Автор предлагает краткий конспект-выдержку для изучения темы «Систематика споровых растений», который сопровождается тестовыми заданиями для закрепления и обобщения знаний по теме.
Анастасия ГЛЮЗА,
учитель биологии
ГУО «Скрыгаловская средняя школа имени Н.И.Шляги
Мозырского района», Гомельская область
При подготовке к централизованному экзамену и централизованному тестированию предлагаю учащимся краткий конспект-выдержку для изучения темы «Систематика споровых растений», который сопровождается тестовыми заданиями для закрепления и обобщения знаний по теме. Задания представлены в тестовой форме, что способствует активной и качественной подготовке.
Краткий конспект для изучения темы «Систематика споровых растений»
Таксоны:
царство
отдел
класс
порядок
семейство
род
вид
Царство Растения (Споровые растения)
Отделы |
Виды |
Мхи: |
|
Папоротники |
орляк, щитовник болотный, щитовник мужской, кочедыжник женский, сальвиния плавающая (КК РБ), азолла, нефрологи, платицериум, страусник |
Плауны |
плаун булавовидный, плаун баранец (КК РБ), полушник озерный (КК РБ), плаунок заливаемый (КК РБ) |
Хвощи |
хвощ лесной, хвощ зимующий, хвощ болотный, хвощ приречный, хвощ большой (КК РБ) |
*КК РБ – Красная книга Республики Беларусь
Тестовые задания по теме «Систематика споровых растений»
1. Класс – это таксономическая категория, которая объединяет:
А. Отделы
Б. Виды
В. Порядки
Г. Семейства
Ответ: В.
2. Сальвиния плавающая:
А. относится к отделу плауны
Б. на территории Беларуси не произрастает
В. занесена в Красную книгу Республики Беларусь
Г. является сорняком сельхозугодий
Ответ: В.
3. Какое растение изображено на рисунке?
А. Сфагнум мягкий
Б. Кукушкин лен
В. Щитовник болотный
Г. Орляк
Ответ: Б.
4. Классифицируйте организмы и укажите растения, которые относятся к одному и тому же отделу
А. Щитовник болотный
Б. Полушник озерный
В. Кочедыжник женский
Г. Сальвиния
Д. Страусник
Е. Плаун булавовидный
Ответ: А, Б, Г, Д.
5. Классифицируйте объекты и определите, в ответ запишите число, которое показывает, растения скольких отделов перечислены.
Кукушкин лен, маршанция, сфагнум мягкий, сальвиния плавающая, щитовник мужской, кочедыжник женский, баранец обыкновенный, хвощ большой.
Ответ: 4.
6. Укажите, к каким отделам относятся следующие виды (соотнесите):
Ответ: А1,9; Б2,3,4,8,10; В5; Г6,7.
7. Соотнесите:
Ответ: А1, Б3, В2, Г4.
8. Определите отдел по описанию:
Чаще всего растут в хвойных или смешанных лесах. Это травянистые многолетние растения с длинными, стелющимися по земле стеблями. Стебли густо покрыты мелкими узкими зелеными листьями. Летом на верхушке боковых побегов развиваются спороносные колоски со спорангиями, в которых образуются споры.
А. Мхи
Б. Папоротники
В. Плауны
Г. Хвощи
Ответ: В.
9. Охарактеризуйте отдел Мхи:
А. Нет корней
Б. Присутствие корней
В. Присутствует подземный стебель
Г. Отсутствие механической ткани
Д. Образуются нитевидные выросты – ризоиды
1. АГД 2. АВД 3. БВГ 4. БВД
Ответ: 1.
10. Классифицируйте плаун булавовидный, начиная с самого низкого ранга, расположив по порядку шесть подходящих элементов из предложенных. В ответ запишите номера верных вариантов.
1. Тип Плауны
2. Отдел Плауны
3. Класс Плауновые
4. Отдел Папоротники
5. Царство Растения
6. Порядок Плауновые
7. Семейство Плауновые
8. Тип Плауны
9. Вид Плаун булавовидный
Ответ: 9, 7, 6, 3, 2, 5.