Да, патриотизм нужен!» Все мы граждане Беларуси, всех нас объединяет привязанность к родной земле, желание сделать ее еще лучше. Мы гордимся подвигами нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовыми достижениями наших граждан. Безусловно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, но и в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Вопрос сегодня должен задать себе каждый, и каждый честно ответить: что значит для меня быть патриотом, что я должен делать, чем могу быть полезен своей родине, своей стране?
Вопросы для обсуждения
Кто такой патриот? Прием «Продолжите фразу» «Патриот – это…». Цель: вовлечение каждого участника в работу.
Участники на отдельных листах бумаги записывают свои определения, объясняют их прикрепляют в доске.
Но тема нашего классного часа – «Патриотизм». А что такое патриотизм?
Задания для работы по группам (Каждая группа работает с отдельным определением).
1) Выделите ключевые слова в данном определении.
2) Какие слова, по-вашему, в формулировке несут смысловую и эмоциональную нагрузку? Над чем стоит поразмышлять?
Патриотизм – система знаний, ценностей, практических действий личности, общества и государства, направленных на развитие, процветание и обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; мировоззренческое основание и глубокое чувство любви к своему Отечеству, готовность защищать его (из Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи).
Патриотизм ‒ это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.О.Шведовой).
Патриотизм ‒ это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество.
Ведущий. На основе данных утверждений сделайте вывод, что такое патриотизм.
Получается, что патриотизм – система знаний. Значит, ему можно научить и научиться? На каком уроке это надо сделать? Кто должен этим заниматься?
Как вы думаете, быть патриотом, это сложно или нет? Одинаково или легко разным людям, в разных обстоятельствах быть патриотами? Приведите примеры.
Работа в группах
Прием «Мировое кафе». Цель: собрать информацию, произвести обмен знаниями, поделиться идеями и мнениями. Выбирается «хозяин стола», который фиксирует идеи, а позже озвучивает их. Остальные участники меняются столами).
1-й стол – «Факторы, способствующие воспитанию патриотических качеств личности»;
2-й стол – «Факторы, снижающие патриотические чувства»;
3-й стол – «Укажите наиболее эффективные формы и методы патриотического воспитания».
5 Подведение итогов мероприятия. Рефлексия
Ведущий. Обратимся к началу нашего мероприятия. Тема «Патриотизм – дело каждого». Вы заметили, что в конце я не поставила знак препинания. Подводя итоги, как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в конце и объясните почему?
А закончить наше мероприятие мне хочется словами В.А.Сухомлинского: «Воспитывать патриота… – это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает».